В данной статье предлагаю читателям познакомится с историей создания и внешним видом предметов сервиза императорской яхты "Александрия", - сервиза, который является как бы младшим братом-близнецом Собственного сервиза дворца "Коттедж" парка Александрия (подробнее о нём читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/sobstvennyi-serviz-dlia-dvorca-kottedj-18271829-63e614f37ab9006faccd9070), и в декоре отличается от последнего лишь по синим, а не золотым полосам, идущим по окаёму, а также подчёркивающих резкие переходы объёма предметов. Синий (голубой) цвет как бы предлагает "морскую" тематику. Кроме того, в общей эстетике сервиз представляется предтечей сервиза 1840-го года «с гербом, голубой полосой и золотым узким рантом» для Царскосельского дворца (сравнить можно здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/ifz-serviz-s-gerbom-goluboi-polosoi-i-zolotym-uzkim-rantom-dlia-carskoselskogo-dvorca-1840-6389ea890117423998cdb677).
Основной же декор, как и в Собственном сервизе дворца "Коттедж", - это придуманный поэтом Жуковским герб усадьбы Александрия: синий щит с изображением меча, пронзающего венок из белых роз (любимые цветы императрицы Александры Фёдоровны), и с девизом, идущим по золотой полосе, обрамляющей край щита. Девиз простой, написанный от руки по-русски: "За Веру, Царя и Отечество".
Обустройство усадьбы Александрия было закончено в 1829-м году, и поэтому совсем неслучайно заложенный в декабре 1830 года 6-пушечный колесный пароход, предназначенный для морских прогулок царской семьи, получил то же имя - "Александрия".
Построили яхту-пароход на Охтинской верфи, спустили на воду в июле 1832-го года. В результате получилось двухмачтовое судно, имеющее в длину 117 футов (35,7 м.), в ширину 20 футов (6,1 м). В добавок к мачтам яхта имела паровую машину мощностью 90 л.с. Учитывая, что яхта предназначалась для нужд императорской фамилии, и изнутри, и снаружи она была богато декорирована. По каждому борту между десятью круглыми иллюминаторами были помещены резные позолоченные двуглавыех орлы на голубом фоне...
В качестве яхты императорской фамилии судно прослужило 19 лет - вплоть до лета 1851 года, когда Николай I "высочайше повелел" заказанную в Англии новую паровую яхту именовать "Александрией", а старая яхта была переименована в вооружённый (шестипушечный) пароход "Тосна", упоминания о котором теряются в 1850-х...
Главная энергетическая установка новой яхты (чтобы не запутаться, условно назовём её "Александрия"-2) была паровая, с двумя машинами общей мощностью в 140 л.с., которые вращали два гребных колеса. Гребные колеса обеспечивали большую тягу с места, а также позволяли иметь меньшую осадку. Корпус новой "Александрии" был полностью выполнен из железа. На заключительном этапе строительства английские резчики по дереву дополнили носовое украшение с гербом поместья Александрия. Вооружение новой "Александрии" составляли три салютные пушка калибра 76,2 мм.
Сервиз из старой яхты был перенесён на новую. Впоследствии к сервизу неоднократно (взамен битой посуды) заказывались доделки - вплоть до начала XX-го века, при этом форма предметов сервиза менялась в соответствии с модными тенденциями, постоянным сохранялся лишь основной декор.
На новой (второй) яхте 19 мая и 4 августа 1855-го года император Николай I выходил на кронштадтский рейд, и с ходового мостика наблюдал за эволюциями кораблей противника и их перестрелкой с русскими канонерскими лодками (шла сложившаяся крайне неудачно для России Крымская война, полная "перегруппировок", "непростых решений" и "жестов доброй воли"). Помимо походов в бассейне Финского залива, на "Александрии" совершались переходы в Ладожское озеро. Так, летом 1862-го года теперь уже Александр II с семьей посетил на яхте Лодейное поле и остров Валаам, а Александр III с императрицей Марией Фёдоровной в июне 1883-го года ходил на яхте на открытие Свирского и Ново-Сясьского каналов. 14 сентября 1868-го года именно на "Александрии" императорская чета встречала датскую принцессу Марию-Софию-Фредерику-Дагмару, будущую супругу великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III и мать императора Николая II. Всего с 1852-го по 1902-й год яхта совершила 326 походов. У второй "Алексадрии" была воистину долгая и насыщенная жизнь!
В галерее ниже можно увидеть все предметы сервиза, что на сегодняшний день имеются в собрании Эрмитажа.
В первые десятилетия Советской власти сервиз разделил горькую участь со многими другими фарфоровыми ансамблями, безжалостно проданными за рубеж под видом нахождения валюты ради индустриализации страны, поэтому в собрании Эрмитажа мы сегодня видим лишь 20 предметов сервиза, из них принадлежат времени правления Николая I - два. Известны случаи, когда работники музеев всеми правдами и неправдами пытались сохранить национальное достояние, но когда встаёт выбор, что отдать на продажу за рубеж: несколько сервизов или картину Рубенса или Тициана, - как правило, оставить пытались картины (но и тех отстоять для потомков удавалось далеко не всегда)... В поисках судьбы сервиза я наткнулся в интернете вот на такие англоязычные строки (см. ниже)...
На этом - всё. Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.
P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.