многих уже взрослых людей в детстве или юности был велосипед. И нет, я не говорю о современных средствах передвижения, которые могут получить поломку в первый час езды. Я говорю о легендарных и несокрушимых двухколесных монстрах, имеющих при себе знак качества «Сделано в СССР».
Что же стало с этими уже угасшими легендами и работают ли предприятия-производители?
Турист
Модель получила свое название неспроста – такое средство передвижения было самым популярным транспортом среди всех уважающих себя советских велосипедных туристов. Производителем является Харьковский велосипедный завод, основанный в 1923 году и работающий по сей день.
Эти шоссейные велосипеды отличались от других наличием 4 (!) скоростей. Именно благодаря этому фактору велопутешественники отдавали свое предпочтение «Туристу». Не стоит забывать и о наличии ручных тормозов, крепившихся на руле. Последний, в свою очередь, имел необычную форму, позволяющую менять хват для более эффективного распределения нагрузки на спину. Заводская комплектация также включала в себя все, что необходимо для эффективного обслуживания транспорта во время похода.
«Турист» был признан народом как один из самых эффективных и надежных велосипедов для дальних поездок. Модель настолько не утратила свою актуальность, что выпускается до сих пор.
Украина
Очередная модель велосипедов, выпускаемая Харьковским велосипедным заводом. Эта живая легенда приобрела свою популярность приблизительно в середине прошлого века. Отмечу, что «Украина» изначально выпускалась как велосипед для взрослых, однако дети, хоть и с трудом, тоже были рады приступить к эксплуатации данного транспорта.
За счет своей более дешевой конструкции и комплектации «Украину» приобретали люди с абсолютно разными профессиями и увлечениями. Это и отличало данную модель от многих других, таких как вышеупомянутый «Турист» покупатели которого в основном любили путешествовать. Стоит отметить особую популярность «Украины» среди жителей сельской местности, так как модель отличается крепкой и надежной конструкцией, позволяющей служить своим владельцам десятилетиями. Большая грузоподъемность давала возможность перевозить небольшие объекты из точки «А» в точку «B».
Кама
За счет своей уникальной конструкции и маленьких колес, велосипед приобрел высокую популярность среди подростков. Но это не значит, что взрослые люди им не пользовались. Уникальность же конструкции заключается в возможности «сложиться вдвое». Удобный руль, простая рама и маленькие колеса были, безусловно, главным отличием «Камы» от других велосипедов. Даже сейчас на улице можно встретить эту легенду.
Аист
Под данной маркой выпускалось немало моделей велосипедов, но в памяти у людей лежит тот самый транспорт, похожий на «Каму».
Минский мотовелозавод, производящий «Аиста» был основан в 1947 году и продолжает свою деятельность по сегодняшний день. Здесь всё, как и с «Камой»: простая конструкция, легкий ремонт. Есть выбор двух типов колес: большие и средние по диаметру. Веломашина, отличающаяся надежностью и удобством в использовании, стала невероятно популярной в свое время и ее выпуск продолжается и по сей день.
Урал
Очередной бренд Пермского машиностроительного завода. Данный велосипед являлся чуть ли не лидером среди тяжелых советских дорожных веломашин.
Неубиваемый велосипед, который за счет своего веса и размера не боялся любого типа дороги и бездорожья. Отличный транспорт для перевозки большинства грузов. Естественно, велосипед таких габаритов был весьма неудобен для детей и подростков, но даже с этим недостатком он смог стать незабываемой легендой среди советских людей. На дороге по-прежнему можно встретить немало «Уралов».
Салют
Представитель советского велопрома, по своей конструкции напоминающий «Каму» и выпускающийся Пермским заводом.
Складная конструкция определенно играла важную роль, но, в отличие от других похожих моделей, «Салют» был увеличенной копией.
Как и все другие велосипеды, некоторые «Салюты» ездят и до сих пор.
Школьник
Производителем этих велосипедов являлся Горьковский велосипедный завод. Деятельность предприятия начиналась в 1940-х, а сама модель выпускалась с 1956 по 1996 год.
Как не трудно догадаться, велосипед был предназначен для детей школьного возраста. И вправду, небольшие размеры и простая детская рама произвела бум среди подростковых велосипедов.
Правда, по надежности и длительной службе был не самым лучшим.
Орленок
Велосипед, аналоговый «Школьнику», но производителем был Минский мотовелозавод.
Особой популярностью модель пользовалась у девочек, но и парни были не против покататься на более крепком транспорте, чем вышеуказанный. Измененная и удобная конструкция и малые размеры прямо говорили, что этот аналог был гораздо удобнее, что подтверждалось его большей популярностью.
Старт-шоссе
Изготавливался уже популярным на то время Харьковским велосипедным заводом.
Считался самым первым советским шоссейным велосипедом. Популярность была настолько велика, что «Старт-шоссе» выпускался в специализированной модели, изготовленной в честь Олимпиады-80. Удобная конструкция, особо не отличавшаяся от шоссейных моделей, выпущенных позже.
Спутник
Бренд Харьковского велозавода, выпускавшийся с 1964 по 1968.
«Спутника» посчастливилось испытать многим, несмотря на недолгую длительность производства. Тяжелые педали, несколько скоростей и удобная система их переключения, усиленные тормоза и руль спортивного типа – несомненно, это и делало велосипед одним из самых популярных советских моделей.
Как можно заметить, практически все модели в списке до сих пор на ходу. Видимо это и является подтверждением их качества и надежности перед современными моделями. В ином случае, люди бы уже давно расстались с устаревшими средствами передвижения.
Какой велосипед вы считаете легендарным?