Написать эту заметку меня надоумила появившаяся в Дзене статья «Подводные камни конфликта с французами в 1812. Почему на просторах России бесследно исчезло полтора миллиона человек и полмиллиона лошадей». Она – яркий пример того, как собственное недомыслие, в расчёте на невежество аудитории, выдают за глубокомысленное научное открытие.
«Британский ставленник» Александр I
Автор начинает с того, что подвергает сомнению общепризнанные причины Отечественной войны: нарушение российским императором Александром I правил «континентальной блокады», предписанной Наполеоном, и стремление Наполеона принудить Александра к повиновению. По мнению автора упомянутой статьи, это невозможно якобы уже потому, что «Александр I был британским ставленником». Следовательно, он якобы вообще не мог участвовать в «континентальной блокаде», объявленной Наполеоном.
Если автор упомянутой статьи так скептически относится к традиционным историческим версиям, то ему следовало бы столь же критически рассмотреть и историю восшествия на престол Александра I в результате убийства его отца, Павла I. Но даже и в рамках традиционной версии Александр наследовал престол, потому что так следовало по закону о престолонаследии. Но допустим, что версия о «гадящей англичанке» в данном случае верна.
Автору рассматриваемой статьи следовало бы лучше знать предысторию событий 1812 года. В частности – про поражение России в войне с Наполеоном, ведшейся на просторах Западной Европы в 1805-1807 гг., вследствие которого Александр I был вынужден присоединиться к «континентальной системе» Наполеона, несмотря на свои британские симпатии. И про то, что с 1807 по 1812 год, то есть с окончания той войны и до вторжения Наполеона в пределы России, Россия находилась в состоянии войны с Англией. Об этих фактах автор упомянутой статьи либо не знает, либо сознательно умалчивает.
«Штыки» и «едоки»
Откуда автор рассматриваемой статьи взял цифру «полтора миллиона человек» — численность наполеоновской армии? Все источники говорят о том, что она насчитывала максимум 640 тысяч человек. И это включая сюда австрийский и прусский корпуса, которые вошли на территорию России отдельно от Гранд-армии Наполеона и оперировали на самостоятельных театрах военных действий. Кстати, эти корпуса почти в полном составе благополучно покинули российскую территорию после поражения наполеоновской армии. Общее количество людей, потерянных армией Наполеона в России, не превышало полумиллиона человек.
Автор упомянутой статьи настаивает на том, что у армии в 640 тысяч человек должен был быть обслуживающий персонал, превышающий её числом, отсюда и цифра в полтора миллиона. «Французскую армию вторжения нужно минимум удваивать — возчики, конюхи, грузчики, ветеринары (коновалы), повара и т.д.».
В любой армии есть боевой и небоевой элемент (обслуживающий персонал). Вплоть до начала ХХ века подсчитывали, сколько в армии «штыков» и сколько «едоков», находящихся на довольствии. «Едоков» всегда оказывалось вдвое-втрое больше «штыков». Так что, теоретически, рассуждения автора рассматриваемой статьи правильны.
Они не учитывают только одного. 640 тысяч человек это и есть общее количество едоков в Гранд-армии Наполеона! Боевого элемента, «штыков», в ней было в 2-2,5 раза меньше.
Так что проблема, сформулированная автором упомянутой статьи, ложная, надуманная, фальшивая, дутая. Советуем читателям быть внимательнее, сталкиваясь с такими шарлатанскими выкладками по истории, как только что рассмотренная, и доверять только публикациям на дзен-канале «История России».