Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Сервиз «с гербом, голубой полосой и золотым узким рантом» для Царскосельского дворца (1840). ИФЗ.

Фото, которое может дать хотя бы приблизительное представление о том, как выглядели предметы сервиза на столе. Фото скопировано с сайта ИФЗ.
Фото, которое может дать хотя бы приблизительное представление о том, как выглядели предметы сервиза на столе. Фото скопировано с сайта ИФЗ.

Обиходный сервиз "для повседневных трапез" специально для Царскосельского ансамбля был исполнен на ИФЗ в 1840-м году. У этого сервиза есть предтеча - Ординарный сервиз с гербом и золотым рантом (или по-другому, Гатчинский сервиз с большими орлами) 1820-го года (о нём читайте здесь: https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-gatchinskii-serviz-s-bolshimi-orlami-1820-6389e7e864030264ed4d4f6b). Концепция декора, очевидно, была заимствована у Прусской посуды, создававшейся на Берлинской Королевской мануфактуре по заказу тамошних властей. В России подобная посуда получила известность со времени правления императора Павла I, которому очень нравился его Берлинский сервиз (о нём читайте здесь: https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-kpm-berlinskii-serviz-pavla-petrovicha-1776-ili-1778-6316060eef468614a69d31ed), полученный в качестве дара от короля Пруссии Фридриха Великого то ли 1776-м, то ли в 1778-м году (пусть о дате спорят историки). Декор был умышленно лаконичен - основным его элементом было во многом стилизованное надглазурное изображение государственного герба и минимальное золочение по канту и линиям, подчёркивающим изгибы посуды. Строгость росписи по белоснежной глазури намекала на обыденность, "скромность" посуды для каждодневного пользования (т.е. такая посуда была чисто утилитарного свойства, не предназначенная для празднеств, желания кого-то удивить или любования), при этом обозначала принадлежность посуды конкретно императорской семье. Но для Царского Села было сделано небольшое дополнение в декоре - голубая полоса на всех предметах. Если перевести царское пожелание 1838-го года на канцелярский язык, то получится следующее: вещи предполагались «быть лучшей доброты, но не простого вида и не слишком однако богато украшенными».

Чашки (стаканчики?) сервиза, выставленные на продажу на одной из зарубежных интернет-площадок. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чашки (стаканчики?) сервиза, выставленные на продажу на одной из зарубежных интернет-площадок. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чайно-кофейная пара. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чайно-кофейная пара. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Декор с голубой полосой навевает на некий "морской" лад. Вплетённый в узор акцент на голубой колер был, к примеру, характерен для знаменитого Яхтинского сервиза императрицы Екатерины II (о нём читать здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-arabeskovyi-serviz-1784-iahtinskii-serviz-1787-6312139b2ceac45c56890ed1), изготовленный специально к её путешествию в Крым (1779), для Коттеджного сервиза (заказанного императором Николаем I для Петергофского дворца "Коттедж" в парке "Александрия" (1829)) и для его в какой-то мере продолжения - сервиза императорской яхты "Александрия" (1852).

К настоящему времени сведений о сервизе (да и собственно предметов сервиза) сохранилось не много. Известно, что первоначально он был заказан и изготовлен на 300 кувертов (персон). Посуда билась, но постоянно пополнялась доделками от ИФЗ. Государственный герб в виде чёрного двуглавого орла с соответствующей атрибутикой и крыльями, устремлёнными вверх, соответствует геральдике Николаевской эпохи. Исходя из бумаги 1881-го года, сервиз использовался «во время больших фриштиков (т.е. завтраков) и обедов, ежедневно для Собственных столов Высочайших особ, равно по комнатам разных особ».

О судьбе сервиза после Февральской революции 1917-го года, а затем и Октябрьского переворота того же года историки умалчивают, но по многим признакам она печальна, и повторяет судьбы сервизов с подобным декором. Более всего из них пострадал, конечно, т.н. Коронационный сервиз нового образца (1883), от которого до наших дней дошли лишь ножки да рожки (о нём найдёте информацию здесь: https://dzen.ru/a/Y4nQREQndGNeRfR7), но и с данным сервизом дела обстоят не намного лучше: в музее Царского Села (для которого он, собственно, и был предназначен) ансамбль представлен всего лишь чайно-кофейной парой и мелкими тарелками, в Эрмитаже хранится тарелка, чайно-кофейная пара, лоток (менажница) и подсвечник, в ГИМ (Москва) имеется наиболее полное собрание сервиза - в 47 предметов. В галерее ниже представлены предметы из собрания Эрмитажа...

А в этой галерее представлены основные предметы сервиза, хранящиеся в ГИМ (Москва)... Но не все 47!

Как можно видеть, предметов первоначального набора сервиза в России практически не осталось. на 99% - это поздние доделки (в основном - начала XX-го века). Также предметы сервиза (и как правило, тоже доделки) там и сям появляются в свободной продаже в разных странах. Оттуда я выудил представленную выше вазу и четыре чашки. В галереях ниже вашему вниманию предлагаются молочник в разных ракурса с сайта одной из зарубежных фирм, специализирующихся на купле-продаже антиквариата, и чайная пара поздней доделки, уже с нашенского (русскоязычного) аукциона.

Особенный интерес у публики вызывает оценка: сколько стоит на рынке тот или иной предмет?.. И такое желание будет удовлетворено.

Вот в поисковике обнаружил старую запись. Т.к. страница не открывается, понятно, что предмет продан - или за такую сумму, как обозначена, или около такой. При этом предмет перепутали с предметом из Коронационного сервиза с гербом нового образца. Но герб-то как раз не "нового образца", а "старого" - николаевской эпохи! Ну да торговцам как ни назвать, лишь бы продать.
Вот в поисковике обнаружил старую запись. Т.к. страница не открывается, понятно, что предмет продан - или за такую сумму, как обозначена, или около такой. При этом предмет перепутали с предметом из Коронационного сервиза с гербом нового образца. Но герб-то как раз не "нового образца", а "старого" - николаевской эпохи! Ну да торговцам как ни назвать, лишь бы продать.

Жду Ваших отзывов, правок и уточнений! Спасибо всем, кто дочитал. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

.