Найти в Дзене
Teacher Mary

Языковой коучинг - что это, для кого и зачем? Часть 1.

Часть 1.

- Что такое коучинг в обучении языкам

- Для кого предназначен языковой коучинг

У слова «коучинг» много различных интерпретаций, он имеет массу возможностей для применения в различных сферах жизни - от спорта и бизнеса до дел сердечных, однако нельзя отрицать связанный с данным явлением досадный факт. Благодаря многочисленным «инфо бизнесменам» репутация направления на просторах нашей Родины оказалась подмоченной, ибо интернет пестрит зазывными предложениями от "супер-тренеров" и "гуру" увеличить при помощи краткосрочных курсов доход в пять раз за месяц, избавиться проверенно и навсегда от лишних килограммов, или, по крайней мере, женить на себе принца небольшой банановой республики. Неудивительно, что само понятие коучинга стало восприниматься как нечто с душком.

В этой статье я не преследую цели обличить или оправдать коучинг как явление. Я предлагаю рассмотреть одно из его направлений, а именно – применение коучингового подхода в обучении иностранным языкам, примерить его на себя и определить, насколько это может быть интересно и сообразно каждому, будь вы learner или teacher.

Языковой коучинг – направление относительно новое, не очень хорошо изученное и пока не имеющее четко систематизированной базы. Найти учебник по этому направлению непросто (к данному моменту я обнаружила всего три издания, которые выглядели достойными приобретения - см. сноски внизу), и хотя материалы по теме в сети возникают постоянно в виде статей или выступлений спикеров, все это пока что выглядит фрагментарно и трактуется каждым автором немного на свой лад.

Попытаемся разобраться в основных понятиях, чтобы вы для себя смогли сложить из кусочков пазла цельную картину.

- Что такое языковой коучинг?

На самом деле вопрос нужно поставить так - в чем отличие коучинга от традиционного обучения иностранному языку? Центральная идея коучинга - не обучить иностранному языку, а помочь при помощи специальных техник овладеть языком, облегчить и сократить путь до желаемой цели, сделав при этом само обучение более осознанным и сконцентрированным на четко поставленных задачах, а ученика - более самостоятельным и независимым от преподавателя участником процесса. Коучинг – это еще и целенаправленное создание между преподавателем (который уже является носителем методики) и учеником среды, в которой продуктивно, то есть открыто и без оценочных суждений проговариваются и прорабатываются любые вещи, задерживающие процесс успешного овладения иностранным языком. Например, это могут быть негативные убеждения о своих способностях, нереалистичные ожидания, влияние предыдущего опыта и «застревание» в определенных схемах , внутренние установки о том, как именно нужно заниматься, что работает и что нет, и т.д. Если преподаватель понимает ученика и «держит руку на пульсе», он сможет выстроить процесс обучения таким образом, чтобы ученик достигал поставленных целей быстрее, качественнее, и без ненужного стресса.

-2

Подобные нюансы традиционные методы оставляют за скобками, и в этом случае лишь от наблюдательности педагога, его опыта и способности к эмпатии зависит, насколько со-настроены будут вектора применения сил преподавателя и ученика. Вопрос в том, хотим ли мы оставить подобные «мелочи» без внимания, и идти дальше по дороге с камушками в ботинках. Из точки А в точку Б вы так или иначе попадете, но как долго займет этот путь, и насколько он будет приятен? Возникнет ли после желание стремиться дальше?

- Для кого подходит языковой коучинг

Прежде всего, направление рассчитано на взрослых, сформированных в личностном плане людей, от 17лет. В молодом возрасте коучинговые техники бывают лучше восприняты и работают более эффективно, так как человек еще не успели «обрасти» внушительным жизненным опытом, не всегда позитивным в плане изучения языков, категоричными убеждениями и установками. Конечно, результат зависит не столько от возраста как такового, а от позиции и взглядов ученика, насколько он открыт новому непривычному подходу, поэтому верхней возрастной планки тут не существует.

Более всего коучингом интересуются представители бизнес-среды, обычно знакомые с данным явлением по роду деятельности (коучинг как направление вырос из спорта, а сейчас его приемы используется во многих компаниях для увеличения эффективности работы коллективов). Такие люди хорошо понимают важность формулирования цели и готовы упорно работать, в свою очередь ожидая получить видимый измеримый результат в определенный срок. Неправильным будет утверждать, что человеку далекому от подобного образа мысли по роду своей деятельности или складу личности языковой коучинг не подойдет. Напротив, навык планировать свое обучение, решать поставленные задачи, научится отслеживать и изменять свои внутренние установки, выгодно использовать личностный потенциал и эмоциональный багаж, и к тому же, получать от этой работы кайф будет полезен многим. Например, людям, готовящимся сдавать экзамены, эмигрировать или провести некоторое время в чужой стране, путешественников и всех, кто заинтересован в том, чтобы эффективно и здраво подойти к совершенствованию уровня своей коммуникации, а заодно положительно изменить многие сферы жизни за пределами языковых устремлений.

Надеюсь, мне удалось пролить свет на то, что есть языковой коучинг и кто может стать клиентом преподавателя-коуча. Во второй части мы разберем, с какими конкретно проблемами в обучении помогает разобраться коучинг и чем обусловлена его эффективность в обучении иностранным языкам.

---

Список упомянутых в статье книг:

1."Neurolanguage Coaching. Brain Friendly Language Learning", Rachel Paling

2. "From English Teacher to Learner Coach", Duncan Foord, Daniel Barber

3. "An Introduction to Coaching for Language Learning", Emmanuelle Betham