Найти тему
Виктор Трибунский

Анализ научных данных: действительно ли уменьшение калорийности замедляет старение?

Оглавление

Как утверждают результаты очередного исследования методов продления жизни, люди с нормальным весом могут прожить дольше за счет ограничения калорийности питания. В ходе эксперимента учёные предприняли попытку измерить скорость старения людей, которых попросили на два года сократить потребление калорий на 25%.

"Мы уже почти сто лет знаем, что урезание калорий ведет к увеличению продолжительности жизни (причем здоровой) у различных лабораторных животных", - говорит главный автор исследования Дэниел Бельски, доцент кафедры эпидемиологии в Columbia University Mailman School of Public Health.

"Это происходит в результате биологических изменений, замедляющих старение, хотя конкретные механизмы процесса еще не вполне изучены. Мы решили дойти до клеточного уровня в работе с людьми, чтобы проверить, так ли это на самом деле".

Для определения скорости старения участников исследования учёные использовали так называемые "биологические часы". С их помощью оценивают биологический возраст людей по сравнению с их реальным хронологическим возрастом.

"Мы обнаружили доказательства того, что ограничение калорийности питания замедляет старения организма", - говорит соавтор исследования Кален Райан, младший научный сотрудник в Robert N. Butler Columbia Aging Center at Columbia.

"Результаты ценны тем, что предоставляют данные рандомизированного исследования возможности замедление старения человека".

Однако доктор Питер Аттиа, занимающийся вопросами старения, назвал результаты данного исследования "шумихой".

"Я просто не вижу никаких доказательств важности самих биологических часов", - заявил Аттиа, не участвовавший в данном исследовании. "Единственно важный вопрос, который, насколько мне известно, не рассматривался, но надеюсь, будет однажды рассмотрен, - это: может ли "биологический возраст" предсказать продолжительность жизнь точнее, чем хронологический".

По словам Панкаджа Капахи, профессора Buck Institute for Research on Aging в Новато, Калифорния, занимающегося вопросами, связанными с ограничением калорийности питания, прогнозы биологического возраста весьма противоречивы.

"В лучшем случае они говорят нам нечто смутное об аспекте старения, - говорит Капахи, не принимавший участия в рассматриваемом исследовании. - Например, сила хвата тоже служит прогностическим фактором биологического возраста, а ещё физическая активность человека, но мы все знаем людей, довольно развитых физически, но ментально остающихся на месте. Так что необходимо оценивать и старение мозга".

"Некоторые исследователи пытаются свести все к тестам на биостарение", - добавил он. "Но проблема гораздо более сложная, и я думаю, что будет преувеличением сказать, что тесты действительно отражают биологический возраст".

Исследование CALERIE

Десятилетия исследований на животных показали, что ограничение калорий приносит пользу здоровью и даже замедляет старение. А как же насчёт людей?

В рамках одного исследования 1950-х годов участников попросили сократить суточную калорийность на 50%, что привело у них к симптомам недоедания и недостатка ключевых микроэлементов. Более поздние исследования часто фокусировались на уменьшении калорийности питания людей, чей индекс массы тела сегодня с медицинской точки зрения считался бы показателем ожирением.

Первое клиническое исследование эффектов ограничения калорийности питания людей с нормальным весом (индекс массы тела около 20-25) было проведено в 2007 году. Его назвали CALERIE или Comprehensive Assessment of Long-Term Effects of Reducing Intake of Energy.

Во избежание симптомов недоедания, обнаруженных в предыдущих исследованиях, когда калорийность урезалась вполовину, в рамках CALERIE учёные предложили 143 взрослым (от 21 до 50 лет) на два года сократить привычную суточную калорийность на 25%. Другая группа из 75 человек придерживалась своего обычного рациона питания, выступая в качестве контрольной.

В ходе исследования каждые шесть месяцев проводились всевозможные тесты для сбора информации о снижении веса, изменении скорости метаболизма в покое, когнитивной функции и маркерах воспаления, состоянии сердечно-сосудистой системы и чувствительности к инсулину.

Результаты, опубликованные в 2015 году, показали, что в среднем люди в группе с пониженной калорийностью фактически смогли сократить калорийность лишь на 14%, что составляет примерно половину от целевой - 25%. Однако даже это уменьшило жировую массу участников примерно на 10% и снизило кардиометаболические факторы риска без отрицательного влияния на качество жизни.

Также было отмечено снижение уровня фактора некроза опухоли альфа, белка, способствующего развитию резистентности к инсулину и диабета 2 типа, вызываемого ожирением.

Образцы крови и другие данные, собранные в ходе CALERIE, были многократно использованы в ряде других исследований, изучавших вопрос пользы ограничения калорийности для здоровья.

Например, учёные Йельского университета обнаружили, что ограничение калорий улучшает работу тимуса, лимфоэпителиального органа, вырабатывающего Т-клетки иммунной системы, которые выступают одними из главных защитников организма человека от посторонних субстанций и организмов.

Расхождение в результатах

В ходе одного исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Nature Aging, учёные собрали последовательности ДНК из белых кровяных телец, взятых с интервалом в 12 месяцев у участников исследования CALERIE, затем команда Бельского проанализировала на ДНК следы метилирования - признаки эпигенетических изменений - в поисках симптомов старения.

"Эпигены - это белки и химические вещества, которые сидят как веснушки на каждом гене, ожидая возможности сообщить ему "что делать, где делать и когда делать," - данные Национального института исследования генома человека.

"Все чаще изменения в эпигеномах клеток - системах, контролирующих включение и выключение генов - признаются движущей силой процесса старения", - говорит геронтолог Дэвид Синклер, профессор генетики в Blavatnik Institute at Harvard Medical School и содиректор Paul F. Glenn Center for Biology of Aging Research.

"Часы, измеряющие эти изменения, могут стать индикаторами будущего состояния здоровья и показать, какие меры способны замедлить и даже обратить вспять процесс старения".

В новом исследовании ученые использовали двое эпигенетических часов - PhenoAge и GrimAge - и новый инструмент, недавно изобретенный Бельским совместно с Университетом Дьюка. Эти третьи биочасы, названные DunedinPACE, которые пытаются определить темпы старения по одному анализу крови, сообщил Бельский.

Биочасы PhenoAge и GrimAge не показали признаков снижения скорости старения в образцах крови участников CALERIE, сказал Бельский, который также является ученым Columbia’s Robert N. Butler Aging Center.

Однако часы DunedinPACE, созданные группами Бельского и Дьюка, показали снижение скорости старения на 2-3%, "что в других исследованиях означает снижение риска смертности на 10-15%, а такой эффект схож с отказом от курения", говорится в заявлении Колумбийского университета.

Споры вокруг биочасов

Критики исследования, однако, не были впечатлены. Результаты теста DunedinPACE были "в лучшем случае посредственными", заявил Аттиа, обнаружив лишь слабую связь с биологическим старением.

Тот факт, что двое других биочасов не выявили никаких антигеронтологических эффектов, не является сюрпризом, считает Капахи из Института Бака. "Эти биологические предсказатели возраста не согласуются друг с другом и не обязательно согласуются с другими биологическими показателями, что запутывает общественность, и, к сожалению, многие покупают эти часы, хотя пользы от них мало".

Подпишитесь на Telegram или вКонтакте Виктора Трибунского и вы всегда будете в курсе новых публикаций о тренировках, питании, здоровье.

Хотя эпигенетические биомаркеры еще не готовы к использованию в клинических испытаниях, "многие исследования в разных наборах данных и популяциях показали, что эти алгоритмы предсказывают различия между людьми в том, кто заболеет, кто проживёт дольше, а кто нет", - возражает Бельский.

"Это не конец игры, а скорее её начало", - считает Бельский. "То, что мы имеем сейчас, является доказательством концепции, что биомаркер метилирования показывает ускоренное старение у людей, имеющих, как мы знаем, более высокий риск заболеваний, инвалидности и смерти, и более замедленное старение у людей, которые, как мы знаем, имеют более низкий риск".

Так работает ли ограничение калорийности?

Если оставить в стороне споры о том, как именно измеряется замедление старения, то ограничение калорийности питания играет определенную роль в продлении жизни, особенно у "переедающих" людей, считает Аттиа.

"Я не хочу, чтобы читатель подумал, что эта практика бесполезна только потому, что на данный момент исследования не "доказывают" факт замедления старения".

Ограничение времени питания и уменьшение потребления определенных продуктов - два дополнительных способа борьбы с "перееданием", которое по мнению Аттиа является главной причиной развития резистентности к инсулину, диабета 2 типа и других хронических заболеваний.

"Мне неизвестны какие-либо доказательства того, что одна "стратегия" или метод превосходят другие. Лучшей является та, которая работает для конкретного человека, но ограничение калорийности точно работает для некоторых и поэтому несомненно является полезным", - считает Аттиа. "Подобные меры выразятся в более долгой и качественной жизни, но эти "часы" ничего не говорят нам о процессе старения".

Есть много других способов замедления старение, говорит Капахи. "Мы пытаемся узнать больше о старении, и нам это удается, но ограничение калорий — это только один из инструментов и его нужно сочетать с физическими упражнениями, хорошим сном, позитивным настроем и бережным отношением к психике, что вместе взятое сыграет гораздо большую роль в замедлении старения".

Перевод: Виктор Трибунский
Источник