После второй мировой войны, увидев, как легко Советская Армия прошагала половину Европы вся капиталистическая элита европейского континента была весьма озабочена «красной угрозой», исходящей от Советского Союза.
Сливки капиталистического европейского общества наглядно увидев силу и мощь советской государственной машины, ее армии и флота.
Живым примером для них стала Болгария, Румыния и прочие страны восточной Европы в которых после второй мировой войны произошла резкая смена политического и социально - экономического курса.
Понимая, что коммунистическая идея может весьма успешно не только камня на камне не оставить ее (европейскую элиту) без реальной власти но и без труда отлучить от всех ее финансовых и материальных благ.
Такой, очень между прочим, возможный ход событий совершенно не устраивал представителей власти и финансовых акул и по этой самой причине они весьма скоро пришли к довольно правильному , единственно верному хотя и неприятному для них выводу о том, что с народом нужно делиться, дабы не допустить у себя социальных катаклизмов с далеко идущими и весьма неприятными для элит последствиями.
Чтобы не дать возможности для распространения «красной чумы» в своей все еще капиталистической Европе власть имущим стало совершенно понятно - нужно изменить модель перераспределения капитала, увеличить размеры социальных пособий и выплат, зарплаты, повысить роль профсоюзов.
И нужно сказать, что с этой непростой задачей экономика Европы справилась совершенно блестяще.
Наиболее ярким примером в этом плане, безусловно являлась и является до сих пор - Королевство Швеция.
Наименее пострадавшая во время второй мировой войны, сумевшая сохранить нейтралитет, она стала локомотивом новой европейской социальной политики.
К 1950 году ВВП на душу населения в Швеции был более чем вдвое выше, чем в среднем по Европе, и на 25% больше, чем в Швейцарии — богатейшей стране континента. Была достигнута почти стопроцентная занятость населения и гарантирована равная оплата труда для мужчин и женщин.
Это время характеризуют не только экономические достижения, но и удивительно спокойная жизнь. В 1950 году на 100 тысяч человек приходилось 1 убийство, 3 ограбления и 5 изнасилований, в 1975 году — 1 убийство, 29 ограблений и 9 изнасилований, в 2017-м — 4 убийства, 86 ограблений, 33 изнасилования. Особенно это видно по сравнению с США: в 1950 году там на 100 тысяч человек приходилось в среднем 4,6 убийства, в 1975 году — 9,6 убийства, 26,3 изнасилования и 220,8 ограбления, в 2016 году — 5,4 убийства, 105,5 ограбления, 25,1 изнасилования.
Это было время равенства в обществе. Символом всеобщего равенства стал Ингвар Кампрад, основатель IKEA и один из богатейших людей мира, который сохранил старые привычки до конца жизни и ездил на двадцатилетнем «вольво».
Наибольшего расцвета эта социальная политика достигла по всей видимости в 70- 80 годы двадцатого века.
О том, как живут обычные среднестатистические граждане Швеции в Советском Союзе в 80-х ходили легенды.
Подтверждением этого является фильм Петра Тодоровского - «Интердевочка». По сюжету этого фильма героиня - ленинградская девушка Таня, представительница древнейшей профессии, которая среди своих «клиентов» весьма удачно находит себе мужа - гражданина Швеции и уезжает с ним на «загнивающий Запад». Судьба главной героини, нужно заметить, оказалась трагичной. Фильм к слову сказать являлся совместным и весьма удачным детищем кинематографа СССР и Швеции. Автору трудно судить о популярности фильма в Швеции, но этот фильм был весьма и весьма популярен во времена перестройки и являлся в СССР лидером советского проката 1989 года.
Можно так же вспомнить легендарные клипы знаменитой шведской группы ABBA, периодические включаемые в популярную развлекательную программу советского телевидения «Утренняя почта».
Все эти шикарные лисьи и песцовые шубы, сапоги, великолепные интерьеры, элементы декора и мебель, прекрасно выглядящие дамы и ухоженные шведские мужчины производили неизгладимое и очень сильное впечатление, ну конечно в основном на советских телезрительниц.
В общем для обычного советского гражданина Швеция была ярким примером того как живет и «загнивает» западная Европа.
Советские люди достоверной информации о жизни «за кордоном» практически не имели. Все что доносилось до них было прилизано официальной цензурой. То немногое к чему был хоть какой - то доступ это видеокассеты с клипами звезд зарубежной эстрады, аудио кассеты, редкие журналы развлекательного свойства, случайно (или неслучайно) попавшие в Советский Союз.
Нужно отметить, что путь становления новой социально политики не был таким уж безоблачным, но пройдя после второй мировой войны ряд экономических кризисов и потрясений экономика Швеции все же сохранила свою социальную направленность. Шведы весьма гордятся своими достижениями в этой области.
Отрицательно стороной этой модели, безусловно, является большая налоговая нагрузка на шведский бизнес, так он является одним из основных источников ресурсов для государственной системы перераспределения доходов. По всей видимости, подобная финансовая мера в конечном итоге оправдывает себя, а история Швеции показывает всем нам как вполне удачно при умелом подходе можно решить сложную задачу социального дисбаланса. Как удачно можно воспользоваться всеми имеющими ресурсами для того чтобы накормить «волков» и при этом «овец» оставить целыми.