Поворачивать руль было нелегко до тех пор, пока не придумали различные усилители. Сперва был создан гидроусилитель, а позже и электроусилитель. Они позволяют с комфортом управлять автомобилем и уменьшают усилие, необходимое для поворота. Электроусилитель руля (ЭУР) создает дополнительное усилие за счет электрического привода и постепенно заменяет гидроусилитель руля, имея следующие преимущества:
- высокая информативность рулевого управления;
- компактность и простота обслуживания;
- возможность реализации автоматического управления;
- высокая надежность в связи с отсутствием гидравлической системы;
- экономия топлива за счет экономного расхода энергии.
Электромотор, представленный асинхронным электродвигателем, приводит в движение электроусилитель руля. Существует несколько вариантов расположения электродвигателя:
1). Электродвигатель расположен на рулевой колонке, тогда крутящий момент передается на вал рулевого колеса.
2). Электродвигатель расположен на рулевой рейке. Такое его расположение позволяет не перегружать рулевой вал и его сочленения.
Система управления электроусилителем руля состоит из входных датчиков (датчик угла поворота рулевого колеса и датчик крутящего момента на рулевом колесе), электронного блока управления и исполнительного устройства. Также система управления использует данные ABS и датчика частоты коленчатого вала.
При повороте рулевого колеса электронный блок управления собирает данные со всех датчиков автомобиля и вычисляет усилие, которое необходимо приложить, чтобы помочь водителю повернуть колеса. Электроусилитель руля обеспечивает работу рулевого управления в следующих режимах:
- поворот автомобиля в обычных условиях;
- поворот автомобиля на малых скоростях;
- поворот автомобиля на больших скоростях;
- активный возврат колес в среднее положение;
- поддержание среднего положения колес.
В такой совершенной казалось бы системе не обошлось без недостатков:
- малая мощность электрогенератора, из-за чего ЭУР может устанавливаться только на легких автомобилях;
- при тяжелом режиме работы электродвигатель может перегреваться. Это приводит к тому, что руль сначала утяжеляется, а потом ЭУР и вовсе отключается;
- высокая стоимость.
Электроусилитель руля уже не первый десяток лет устанавливается на автомобилях. Главной поломкой ЭУР является сгоревший предохранитель или перегорание электромотора. Без специальных навыков лучше самому ремонтом не заниматься, а обратится на СТО. Ремонт отдельных элементов будет дешевле, чем полная замена ЭУР.