Одно из основных условий эффективного общения – умение не только внимательно слушать, но и слышать собеседника. Слышать – это значит следить за его мыслями и понимать логику собеседника. Но как узнать, что собеседник вас слышит? Даже, используя популярные техники слушания, мы не всегда замечаем, что контакта с собеседником нет. Но психологи, проанализировав разные модели поведения, определили те из них, которые могут быть маркерами невнимательного слушания.
На самом деле, внимательно слушать могут немногие, зато многие умеют делать вид, что слушают. «Вычислить» их можно по некоторым признакам, если подключить анализ и критическое мышление.
Контрпродуктивными могут быть некоторые распространённые методики.
Активное слушание не всегда помогает, так как повторение того, что говорит собеседник, не всегда помогает понять его.
Прислушайтесь к фразам, которые говорят о незаинтересованности собеседника.
- Он отвечает вам по теме разговора, но уводит его в сторону. Вы говорите коллеге: «У меня есть предложение по решению этой проблемы». Он: «Ну, наконец-то ты проявил инициативу! Тогда помоги мне лучше составить отчёт».
- Он понял, о чём идёт речь, но его не интересует ваше мнение, он навязывает вам своё.
Вы обращаетесь к другу: «Я хочу поменять машину, а у тебя, кажется, знакомый этим занимается. Дашь контакты?». Он: «Правильно, давно пора. Я думаю, тебе лучше купить джип, на нем на дачу хорошо ездить. А денег займи у своего брата. Он богатый, но что-то не стремится тебе помочь».
- Он поддерживает разговор, хотя никакой заинтересованности не проявляет.
Вы мужу: «У меня проблемы на работе, но есть вариант перейти в филиал на другую должность. Ты что посоветуешь?». Он: «Делай, как хочешь, твоя ведь работа».
Реакция собеседника показывает его отстранённость от ваших проблем и отсутствие желания вникнуть. Они не задают уточняющих вопросов, не проявляют озабоченности результатом, не стараются понять причины и предложить варианты решений.
Но мы сами тоже не всегда умеем слушать, а этому можно (и нужно!) учиться. Умение слушать зависит от понимания цели общения (своей и собеседника), сформированности коммуникативных качеств и умения выбирать тактику общения.
Для начала учитесь молчать. К сожалению, большинство из нас больше заинтересованы в том, чтобы высказать свои мысли и чувства. Если же мы научимся молча «держать паузу», то этим заставим собеседника говорить. Когда кто-то искренне и заинтересованно слушает, человеку хочется искренне говорить. Если тренировать навык молчания, то вы заметите, что вокруг много интересных людей, научитесь отличать правду от лжи.
Попробуйте себя поставить на месте собеседника. Если нужно, задавайте уточняющие вопросы. Если видите, что собеседник вас не слушает, спросите его: «Ты хочешь что-то уточнить?».
Основывайтесь на самолюбии собеседника: называйте его по имени, сделайте комплимент, разрядите обстановку шуткой.
Следите за мимикой и взглядом. По невербальным сигналам можно многое понять о человеке. Микровыражения существуют секунды, их невозможно контролировать, поэтому они всегда правдивы.
Как и любой навык, навык общения тренируется. Хотите стать внимательным слушателем и получать нужный результат от общения? Начинайте прямо сейчас!