Найти в Дзене
Remont1969

Броня двуединой монархии. Часть 3. Praga R-4/II. Богемский вариант "шкафа".

Praga R-4/Прага Р-4

Страна: Австро-Венгерская империя (Богемия)

Производитель: AUTO Praga концерн ČKD — Českomoravská Kolben-Daněk

Год выпуска: 1917

Шасси Praga R série 4-II (Praga autovlak V+P)

Кол-во выпущенных: 1 (10?)

Бронирование: 5 мм

Экипаж: 3 чел

Вооружение: 8-мм Steyr Mannlicher - Maschinengewehr Schwarzlose 07/12

Боевая масса: 5 тонн

Двигатель: R4, 3824 cm3, 25 л.с.

В 1915 году году штаб австро-венгерской армии решил озаботиться вооружением бронеавтомобилями своей пехоты, особенно после столкновения с русскими бронеотрядами, которые очень эффективно действовали против их армии в Галиции. Правда генералитет всё равно не видел, как можно применить в рамках боевых уставов бронированные машины на колесах в рядах пехоты, но все таки такие машины могли дать возможность оценить перспективы. Только не поздно ли в Вене задумались об этом.

Основным грузовым средством австро-венгерской армии была машина Praga autovlak V+P, выпускавшаяся автомобильным заводом концерна ČKD — Českomoravská Kolben-Daněk. Когда стало понятно, что военные присматривают броневую машину, богемцы предложили свой вариант. Авторы проекта явно видели уже машину Юновича, которая понравилась военным и в итоге предложили то же пальто, только с "перламутровыми пуговицами". Оружие в виде одного пулемета Шварцлозе было размещено в круглой башне, лобовая броня наклонная, в том числе и боковая, двигатель закрыт круглым бронированным капотажем. Сверху башня не имела бронированной крыши для обеспечения вентилирования боевого отделения.

-2

Можно предположить, что машина вышла на испытания сырой и военным не понравилась. Огромная ничем не защищенная амбразура башни видима должна была своим видом отталкивать пули. Ходовая машины, в отличие от того же Бронеавтомобиля Юновича была совершенно не защищена. Есть разные версии касательно производства, самая вероятная, что всё ограничилось одним изготовленным экземпляром. Чешские историки хотят считать, что что было сделано 10 машин для австрийской армии и 1 на продажу. Ещё есть вариант что для Турции было сделано 10 машин, которые отгрузили по железной дороге. Но более вероятно что была построена только одна машина, которая всем активно предлагалась на продажу, после отказа имперской армии. Видимо сначала в 1917 году машину пытались продать союзной Турции, а затем в 1919 году уже не союзной, но воевавшей против бывшей метрополии Румынии.

3D модель. https://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=262816
3D модель. https://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=262816

Несмотря на простоту исполнения Praga R-4 стала своеобразным образцом для выпуска "Бронированных шкафов" в Европе после окончания первой мировой. Удачное сочетание размеров, бронирования и вооружения потом многократно повторялось в разных вариантах.

Источник:

Lukas Visingr. Zapomenuti obrnenci "nasi" monarchie. I Svetova. Special.

Hubert Procházka, Jan Martof - Praga, vydavateľstvo Computer press, edícia Autosalon, Praha 2004, ISBN 80-7226-862-7

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/czech/praga_r4.htm