Как работу не превратить в заботу? Рассказываем, как помочь детям сформировать здоровое отношение к труду и определиться с профессией.
Обесценивание человеческого труда – актуальная проблема. Считается, что размер заработка не должен напрямую зависеть от приложенных усилий, а чтобы состояться в профессии, совершенно не обязательно получать образование и упорно трудиться. Печально, но формула «меньше работать — больше зарабатывать» сегодня продолжает набирать популярность среди подростков.
Сегодня мы сосредоточимся на мифе, в который по-прежнему верят некоторые взрослые: «Вырастет — поймёт»:
«С возрастом» — здоровое отношение к труду у ребёнка не сформируется, потому что уважение к своей и чужой работе и желание трудиться, как и все базовые ценности, постигаются с детства.
И научные исследования прямо и косвенно подтверждают идею о том, что уважение к труду необходимо целенаправленно воспитывать, взращивать в детях.
Как дети выбирают будущую профессию?
Исследование Института воспитания среди подростков от 10 до 17 лет, показало, что в основном они рассматривают в качестве подработки или будущей карьеры только те профессии, о которых слышат от родителей, друзей или блогеров. Иные варианты не попадают в их поле зрения. А без знакомства с разнообразием направлений, в которых можно не просто «трудиться на благо общества», но и реализовывать свой потенциал, работа в сознании школьников ассоциируется с рутиной для взрослых.
Осознают взрослые это или нет, именно на них ложится ответственность за воспитание в детях здорового отношения к работе как к части жизни. И если они не донесут до ребёнка мысль о том, что профессия наполняет жизнь смыслом и одновременно даёт возможность проявить свои способности, что путь к ней начинается прямо сейчас, то этого не сделает уже никто.
Различные исследования показывают, что уже четырёхлетки задумываются о том, кем станут, когда вырастут. Результаты опросов среди школьников говорят о незначительной разнице между карьерными устремлениями в разных возрастах детства. Дети младшей возрастной группы часто основывают свои представления на фантазиях и воображении, а средней и старшей — на образах профессий из сериалов и социальных сетей.
Не стоит считать тему работы «взрослой».
Лучше поэтапно знакомить сына или дочь с этой стороной жизни и развивать понимание, когда и для чего люди начинают работать, как к этому готовятся, почему выбирают тот или иной вид деятельности. Такой подход убережёт детей от иллюзий, завышенных ожиданий и нигилизма.
Помимо живых примеров работоспособности в семье, есть ещё несколько способов помочь ребёнку сформировать здоровое отношение к труду и сделать выбор в будущем:
Дети ежедневно получают от нас скрытые сообщения о труде, когда, возвращаясь с работы, мы выглядим уставшими, выгоревшими, не готовыми к играм и разговорам.
Подсознательно ребёнок понимает: работа — что-то очень малоприятное и выматывающее.
На отношение к труду влияет и то, как мы говорим о своем дне. Часто, приходя домой, мы начинаем жаловаться, тем самым обесценивая свою работу. А в это время ребёнок видит блогеров в социальных сетях, которые всегда в хорошем настроении и исправно демонстрируют высокий заработок. Выводы очевидны.
Ответьте себе на вопросы, замечают ли дети ваше напряжение, нежелание общаться после того, как вы вернулись с работы, приносит ли профессия вам удовлетворение, или это просто способ оплачивать счета. Вдруг вы сами невербально говорите о том, что труд невыносим?
Часто дети могут назвать место работы и должность родителей, но не имеют представления о том, чем мама и папа занимаются в течение дня. В сознании ребёнка происходит абстрагирование от профессиональной части жизни родителей. В его понимании есть только «домашние» мама и папа, а работа — необходимость, не имеющая значения.
Разговор о вашей профессии станет хорошим началом для формирования положительного отношения ребёнка к труду. Поделитесь, чем вы занимаетесь на своей должности, что входит в зону ответственности ваших коллег, расскажите интересные истории о своей работе. Так профессиональная сторона жизни начнёт вызывать эмоциональный отклик у ребёнка.
Помогите ему повысить осведомлённость о спектре профессий. Рассказывайте истории людей из вашего окружения о том, чем они занимаются, изучайте разные виды деятельности.
Совершая покупки в магазине, спросите школьника, о каких профессиях в розничной торговле он знает. Скорее всего, это будут кассиры или персонал, который заполняет полки товарами. Расскажите о тех, чей труд скрыт от глаз. Обсудите, благодаря кому продукты и другие товары попали в магазин.
В отпуске, в кафе и парках развлечений обращайте внимание на людей тех профессий, о существовании которых ребёнок, возможно, не подозревал раньше.
Кружки и секции, помимо общего развития и полезного досуга, косвенно выполняют и профориентационную функцию. Ухаживая за животными в живом уголке, занимаясь в «Кванториуме» программированием, постигая искусство лепки или создания текстов, дети открывают для себя разные направления деятельности — ветеринарию, инжиниринг, программирование, журналистику и десятки других.
Одно из них ребенок может выбрать в качестве будущей профессии. Но ещё более ценно другое: занимаясь в кружках и секциях определенным видом деятельности, школьник осознает, что в любом деле есть свои нюансы и сложности и для достижения результатов в нём нужно много трудиться.
Задавайте вопросы, благодаря которым вы вместе можете исследовать мир профессий:
❓ Что повара делают каждый день?
❓ Какие решения они должны принимать?
❓ Что им нравится в их работе?
❓ Как они стали поварами?
❓ Как ты думаешь, ты хотел бы быть шеф-поваром?
Любопытство, смоделированное взрослым, будет побуждать детей задавать собственные вопросы. Помогите ребёнку определить шаги, связанные с выбором работы. Продумайте вместе каждый этап этого пути и пусть обсуждения помогут выйти за рамки упрощенного понимания карьеры.
Например: как стать врачом? Окончить школу, стать волонтёром в больнице, поступить в медицинский университет и т. д.
Поощряйте саморефлексию, предлагая сыну или дочери представить свою жизнь через 5, 10 или даже 20 лет.
Задавайте вопросы:
• Что они хотят делать каждый день?
• Какую работу хотят выполнять?
• Как хотят проводить свободное время?
Поделитесь с ребёнком, каким вы видели свое будущее в детстве. Расскажите доступно о том, чем вы занимаетесь теперь, как выбрали карьерный путь и шли по нему.
Эти простые методы помогут детям понять, что именно они хотят делать, когда повзрослеют, а не стремиться делать хоть что-то, потому что «так надо».
____________________________
Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.
Ещё больше интересного в соцсетях Института воспитания:
👉🏻 в официальной группе ВКонтакте;
👉🏻 в сообществе для родителей в Одноклассниках;
👉🏻 а для ваших детей собрали полезные и нескучные материалы тут.