Добрый день уважаемые читатели нашего канала!
Автомобиль это определённый уровень жизни и, соответственно, чем он выше, тем, как правило, больше количество личных автомобилей может позволить себе человек. Поэтому в развитых странах, в которых сформирован прочный средний класс, в среднем у семьи по 2 автомобиля. А теперь вопрос на засыпку: а можно ли говорить о благополучии региона или страны по показателю "количество легковых автомобилей в расчете на 1000 человека"?
Чтобы ответить на этот вопрос можно воспользоваться двумя методами анализа: регрессионный и корреляционный анализ. Первый является более продвинутым и требует специальных знаний. Второй - корреляционный анализ - сегодня стал весьма распространенным и его легко встретить как в СМИ, так и в аналитических публикациях. Предпочтём использовать именно этот метод, а первый оставим для дальнейших публикаций.
Корреляция - это коэффициент, который рассчитывается по двум наборам данных и показывает, условно говоря, тесноту связи между ними. Коэффициент корреляции изменяется в пределах от -1 до 1. Если расчёты дают значение 0, то значит, что между данными отсутствует какая-либо видимая взаимосвязь.
И важно иметь в виду, что корреляция не отражает причинно-следственную связь между изучаемыми объектами, а лишь показывает, на сколько изменение одних данных близко к изменениям других данных. Это важно помнить.
Автомобили и богатство: где связь? Региональный уровень
Мы взяли данные Росстата по российским регионам за 2018 год (последние актуальные). Основной наш показатель - это количество личных легковых автомобилей на 1000 человек населения. Из выборки для исключили данные по Республике Крым и г. Севастополь. Немного статистической характеристики по этому показателю:
- среднее и медианное значение = 301,8 и 310,7 автомобилей на 1 тыс. человек населения соответственно;
- максимальное значение = 498,5 (Камчатский край);
- минимальное значение = 109,5 (Чукотский автономный округ).
Можно ожидать, что в тех регионах, где уровень жизни выше, рассматриваемый показатель по автомобилям должен быть также выше. В качестве показателей уровня жизни можно использовать стандартные - это уровень бедности и, например, средняя площадь жилых помещений в расчете на 1 человека. Графически связь между показателями легко представить следующим образом:
Легко заметить, что выявилась ожидаемая и логически понятная взаимосвязь. В первом случае количество легковых автомобилей меньше в тех регионах, где уровень бедности выше, а во втором случае, чем больше квартиру по кв. м. россияне могут себе позволить, тем, как правило, больше количество автомобилей у них находится в распоряжении. Аналогичная взаимосвязь прослеживается также по данным за любой прошедший год.
Таким образом, мы можем говорить о следующем:
1) в регионах, где уровень бедности выше среднего по России, как правило, меньше личных автомобилей у россиян;
2) в регионах, где в среднем лучше обеспеченность жильем, тем, при прочих равных, больше личных автомобилей у россиян.
Краткий вывод. Автомобиль - это давно не роскошь, а просто средство для быстрого передвижения. С помощью автомобиля люди увеличивают свою мобильность, а значит они повышают собственную активность, в том числе и экономическую. Человеку, имеющему машину в своём распоряжении, проще совершать покупки, приезжать на встречи с другими людьми. Всё это, так или иначе, является своего рода катализатором экономической активности.
Также предлагаем подборку наших недавних публикаций:
- Сильно ли Россия отстаёт по уровню жизни от европейских стран? Правильный рейтинг