Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

Действия водителя, которые кратно снижают вероятность наступления дорожно-транспортного происшествия

Оглавление

Всем привет!

Наверное все средства массовой информации облетела новость о том, что для снижения показателей травматизма на дорогах осуществляется государственная программа и Министерство внутренних дел настаивает на пересмотре целевых показателей, признавая поставленные ранее недостижимыми [1].

Программа-программой, но одно из ведущих ролей в этой программе должны занимать водители и пешеходы, от сознательности которых и зависит число травматизаций на дорогах общего пользования. Безусловно, программа дорожной безопасности Vision Zero, о которой я уже писал, должна являться одним из столпов подобного рода программ (по аналогии защиты, которая применяется в штекерных соединениях – если провод расположен не правильно, то и штекеры состыковать не удастся), но главный двигатель прогресса – это люди.

В данной статье я хотел бы обсудить, какие действия водителя могут значимо сократить количество дорожно-транспортных происшествий без реализации каких-либо дополнительных программ

1. Соблюдение скоростного режима

Я считаю (хотя любое мнение субъективно и может не совпадать с мнением читателя данной статьи), что подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за превышения безопасной скорости движения. Надо признать, что этому способствуют и весьма демократичные штрафы – превышение скорости до 20 км/ч от разрешенной вообще не наказывается, льготное (50% от суммы штрафа) погашение штрафов. В итоге, как говорится, абсолютно легально по городу можно гонять со скоростью 80 км/ч. В результате у пешеходов, если они каким-то образом задействованы в дорожно-транспортном происшествии, почти не остается шансов.

По данным Всемирной организации здравоохранения, при скорости автомобиля 30 км/ч и ниже вероятность выживания пешехода в ДТП составляет 90%, а вот при скорости 80 км/ч шансы выживания составляют 0% [2]

НОЛЬ. ШАНСОВ НЕТ. К тому же, этот вопрос я также уже разбирал, чем выше скорость автомобиля, тем фатальнее влияет скорость реакции водителя на возможные последствия. Даже при моментальной реакции водителя (чего в реальности, увы, никогда не происходит) тормозной путь автомобиля при средней скорости 50 км/ч составляет 13 метров [2].

Есть еще такое понятие как «неадекватный скоростной режим». Это не просто превышение разрешенной скорости. Это выбор скорости движения транспортного средства без учёта сопутствующих дорожных факторов (есть дождь или нет, плохое качество асфальта или хорошее, есть ли резкий поворот или нет и т.п.). Например, все, наверное, знают, что чем выше скорость, тем выше вероятность аквапланирования. Однако не все задумываются о том, что чем более изношена резина, тем при меньшей скорости наступит аквапланирование (об этом также я писал отдельную статью). Но что я очень часто наблюдаю в дождь? Шпарящих на скорости существенно выше 60 км/ч не первой свежести иномарок. Не так давно в нашем прекрасном городе в один из дождливых дней таким гонщиком была снесена автобусная остановка. По благополучному стечению обстоятельств, в этот момент там не было ни одного ожидающего транспорт пешехода.

Максимально-разрешенная скорость в черте города в странах Европейского Союза составляет 50 км/ч, а на улицах местного значения - 30 км/ч. Автор фотографии kua1102
Максимально-разрешенная скорость в черте города в странах Европейского Союза составляет 50 км/ч, а на улицах местного значения - 30 км/ч. Автор фотографии kua1102

Теперь понимаете, почему в европейских странах в «пешеходных зонах» (улицы местного значения) ограничение скорости 30 км/ч, а максимальная скорость передвижения в городской черте – 50 км/ч без всяких «нештрафуемых» превышений?

2. Соблюдение безопасной дистанции при движении в потоке

Этот аспект я поставил на второе по значимости место. Чем меньше запас расстояния между движущимися автомобилями, тем меньший запас времени остается у автомобилиста на реакцию. Банальный пример: впереди идущий автомобиль резко тормозит, а мы ехали «дыша ему в выхлопную трубу». И вот так появляются «паровозики». Очень полезным помощником является AEB-система (система автономного экстренного торможения), но далеко не каждый автомобиль ей снабжен. Да и при несоблюдении безопасной дистанции и эта система может оказаться бессильна. Я придерживаюсь за рулём автомобиля правила, которому меня обучили в своё время в автошколе – нижняя линия лобового остекления моего автомобиля должна проходить на уровне брызговиков впереди идущего автомобиля. При ухудшении погодных условий этот интервал нужно увеличивать.

Соблюдение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля - залог безаварийной езды. Автор фотографии kua1102
Соблюдение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля - залог безаварийной езды. Автор фотографии kua1102

Аналогичные рассуждения можно провести и для «впереди идущего автомобиля». Если собрался тормозить, то не делай это утапливанием педали тормоза в пол, а тормози плавно. Хочешь совершить эволюцию на дороге (сменить полосу, повернуть и т.п.) – предупреди остальных участников дорожного движения подачей соответствующих сигналов поворота.

3. Своевременное реагирование на особенности дорожной обстановки

Здесь хотел бы отметить тезисно основные факторы, при наступлении которых водителю нужно быть предельно внимательным.

3.1. Нерегулируемый дорожный переход

Нерегулируемый дорожный переход является источником потенциальной опасности. Автор фотографии kua1102
Нерегулируемый дорожный переход является источником потенциальной опасности. Автор фотографии kua1102

При приближении к такому дорожному фактору лучше предупредительно снизить скорость и занести ногу над педалью тормоза (для машин с автоматической коробкой передач). К сожалению, в условиях низкой освещенности, затрудненности обзора (например, зимой из-за сугробов) пешеход может на переходе появиться незаметно. Также нельзя исключать случаи, когда через переход перебегают дети или едут взрослые на велосипеде без спешивания.

3.2. Нерегулируемый перекресток

Также потенциально опасны перекрестки (зоны с прилегающей второстепенной дорогой), когда машина начинает движение со второстепенной дороги. Автор фотографии kua1102
Также потенциально опасны перекрестки (зоны с прилегающей второстепенной дорогой), когда машина начинает движение со второстепенной дороги. Автор фотографии kua1102

Этот фактор особенно актуален при движении на загородной трассе, особенно вблизи деревень. Потому как пожилые жители деревень не соблюдают ПДД от слова вообще. В результате избрал для себя такую тактику – вижу перекресток (прилегание второстепенной дороги), оцениваю, есть ли там другой автомобиль и если автомобиль присутствует, немного сбрасываю скорость и готовлюсь экстренно тормозить, постоянно держа в поле зрения автомобиль.

3.3. Большегрузные автомобили

Однополосный дороги являются потенциальным источником опасности при обгоне другого транспортного средства. Автор фотографии kua1102
Однополосный дороги являются потенциальным источником опасности при обгоне другого транспортного средства. Автор фотографии kua1102

Никогда на светофоре не останавливаюсь за грузовым автомобилем. А если такой ситуации избежать не получилось (например, загородная однополосная дорога, перед светофором сплошная линия разметки, большегруз обогнать не получилось), то ставлю автомобиль немного наискосок, колёса уводя в сторону обочины и внимательно наблюдаю за дорожной обстановкой сзади меня. Зачем? Представьте, что сзади тоже идёт фура и у неё отказали тормоза. Если в это время «залипать в телефончике», как это делает большинство «современных» водителей, то сообщение в вотсап будет последним, что удастся сделать в этой бренной жизни – машина будет впечатана под впередистояющую фуру. Контроль обстановки сзади и расположение немного наискосок автомобиля оставляет чуть больше шансов выжить, т.к. при ударе сзади траектория движения автомобиля пойдет в направление обочины. По этим же соображением на светофоре не перевожу коробку в режим Parking, а удерживаю автомобиль на месте педалью тормоза. Таким образом экономится время реакции водителя на изменение дорожной обстановки

3.4. Желтый сигнал светофора

Еще одна потенциально опасная ситуация – попытки проскочить перекресток на желтый сигнал светофора. Опять же, далеко не все в курсе, что желтый сигнал светофора является запрещающим, а из-за плохой организации синхронизации потоков может оказаться, что для одного автомобиля – желтый сигнал светофора, а для второго – мигающий зеленый. И на перекрестке получаем столкновение двух спешащих автомобилей (надо успеть проскочить на мигающий зеленый – надо успеть стартануть на желтый), причем оно даже хуже лобового столкновения, т.к. один из автомобилей, как правило, попадает в бок другому. А боковые шторки безопасности мало у каких автомобилей есть, да и в целом при боковом ударе автомобили значительно слабее защищены.

Поэтому замигал зеленый или уже горит желтый – надо останавливаться. Лишние сэкономленные 5 секунд не стоят того.

4. Запрет на использование гаджетов за рулем автомобиля

Формально, в правилах дорожного движения однозначно запрещается использовать телефон во время вождения автомобиля и даже можно получить штраф за разговоры по телефону. Но в периферии кто ж штрафовать за это будет, когда даже безОСАГовцев победить не могут? В итоге предлагаю поиграть в такую увлекательную игру: когда Вы находитесь в пробке, внимательно рассмотрите своих «соседей», особенно женского пола. Процентов 60% из них будут с телефоном в руке и процентов 40% из этого числа что-то оживленно писать в одну из соц. сетей. А что происходит с человеком, когда он увлечен телефоном? Он перестает следить за окружающей обстановкой. А ведь ситуация даже в пробке может стремительно поменяться – автомобиль может потерять управление на перекрестке, откажут тормоза и т.п. Не говоря уже о том, что такой «почитатель соц. сетей» гарантированно промаргивает разрешительный сигнал светофора и когда пробка уже поехала, он еще стоит, пока ему не бибикнут. А помните резонансную новость о девушке, которая вела прямую трансляцию (стрим) для подписчиков во время движения?

Сели за руль, найдите в себе силы отвлечься от соц. сетей. За те энное количество минут, что вы будете вести автомобиль, в этих ваших соц. сетях не произойдет значимых изменений и подписчики смогут обойтись без очередной инстаграм-сториз или гламурной фоточки

5. Запрет на использование громкой музыки в салоне автомобиля

Представьте такую картину: скорая помощь или пожарный расчёт с включенной иллюминацией спешат выполнить свой долг и пересекают оживленный перекресток. И тут на таран идет маленькая, но гордая машинка. Садясь за руль, мы забываем, что ценным нашим инструментом являются не только глаза, но и уши. Мы разучились «слушать» дорожную обстановку.

Выполнение этих пяти крайне простых пунктов гарантированно поможет снизить количество травматизаций на дорогах без всяких Vision Zero. Я в этом уверен! Помните же слоган – Хочешь изменить мир? Начни с себя!

Ассоциированные с данной темой другие мои статьи

О принципе Vision Zero и о том, что нужно модернизировать в плане безопасности дорожного движения в России

О необходимости соблюдения скоростного режима на дороге с точки зрения остроты реакции водителя

Разбор факторов, провоцирующих ДТП, на основе анализа публикаций в отечественной печати

Список источников

1. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/07/19/834929-politsiya-nevipolnimim

2. https://www.who.int/violence_injury_prevention/publications/road_traffic/world_report/speed_en.pdf