Важность управления закупками и поставками очевидна. Эффективность цепи поставок влияет не только на финансовые показатели компании и ее репутацию, но и может стать решающим фактором в процессе масштабирования или же выживания, в условиях кризиса.
Хороший индикатор финансового влияния закупок – деньги, затраченные на поставщиков, как процент общих доходов. И вот такие данные приведены в книге «Управление закупками и поставками» М.Линдерса.
Почти во всех крупных организациях поставки – самая крупная категория затрат (от 50%-85% доходов). Для сравнения, на заработную плату обычно уходит от 10% до 20%.
Автор так же приводит цитату бывшего вице-президента по закупкам Honda of America:
«Одна из причин, по которой Honda признает важность закупочной функции, связана с тем, что 80% себестоимости машины приходятся на закупки. Поэтому результаты закупок в значительной степени определяют результаты деятельность Honda».
Т.е. к моменту продажи производителем автомобиля диллеру за 20 000 долларов, на закупку сырья, было затрачено 16 000 долларов.
Финансовое воздействие закупок часто показывают при помощи прибыль-левередж и влияния доходности активов.
Эффект прибыль-левередж
Рассмотрим на примере.
Компания А имеет вот такие показатели:
- Доход - 100 млн.рублей
- Затраты на закупки - 60 млн.рублей
- Прибыль 8 млн.рублей
У компании А, есть 2 пути увеличения прибыли: сокращение трат на закупку, увеличение продаж.
Если компания снизит расходы на закупку на 10%, то прибыль вырастет на 75%.
- Доход - 100 млн.рублей
- Затраты на закупки - 54 млн.рублей
- Прибыль- 14 млн.рублей (8 млн.рублей+6 млн.рублей)
Если компания захочет добиться такого же результата за счет увеличения продаж, то ей необходимо будет повысить свою доходность на те же 75%.
- Доход - 175 млн.рублей
- Затраты на закупки - 105 млн.рублей
- Прибыль- 14 млн.рублей
Разница между тремя показателями показана на диаграмме.
Эффект доходности активов
Данный показатель применяется для оценки деятельности компании в целом.
В примере ниже показано, что при снижении затрат на закупки на 10%, повышается доходность активов на 106%.
Выводы. В рассмотренных примерах повысить доходность компании на 75% можно двумя способами:
- или на 10% снизив затраты на закупки
- или на 75% увеличив продажи
10% против 75%, неплохо, да? Но я не утверждаю, что снизить затраты на закупки легче. И первый и второй варианты нелегкие, но если рассматривать цень поставок и закупки в целом как еще одну точку приложения усилий, шансы на успех возрастают.