Это последняя из пяти статей о том, как наша дизайнер и иллюстратор Полина искала иллюстратора, который будет помогать ей с оформлением статей. Мы прокачали насмотренность, выяснили, где искать иллюстраторов, как с ними договариваться, на какие вопросы необходимо ответить, чтобы составить ТЗ. Осталось получить от художников тестовые задания и сделать выбор.
Итак, я составила ТЗ: «Нужна иллюстрация на Хабр для статьи про Java. Нарисовать маскота Java — Дюка в шарфе и связать с Панамой и Panama project. Размер холста по ширине — 780px (требования Хабра), пропорции как у референса, формат png. Референс приложила. Срок: два дня. Постоплата».
Это ТЗ я отправила четырем претендентам в качестве тестового. Для удобства я обозначу их порядковыми номерами.
Маскота Java — Дюка любят кастомизировать. Например, митапы JUGNsk новосибирского сообщества Java/JVM-программистов представляет Дюка в синем шарфе. Так как статья была о Project Panama, я предложила обыграть это, натянув на сурового сибирского Дюка кроме шарфа еще и легкомысленную панамку лаймового цвета, как государство Панама в статье. Ссылку на статью я им тоже отправляла, но подозревала, что текст для программистов вызовет у иллюстраторов больше ступор, чем вдохновение. Так и оказалось.
За выполнение тестовых заданий я обещала заплатить — поэтому не получилось просто погоревать, что потратила время.
Фрилансер 1
Подкупил тем, что быстро ответил и пообещал сделать иллюстрацию на нужном уровне за несколько дней. Но как только я скинула подробное ТЗ с референсами, последовали странные вопросы: «А что рисуем-то» и «А этот реф не скидывали». На радостях я допустила ошибку — не попросила портфолио. А зря.
Я прислала подробное описание, кто такой Дюк, где он живет и почему он классный, а в ответ получила вопрос: «А что это за персонаж?» Фрилансер не реагировал на мои вводные и упорно не хотел пользоваться Гуглом.
В итоге скетч композиции он прислал позже всех и в самом плачевном состоянии:
Этот вариант совсем не соответствовал цене, которую я назначила за задачу. За два часа до дедлайна фрилансер прислал предфинал, который полностью шел вразрез с ТЗ. Я ответила: «Это не совсем то», — на что собеседник спросил: «Так мы фон не закрашиваем?»
Подсказка заказчикам. В такой ситуации поможет только терпение. Важно удержаться от резкости и неконструктивной агрессии и максимально доступно объяснить, что не так.
Фрилансеру можно было бы дать пару шансов, но у меня не было времени заново объяснять и ждать, когда он переделает как надо. К тому же другие иллюстраторы к тому моменту уже прислали неплохие варианты. Так что этот участник сошел с дистанции.
Ошибки Фрилансера 1. Сдал иллюстрацию не в графическом редакторе, вместо растровой текстурной кисти использовал обычный карандаш, исполнение не на нужном уровне, линии неаккуратные, цвет панамы не лаймовый, размер изображения не тот.
Что делала я. Я объяснила, что результат совершенно не соответствует поставленному ТЗ и моим ожиданиям. Как порядочный человек, заплатила половину обещанного. Сделала вывод — без портфолио больше работать не буду.
Фрилансер 2
Держался уверенно, сразу показал портфолио и задал вопрос про сроки и цены. Меня немного задевал ироничный подход к задаче, но на результате это не сказалось.
Скетчи прислал быстро и в хорошем качестве. В изображениях много динамики, заметен навык, индивидуальная стилистика не мешала задаче.
Подсказка иллюстраторам. Здорово, когда есть несколько вариантов. Это помогает и иллюстратору, и заказчику лучше понять, что нужно в итоге.
Подсказка заказчикам. По возможности делайте приписку в ТЗ: «Нужно вот это, если есть идеи, как это обыграть, — предложения приветствуются». Так можно получить хороший результат.
Что делала я. Не нашла, к чему придраться — работа крепкая, правок не было, сроки соблюдены. Взяла иллюстратора на заметку. Человек оказался инициативным. Сам пишет и спрашивает, нет ли свободных задач. Это показывает заинтересованность.
Фрилансер 3
У этого претендента было преимущество — я знала его лично и была подписана на его творческий Instagram-аккаунт. А когда он прислал скетчи раньше всех, то быстро вырвался в лидеры. Очень большим плюсом было и количество скетчей, которые предложил иллюстратор.
Подсказка иллюстраторам. Предупреждайте заказчика о любых отклонениях от ТЗ до того, как пришлете первый скетч. Этот претендент заранее сообщил, что скетчи будет делать на бумаге, я была готова и за карандаш баллов не сняла.
Первый вариант с яхтой — именно то, что хотелось получить и по стилистике, и по композиции. Я выбрала его. Единственный минус — она не была нужного размера (780 px). Быстро внесли несколько небольших правок и каждый раз понимали друг друга все лучше.
Подсказка заказчикам. Доводите работу с иллюстратором до конца, иначе будете потом сами подгонять размер в фотошопе.
Фрилансер 4
Мне показалось, что у претендента недостаточно опыта общения с заказчиками. В работах не хватало огонька. Но вежливость успешно компенсировала недостаток смелости в композициях.
Он стал бы фаворитом, если бы не более яркие соперники: не нарушал сроки и следовал ТЗ. Итоговый результат получился неплох. До ошибок первого претендента ему далеко, но и до победителя пока не дорос.
Краткая памятка
Когда вы ищете иллюстратора, важно помнить:
- Нетворкинг — страшная сила, используйте ее.
- Понять для себя, какой результат нужен, — половина успеха.
- Хорошо сформулированное ТЗ с примерами — вторая половина успеха.
- Просите портфолио, даже если человек хороший и с рекомендациями.
- Все нюансы оплаты обговаривайте до первого скетча. Платить ли за плохую работу, если обещал оплатить, — у меня нет железного ответа, поэтому если работа сделана, я ее оплачиваю. Если есть грубые нарушения ТЗ — плачу половину.
Это главные правила работы с подрядчиками. Надеюсь, мой опыт поможет вам удачно найти нужного специалиста.