Найти тему

Важные закупки

Оглавление

Важность управления закупками и поставками очевидна. Эффективность цепи поставок влияет не только на финансовые показатели компании и ее репутацию, но и может стать решающим фактором в процессе масштабирования или же выживания, в условиях кризиса.

Хороший индикатор финансового влияния закупок – деньги, затраченные на поставщиков, как процент общих доходов. И вот такие данные приведены в книге «Управление закупками и поставками» М.Линдерса.

Почти во всех крупных организациях поставки – самая крупная категория затрат (от 50%-85% доходов). Для сравнения, на заработную плату обычно уходит от 10% до 20%.

Автор так же приводит цитату бывшего вице-президента по закупкам Honda of America:

«Одна из причин, по которой Honda признает важность закупочной функции, связана с тем, что 80% себестоимости машины приходятся на закупки. Поэтому результаты закупок в значительной степени определяют результаты деятельность Honda».

Т.е. к моменту продажи производителем автомобиля диллеру за 20 000 долларов, на закупку сырья, было затрачено 16 000 долларов.

Финансовое воздействие закупок часто показывают при помощи прибыль-левередж и влияния доходности активов.

Эффект прибыль-левередж

Рассмотрим на примере.

Компания А имеет вот такие показатели:

  • Доход - 100 млн.рублей
  • Затраты на закупки - 60 млн.рублей
  • Прибыль 8 млн.рублей

У компании А, есть 2 пути увеличения прибыли: сокращение трат на закупку, увеличение продаж.

Если компания снизит расходы на закупку на 10%, то прибыль вырастет на 75%.

  • Доход - 100 млн.рублей
  • Затраты на закупки - 54 млн.рублей
  • Прибыль- 14 млн.рублей (8 млн.рублей+6 млн.рублей)

Если компания захочет добиться такого же результата за счет увеличения продаж, то ей необходимо будет повысить свою доходность на те же 75%.

  • Доход - 175 млн.рублей
  • Затраты на закупки - 105 млн.рублей
  • Прибыль- 14 млн.рублей

Разница между тремя показателями показана на диаграмме.

-2

Эффект доходности активов

Данный показатель применяется для оценки деятельности компании в целом.

В примере ниже показано, что при снижении затрат на закупки на 10%, повышается доходность активов на 106%.

*данные, помеченные желтым цветом, получены после снижения затрат на закупики на 10% 
**На закупки тратится 500% тыс.рублей

***Прочие расходы составляют 450 тыс.рублей

****На запасы приходится 30% общих активов
*данные, помеченные желтым цветом, получены после снижения затрат на закупики на 10% **На закупки тратится 500% тыс.рублей ***Прочие расходы составляют 450 тыс.рублей ****На запасы приходится 30% общих активов

Выводы. В рассмотренных примерах повысить доходность компании на 75% можно двумя способами:

  • или на 10% снизив затраты на закупки
  • или на 75% увеличив продажи

10% против 75%, неплохо, да? Но я не утверждаю, что снизить затраты на закупки легче. И первый и второй варианты нелегкие, но если рассматривать цень поставок и закупки в целом как еще одну точку приложения усилий, шансы на успех возрастают.