Свободный дифференциал стоит на абсолютном большинстве автомобилей. Он выполняет функцию разделения, распределяет потоки мощности между ведущими колесами. Это необходимо для того, что бы автомобиль мог без проблем поворачивать. Он хорошо работает на твердых поверхностях, на асфальте, грейдерной дороге, сухом проселке.
Если дорожные условия не являются идеальными, начинают проявляться недостатки такого дифференциала.
Автомобиль съехал с асфальтовой трассы на проселок. Если не было дождя, то все нормально, автомобиль доедет куда нужно. Если прошел даже небольшой дождь, Вы рискуете самостоятельно не доехать до пункта назначения.
Или выпал снег, двор не успели почистить, Вы не можете выехать из колеи. Буксует одно колесо, второе колесо не вращается. Любое бездорожье для автомобиля с таким дифференциалом является непреодолимым.
Другой пример. Осенью заморозок, мокрый асфальт превратился в каток. Автомобили ползут с малой скоростью, иначе рискуют оказаться в кювете. Виной тому свободный дифференциал. Слабое колесо буксует, набирает бОльшую скорость вращения относительно скорости второго колеса. Неконтролируемая раскрутка слабого колеса может явиться причиной потери устойчивости автомобиля на льду.
В таких условиях нужно «отключить» функцию дифференцирования, т.е. не позволять колесам вращаться с разной скоростью. Это задачу решают различные типы «блокировок» дифференциала.
На первый взгляд, кажется, что блокировка необходима, прежде всего, внедорожникам. Но одноприводные автомобили так же нуждаются в таком функционале.
На сухом асфальте блокировка увеличит динамику разгона одноприводного автомобиля, а на скользкой или заснеженной дороге возможности автомобиля 4х2 приближаются к возможностям автомобиля 4х4. Согласитесь, совершенно разные деньги за автомобиль 4х4 или за автомобиль 4х2 с блокировкой, а функционал схож. Конечно, на серьезном бездорожье эти автомобили из разных весовых категорий.
Если автомобиль 4х2 оснащен автоматической блокировкой (у принудительных блокировок задачи иные – преодоление препятствий), он будет уверенно двигаться в любых погодных условиях. Доедет до дачи или до бабушки в деревне, в заповедные грибные или «клеевые» места. Самое главное, водитель получит уверенность и комфорт в управлении автомобилем в сложных дорожных условиях.
Особая тема – блокировка для небольших грузовиков, которые имеют небольшой вес, например Газели, Портеры, Ванетты, Кантеры и т.п. Большинство грузовых автомобилей имеют задний привод. Такие автомобили, когда они движутся без груза, достаточно неуклюжи. Их заносит на скользкой дороге. Зимой им сложно тронуться с места на накатанном участке. Съезд с асфальта на проселок связан с риском застрять, им трудно подняться в горку. А это, как правило, коммерческие автомобили, которые должны доставлять грузы, людей без опозданий.
Установка автоматической блокировки снимает такого рода проблемы.
Автоматическая блокировка автомобилю любого назначения повысит эксплуатационные качества.