Художник Илья Репин, бывало, ругал импрессионистов за сине-лиловые тени и отсутствие анатомии в человеческих фигурах на картинах. Но вдруг работы Репина, его друга-передвижника Василия Поленова и даже поклонника античности Генриха Семирадского оказались вместе с теми самыми сине-лиловыми тенями в залах Музея русского импрессионизма. Что же объединило разные стили живописи? Новая выставка.
На днях в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Отличники», где собраны картины художников, награжденных заграничными путешествиями по итогам обучения в Императорской академии художеств или в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Начиная с 1870-х годов в таких поездках побывали и Репин с Поленовым, и Семирадский, позже Борис Кустодиев, Александр Савинов и Исаак Бродский, Константин Горбатов, Михаил Демьянов и другие. Двигаешься хронологически, от картины к картине, и понимаешь развитие искусства во времени, от мастеров к ученикам, от реализма к импрессионизму.
Хотя и недволен был Репин сине-лиловыми тенями, но и отдавал должное импрессионизму за избавление от коричневого цвета, главенствующего в старой живописи. Об этом он говорит в письмах, опубликованных в книге «Мысли об искусстве», которую можно не только почитать, но и послушать (я-то слушала аудиокнигу, в прекрасном исполнении чтеца Павла Константиновского). Кроме того, Репин призывал молодых художников следовать собственным путем в искусстве, без оглядки на преподавателей и критиков. Вот молодежь и писала в полюбившейся импрессионистической манере, яркими красками, с обилием воздуха и света, с настроением.
В «Мыслях об искусстве» Репин вспоминает собственную поездку в Италию и Францию в качестве пенсионера (то есть получившего пенсион от академии художеств). По его признанию, после напряженной учебы он был на грани нервного срыва и мечтал о тихом отдыхе, а жара и экспрессия Италии жутко раздражали. Однако с течением лет пришло понимание итальянского культурного наследия, природы и характеров южной страны, точкой же отсчета была именно пенсионерская поездка. Но тогда, в первом заграничном путешествии, Репину хотелось скорее уехать из Италии во Францию, в Париж, где был центр модной художественной жизни.
Еще одной аудиокнигой, которая помогает сориентироваться на выставке «Отличники», могу назвать «Рассказы о русских художниках-передвижниках» Якова Минченкова. Автор был секретарем Общества передвижников и лично знал Репина, Поленова и многих других. Его воспоминания были написаны в 1930-е годы и в них имеются неизбежные отзвуки классовой борьбы, однако они не перекрывают ценность впечатлений очевидца. В частности, Минченков пишет, что Репин был великодушен и не указывал на недостатки начинающих художников, если его специально об этом не просили. С Поленовым мемуарист связывает все самое светлое, что происходило в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; студенты обожали преподавателя Поленова.
Отдельная глава посвящена художнику Семену Никифорову, чьи картины тоже есть на выставке «Отличники». У него было слабое здоровье и заграничная поездка в Италию стала последней страницей его короткой жизни.
Разумеется, смотреть картины и замечать их особенности можно без биографических сведений об их авторах. Но мемуары и письма, а то и качественная беллетристика всегда делают искусство понятнее и ближе. Поэтому продолжу искать литературные аудиоисточники о талантливых авторах, работы которых увидела на выставке «Отличники». И обязательно расскажу о них в блоге «Книжный слушатель».
Другие публикации блога "Книжный слушатель", посвященные аудиокнигам о русской живописи:
Почему Игорь Грабарь рисовал на морозе и что из этого вышло
Петров-Водкин снова встретился с друзьями в Москве
Идете на выставку Семирадского в Третьяковке? О нем и других художниках ярко сказано у Репина