Это без всякого преувеличения легендарный грузовик. Он в буквальном смысле вывозил промышленность и сельское хозяйство СССР, став в свое время основным нашим среднетоннажным грузовиком. Машина, которую каждый из нас неоднократно встречал на дорогах и в своих дворах. Они и в наши дни исправно трудятся, а вот завод, из ворот которого выехал легендарный ЗИЛ-130, увы, стал историей.
Первые опытные образцы «сто тридцатого» появились еще в 1956 году, но серийный выпуск начался лишь в 1963 году.
Как говориться, запрягали его долго, зато как поехал… Машина экспортировалась во множество стран. Её ценили за надёжную и простую конструкцию, выносливость и неприхотливость к качеству бензина и масла.
Под капотом грузовика находится карбюраторный V8 мощностью 150 л.с. Объем двигателя 6 литров, крутящий момент 402 Н/м.
Новинкой для советских шоферов была пятиступенчатая коробка передач и гидроусилитель руля, значительно облегчавший управление грузовиком.
Кабина внешним видом идет к американской школе дизайна. Над ней работал Эрик Сабо, известный советский промышленный дизайнер.
Конечно, есть сходства с кабинами американских грузовиков Mercury и Dodge. Но сказать, что кабина просто скопирована – нельзя, так как хватает и отличий.
Грузоподъемность ЗИЛ-130 варьировалась от 4.5 тонн до 5.5 тонн в зависимости от качества дороги. Но это по паспорту, в реальности машина часто работала с перегрузом.
На базе этого грузовика создано множество различной техники, строительной, спецтехники, пожарных машин. Нет такой «профессии», в которой не работал бы этот трудяга. В том числе, и за пределами СССР.
Время берет своё, и хоть большая часть «Зилков» ушла в небытие, уцелевшие экземпляры еще можно увидеть на дорогах, в основном – в глубинке. Они по-прежнему исправно трудятся и ценятся своими владельцами.