Импрессионизм – это влиятельное направление в живописи, перетекающее из последней трети XIX века в начало XX столетия. Считается, что именно импрессионизм заложил основы современной живописи со всеми ее авангардными течениями.
Импрессионистский пейзаж vs академический пейзаж
Кажется, что в изображение природы нельзя привнести чего-то нового, ведь пейзажи писали всегда, но и здесь импрессионисты внесли свои коррективы. Известно, что импрессионисты – это не просто определенный стиль и техника живописи, это стиль жизни и особенный взгляд на нее. Нельзя смотреть на жизнь, находясь в стенах студии.
«Студийный закат» — это лишь обобщенный, абстрактный образ заката. Импрессионисты же стремились изобразить подлинную сиюминутную повседневность, поэтому писали пейзажи исключительно на пленэре. Работая в поле или на улице, художник получил возможность изобразить мир таким, каким он видит его в данный момент времени.
Особенности импрессионистского пейзажа:
— отсутствие четких контуров и детализации (возможны такие случаи, когда часть картины прорисована, а часть нет);
— использование крупных и энергичных мазков;
— использование мазков вместо контуров: четкая линия заменяется на мелкие контрастные мазки;
— импрессионисты не пользовались палитрой при написании пейзажей: они наносили мазки чистой краски близко друг к другу. Поэтому на импрессионистские полотна лучше смотреть с некоторого расстояния.
Отверженные ломали форматы восприятия картин: они заметили, что в зависимости от изменения естественного освещения меняется и восприятие объектов. Наверное, многие знают, что у Клода Моне 4 варианта картины «Стога Сена» и больше десятка вариантов изображения «Руанского собора» в зависимости от времени дня и года. И такое изображение предметов рушило стереотипы: например, то, что мы привыкли видеть чисто красным, могло приобрести фиолетовый оттенок.