Любителям автомобилей, неутомимым самостоятельным ремонтникам и, конечно же, самым разным водителям – привет!
Меня зовут Николай Остапцов. Я инженер-механик. Мне 56 лет, из которых 37 связан с автомобилями. В молодости заработал 1 разряд по автоспорту.
Более 23 лет занимался самостоятельным авторемонтом, кузовными работами и покраской.
------- Ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на канал
Глядя на прилавки современных магазинов остаётся только удивляться обилию аксессуаров для автомобилей. Многие из них - совершенно бесполезны, многие - могут быть полезны (далеко не всегда), а некоторые - вполне могут что-нибудь улучшить.
Среди последних - так называемые "спортивные" рули.
Впервые, такой руль я увидел, будучи студентом, первый раз перешагнув порог "Бункера" - секции автомобильного спорта Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова.
Помню, как я долго разглядывал установленный в одном из "боевых" автомобилей такой маленький, диаметром всего 340 мм, на металлических спицах, прикрученный целой кучей гаек.
- Что, нравится? - Спросил меня Гоша Ястребов (один из "старших товарищей", который был на год младше меня, но уже тогда - КМС).
- Нравится... Только вот скажи, а почему он сделан такой маленький? Его ведь труднее крутить!
- Труднее! Но ты ведь спортсмен!
Позже я понял, что он имел ввиду. Дело оказалось в том, что маленьким рулём можно точнее управлять автомобилем. И вовсе не потому, что он более "тугой", а потому, что не приходится делать "размашистые" движения.
Попробуй покрути громадный "Волговский" руль, или штатный "Жигулёвский" (к тому же - тонкий)! Довольно быстро устанешь махать руками.
На современные машины поставить рули и меньшего диаметра, но - нужно знать меру: если автомобиль не оснащён усилителем руля, то его "тугость" перевесит удобство и точность...
Важно ли, из чего он сделан?
- Конечно! Лучше всего - полистироловый руль с обшивкой из кожи. Он очень удобен в управлении, отлично воспринимается на ощупь и не требует специального ухода. В принципе, руль может быть из любого материала, хоть из дерева (очень не рекомендую! В случае аварии... страшно подумать, как вынимают из организма щепки). Главное, чтобы обеспечивалась прочность и удобство.
А конструктивно? Руль может быть быть круглым, а может - в стиле F1 со спрямленным низом, что внешне придает спортивному рулю еще большую спортивность. Но такой спортивный руль не очень удобен при активном управлении в момент перехвата, потому в спортивных дисциплинах где требуется активно вращать руль (скоростное маневрирование, автомногоборье, ралли, автокросс) используется спортивный руль правильной круглой формы.
Есть ещё один параметр - вынос. Тут надо выбирать исходя из своих предпочтений и конструкции автомобиля. Нужно учитывать, что у людей есть свои особенности - короткие или длинные ноги, руки и т.п.
Идеальной посадки добиться бывает сложно, поскольку либо руки слишком сильно вытянуты, либо ноги согнуты больше, чем надо. (Но все равно, посадка гораздо лучше, чем со штатным сиденьем).
По идее, для идеала нужно подобрать руль с вылетом, чтобы сидеть подальше, на 10 см от приборки, то так, чтобы при этом дотягиваться ногами до педалей. Но, опять-таки, если руль с выносом - до переключателей поворота, дворников и света - придётся дотягиваться...
Соответственно, неправильный руль испортит посадку и вам будет неудобно. Если не разбираясь поставишь любой понравившийся внешне руль, толку никакого не будет, будет только хуже!
Вспомнилось, что руль крепился на шесть гаек... Штатный, как известно, крепится одной центральной гайкой, при этом на валу он сидит на шлицах.
Очень просто! Между валом и рулевым колесом устанавливается адаптер - своеобразный переходник со шлицами внутри и шпильками (как вариант - болтами), к которым крепится, собственно, руль. Требования FIA к адаптеру - он должен иметь возможность к деформации. Покупные адаптеры обычно имеют такую способность.
Кстати, не забудьте про кнопку звукового сигнала! Она ведь должна быть!
Итак, какие плюсы?
- Внешний вид, дизайн.
- Удобный хват и посадка. (Для меня это стало актуально - за стандартный руль всё время цепляюсь пузом и телефоном в кармане).
Комфортное вождение.
Минусы?
- Более тяжелое вращение рулевого колеса
- При попадании в ДТП гораздо травмоопаснее штатного,
- В конструкции спортивного руля не предусмотрена также подушка безопасности, а значит риск получить травму при ДТП намного выше (фирма "Момо" - исключение)
- Некоторые спортивные рули вследствие своего малого диаметра могут загораживать приборы на приборном щитке.
- Для установки спортивного руля будет необходимо приобрести специальный дополнительный переходник (адаптер), причем для каждой модели потребуется свой.
Остаётся добавить, что у нас в стране применение спортивных рулей на ТС общего пользования, почему-то, запрещено по закону. Пройти техосмотр со спортивным рулем, скорее всего, не удастся.
По какому?
КОАП РФ
Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 6 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере (переменное значение, регулярно увеличивается)...
ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2. Рулевое управление.
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов; резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.
7.14. Отсутствуют предусмотренные конструкцией или установлены без согласования с предприятием - изготовителем транспортного средства или иной уполномоченной на то организацией дополнительные элементы тормозных систем, рулевого управления и иных узлов и агрегатов, требования к которым регламентируются настоящим Перечнем.
Какие выводы можно сделать?
----------------
Если хотите быть в курсе самых свежих новостей, узнавать о решении проблем при ремонте или «тайнах вождения» – подписывайтесь, не пожалеете!