Вам предложили вложить деньги в новый бизнес, и вам кажется, что это ваша лучшая инвестиция? Не торопитесь…
Стартап VS Инвестор
Сегодня популярно поддерживать стартапы. А кто поддержит инвестора?
Существует великое множество всевозможных бизнес-школ, где начинающие предприниматели вопреки ожиданиям не учатся “строить” бизнес, а прокачивают себя в направлении “как защитить свою идею и убедить инвестора дать денег”.
Для примера мы нашли реальное описание популярных бизнес-курсов на просторах интернета:
“Мы поможем подготовиться к подаче заявки на получение инвестиций; понять, как инвесторы оценивают стартап; выявить слабые места проекта с точки зрения инвестора”
Слабые места с точки зрения инвестора? Хочется спросить: А не хотите поискать реальные слабые места вашего проекта и реально попробовать их прокачать?
Большинство подобных бизнес-школ выступают в роли неких инкубаторов, из которых выходят целые армии заряженных стартаперов. Они умеют круто презентовать себя и свою идею, только чаще всего внутри “хорошо упакованных” проектов ничего хорошего нет.
На этом фоне на рынок должны были ворваться курсы что-то вроде “как инвестору уберечь себя от бестолкового стартапа”. Однако, пока этого не случилось, мы хотим поддержать инвесторов в этом противостоянии. Поэтому сейчас разберем ключевые моменты, которые помогут вам отличить “пустой” стартап от перспективного.
1. Емкость рынка.
Практически в каждом бизнес-плане этот пункт имеет место быть. Когда вам красочно начинают описывать рынок под конкретный продукт и рассказывать, какой процент этого самого рынка они хотят завоевать. Задайте вопрос: Как вы это посчитали?
Стандартная практика у начинающих бизнесменов: анализ рынка формируется по принципу “мне кажется,что..” или за исходные данные берутся всего лишь один-два источника. Так это не работает.
Ответы,которые должны вызывать сомнения: “Это всем известно”, “Нам кажется,что..”, “Мы долго считали,вы не поймете” и далее по списку
Хороший стартап: соискатель может доступно и четко объяснить, откуда он взял исходные данные для анализа, чтобы вы смогли это проверить, и лучше, чтобы источников информации было несколько. А главное, по какой методике проводились расчеты.
2. Кто ваши конкуренты?
Ответ “Конкурентов нет” - не работает. Нет конкурентов = нет рынка. Но и на этом все не закачивается. Соискатель должен показать вам, не только хороший анализ конкурентов, но и четкий план, как этих конкурентов уничтожить. Тем самым доказать жизнеспособность и преимущества предлагаемой идеи для стартапа.
Как однажды написал известный инвестор Аркадий Морейнис : “Конкурент это тот,кого вы хотите убить. А не быть на него похожим. Не знаете как его убить? У вас нет стартапа.”
3. Сколько стоит ваша доля?
Становясь соучредителем, спросите у соискателя, как оценивается бизнес целиком? Тогда вам станет понятно, сколько стоит ваша доля и насколько это справедливо. Более того, вы должны понимать, как ваши деньги будут защищены, и на что их собираются потратить.
Например, если вам предлагают вложиться в открытие Студии печати,инвестируйте в покупку станков и другого оборудования. В данном случае- потерять вас будет болезненно для этого бизнеса. Но если вы вкладываете в услуги и основные деньги уйдут,например, в маркетинг, в сухом остатке вы обнаружите юр.лицо без имущества, в котором вы - соучредитель. Не удивляйтесь,если операционный директор откроет новое юр.лицо, а старое оставит вам в качестве презента.
4.Безграмотные соискатели
К нашему великому сожалению и такое тоже бывает. Либо они,действительно, не блещут умом. Либо считают,что все вокруг идиоты. Ни тот, ни другой случай нам не подходит. Реальные ситуации из нашей практики:
“Вы дадите мне денег, я сделаю вас соучредителем. Мы откроем ИП…”- на этом этапе разговор можно закончить. Нельзя стать соучредителем ИП.
“Кэшаут” в смете - это деньги, которые соискатель планирует выводить в качестве собственной зарплаты. То есть человек, абсолютно ничего не теряя, за ваши деньги пробует стать бизнесменом. Подумайте, а хотите ли вы настраивать чей-то бизнес за свои деньги? Может вам проще найти менеджера на зарплату и стать собственником этого бизнеса, нежели вкладываться в стартап и делить доли?
5. “Если все будет хорошо, то через пол года мы заработаем свой первый миллион”
Протрите глаза. Никогда ничего не идет по плану, особенно, если речь идет о старте бизнеса. Составляя финансовую модель стартапа, мы можем лишь примерно предполагать о возможных расходах и доходах. В процессе все равно появится что-то , что мы не учли, или наоборот. Поэтому соискатель должен представить вам минимум 10 -15 возможных вариантов развития событий финансовой модели, чтобы вы наглядно видели , при каких показателях бизнес сможет развиваться, а при каких канет в лету.
Кстати,если вам все же предоставили несколько вариантов фин.модели, худший можете смело разделить еще на два :)
Важный совет напоследок:
Возьмите паузу. Перед встречей с вами соискатель тщательно готовится, его заряжают и прокачивают на всевозможных курсах. И с большой долей вероятности он будет пускать пыль в глаза. Не принимайте никаких решений сразу. Возьмите паузу. Изучите документы, проконсультируйтесь со своими специалистами. Выдохните, оцените ситуацию трезво и только потом принимайте решение.
В следующей статье мы обсудим, что делать с проектом, который вы уже проинвестировали и каких ошибок следует избегать. Подписывайтесь и не пропустите!