Найти тему
Stat.Russ

Личный автомобиль это признак богатства? Проверяем на российских данных

Добрый день уважаемые читатели нашего канала!

Автомобиль это определённый уровень жизни и, соответственно, чем он выше, тем, как правило, больше количество личных автомобилей может позволить себе человек. Поэтому в развитых странах, в которых сформирован прочный средний класс, в среднем у семьи по 2 автомобиля. А теперь вопрос на засыпку: а можно ли говорить о благополучии региона или страны по показателю "количество легковых автомобилей в расчете на 1000 человека"?

Чтобы ответить на этот вопрос можно воспользоваться двумя методами анализа: регрессионный и корреляционный анализ. Первый является более продвинутым и требует специальных знаний. Второй - корреляционный анализ - сегодня стал весьма распространенным и его легко встретить как в СМИ, так и в аналитических публикациях. Предпочтём использовать именно этот метод, а первый оставим для дальнейших публикаций.

Корреляция - это коэффициент, который рассчитывается по двум наборам данных и показывает, условно говоря, тесноту связи между ними. Коэффициент корреляции изменяется в пределах от -1 до 1. Если расчёты дают значение 0, то значит, что между данными отсутствует какая-либо видимая взаимосвязь.
И важно иметь в виду, что корреляция не отражает причинно-следственную связь между изучаемыми объектами, а лишь показывает, на сколько изменение одних данных близко к изменениям других данных. Это важно помнить.

Автомобили и богатство: где связь? Региональный уровень

Мы взяли данные Росстата по российским регионам за 2018 год (последние актуальные). Основной наш показатель - это количество личных легковых автомобилей на 1000 человек населения. Из выборки для исключили данные по Республике Крым и г. Севастополь. Немного статистической характеристики по этому показателю:

  • среднее и медианное значение = 301,8 и 310,7 автомобилей на 1 тыс. человек населения соответственно;
  • максимальное значение = 498,5 (Камчатский край);
  • минимальное значение = 109,5 (Чукотский автономный округ).

Можно ожидать, что в тех регионах, где уровень жизни выше, рассматриваемый показатель по автомобилям должен быть также выше. В качестве показателей уровня жизни можно использовать стандартные - это уровень бедности и, например, средняя площадь жилых помещений в расчете на 1 человека. Графически связь между показателями легко представить следующим образом:

Легко заметить, что выявилась ожидаемая и логически понятная взаимосвязь. В первом случае количество легковых автомобилей меньше в тех регионах, где уровень бедности выше, а во втором случае, чем больше квартиру по кв. м. россияне могут себе позволить, тем, как правило, больше количество автомобилей у них находится в распоряжении. Аналогичная взаимосвязь прослеживается также по данным за любой прошедший год.

Таким образом, мы можем говорить о следующем:

1) в регионах, где уровень бедности выше среднего по России, как правило, меньше личных автомобилей у россиян;

2) в регионах, где в среднем лучше обеспеченность жильем, тем, при прочих равных, больше личных автомобилей у россиян.

Краткий вывод. Автомобиль - это давно не роскошь, а просто средство для быстрого передвижения. С помощью автомобиля люди увеличивают свою мобильность, а значит они повышают собственную активность, в том числе и экономическую. Человеку, имеющему машину в своём распоряжении, проще совершать покупки, приезжать на встречи с другими людьми. Всё это, так или иначе, является своего рода катализатором экономической активности.

-3

Также предлагаем подборку наших недавних публикаций: