Опытные авторы, принимаясь за новую историю, уже заранее знают, чем она должна закончиться. Концовка является важнейшим элементом во всем повествовании, ведь она во многом влияет на оценку читателей. Автор не имеет права понижать планку, иными словами концовка должна стать финальной точкой, то есть в ней должны содержаться ответы на все вопросы, которые поднимались в тексте, она должна показать не только завершение истории, но и также определить дальнейшую судьбу главных героев. Эта сложная задача ложится на плечи автора, поэтому прежде, чем начать что-то писать, стоит тщательно подумать над будущей концовкой.
Обдумывание финала не занимает много времени, потому что концовка имеет два пути направления: положительный и не очень. В первом случае читателя и героев ожидает счастливое завершение всех приключений, другими словами Хэппи Энд. В другом исходе событий все заканчивается, как правило, ни хорошо и ни плохо. Вторая концовка более негативно воспринимается читателями, и дальше попробуем разобраться, почему.
Стоит поподробнее разобрать Хэппи Энды, ведь в них содержится ключ к нашему основному вопросу. Так почему же читатели более благосклонны к счастливым финалам, даже несмотря на то, что у всех историй концовка в таких случаях штампуется?
Красивое завершение истории, таким кажется ответ на первый взгляд, но все не так просто. Мы копнем поглубже и попытаемся разобрать психологическое восприятие книги человеком. И работать будет на примерах любовных романах, чтобы взять за основу самый типичный Хэппи Энд: «жили долго и счастливо».
Для начала стоит понимать, что сказка - это сказка, а реальная жизнь немного другая, тем основному читателю и нравятся типичные истории любви, заканчивающиеся вышеупомянутым ХЭ. В таких книгах мы ищем более удачной жизни, ассоциируем себя с главными персонажами и заранее знаем, что все у этих персонажей будет хорошо. Подсознательно мы понимаем, что такое невозможно в реале, поэтому воспринимаем сказку как сказку и болеем за команду Счастья.
Хэппи Энды в первую очередь дарят чувство завершенности в истории. Это не менее важный элемент, чем сама кульминация. Согласитесь, зная, что герои в итоге останутся вместе (разбираем на основе ЛР, не забываем), мы уже видим их будущее и в состоянии понять, что основная нервотрепка в жизни полюбившихся персонажей закончена. То есть, персонажи вместе, а значит, их будущее определено счастливым совместным проживанием, возможными детьми и отсутствием одиночества в старости. Фактически мы узнали продолжение их истории до самой смерти. В этом основная прелесть ХЭ.
Иной вариант развития сюжета нам такого не подарит. В несчастливых концовках персонажи не останутся вместе, а расплывутся, как в море корабли. За всю историю мы успеем привязаться к героям, а к концу просто не захотим их терять без знаний об их будущей жизни. Если герои по каким-либо причинам не будут вместе, их история останется в каком-то роде бессмысленной. Иными словами, полюбил П1 П2, мы получили вкусняшку в виде короткой сказки о любви, а в конечном итоге они разошлись. Их дальнейшие судьбы нам неизвестны, здесь может произойти все, что угодно. Например, П1 найдет другую любовь и начнет новую историю, а П2 так и не сможет оправиться от потери, тем самым либо продолжив бессмысленно жить, либо закончив жизнь самоубийством.
Автор не станет растягивать эпилог, чтобы рассказать, что же там все-таки произошло с П1 и П2 после их расставания, а следовательно здесь на лицо явное чувство незавершенности.
Сама как таковая завершенность присутствует, мы получаем финал их истории, а не их жизни, но согласитесь, если играть, то по крупному? А если автор не только разжует все скелеты, появлявшиеся на протяжении всей сказки, но еще и обозначит дальнейшую судьбу влюбленных, то это лакомство будет вдвойне вкуснее.
Так, собственно, отсутствие ХЭ - плохо?
Прочитайте следующий отрывок, это одна из концовок моей истории, написанная заранее всего сюжета.
____________________________________________________________________________________
Секунды сложились в минуты, минуты сложили в бесконечность, бесконечность снова стала равна секунде. Я потеряла счет времени.
Даже самые пылкие и яркие периоды нашей жизни могут закончиться не так, как мы этого бы хотели. Счастливый конец - это отличительная черта сказки, а сказки не реальная жизнь. В реальности все намного печальнее, здесь люди со своими тараканами и принципами. Мы не можем полагаться, что наш враг совершит ошибку только потому, что в сказках злодеи всегда проигрывают. И так же не можем утверждать, что любимый человек сможет побороть свои обиды и гнев, чтобы вернуться к нам. Как видите, со мной ничего такого не произошло.
Я продолжила жить дальше, хотя это и казалось мне диким. Я не видела жизни без Даррена, потому что искренне любила его. Он стал не просто частью моей повседневности, он стал частью меня самой, и сейчас без него я ощущала ту пустоту, о которой поется в миллионах песнях.
Раны начали затягиваться, только не душевные. Ожоги постепенно сходили, за распущенными волосами уже не было видно изуродованной правой стороны лица. О произошедшем людям напоминал только бинт, скрывающий ожоги на шее и предплечье. Да, я продолжала перевязывать раны бинтом, который мне подарила Тайра.
Боль от соприкосновения жесткой марли к открытым ранам отрезвляла. Помогла подумать о следующем дне другими мыслями, а потом я к ней привыкала и снова закрывалась в себе.
Несчастливый конец казалось бы счастливой истории - не конец жизни. Тайра часто повторяла мне эти слова, стараясь достучаться до адекватности и разумности, которые давно покинули воспаленную голову. Она была права, жизнь не стоит на месте, и вполне вероятно меня ждала новая глава, новая история, возможно еще более насыщенная или же наоборот, размеренная и спокойная, но все же новая история.
Она была права и в том, что мое ближайшее будущее уже не выглядит таким туманным, потому что я ждала ребенка. Мысли отказаться от него и подарить более достойной женщине часто посещали меня, но я отгоняла их тем, что не могла расстаться с единственным, что у меня осталось от Даррена. Ребенок, казалось, стал бы вечным напоминанием о не сложившейся любовной истории, с другой стороны кардинально поменял бы мою жизнь в лучшую сторону.
Даррен о нем так и не знал. Но я не стала бы использовать ребенка, как средство для возвращения его отца.
Время потеряло свой счет, и пускай, большую его часть я пребывала в апатии и меланхолии, мне удалось на несколько часов вырваться из душного города и посетить могилы друзей.
Аглаю и Миллса похоронили рядом по старым обычаям. Вместо семейного склепа или хотя бы обычного черного камня, их могилы определяли только белые кресты с красными датами. Для людей они навсегда запомнились преступниками, и посещать их могилы по сути было опасно, но вряд ли кто-то захочет тронуть бывшего офицера флота Объединенной Федерации, да к тому же беременную женщину.
Люди своевольничали, собирались в незаконные группы и разыскивали остальных. Но пока что никто из взбунтовавшихся не узнал личности остальных виновных. Кроме нас самих об этом знал Даррен, и почему до сих пор ничего не предпринял для нашего ареста, оставалось для меня загадкой.
Но я жила и не боялась, что однажды меня найдут обезумевшие фанатики, решившие устроить самосуд. Людей можно было понять, наш поступок не заслуживал прощения.
Это был первый и последний раз, когда я сходила на кладбище и, как требовали традиции, попрощалась с друзьями. После покидать родные стены меня обязывали только посещения госпиталя и Центра.
В Центр я являлась для постоянных отчетов, а также для встреч с мамой, которая практически перестала появляться дома. Их конфликт с папой перерос во что-то большее, и мама даже сняла черное обручальное кольцо.
Сегодня меня вызвали для последней беседы, точное время не назначили, поэтому я не торопилась. Волосы постоянно лезли в глаза, но это была маленькая плата за то, чтобы окружающие не видели страшных ожогов.
Вошла я в достроенное здание Центра медленно и также медленно кивнула офицеру, который пускал меня уже без пропуска. Впрочем, эти отношения были для меня выгодны, так как пропуск я стала забывать непростительно часто.
Поднялась на сто семнадцатый этаж и, ни на кого не смотря, пошла вперед по просторному коридору, что выводил в широкую приемную. Там вечно было несколько человек, которых так же, как и меня, вызывали на ковер. Сегодняшний день не стал исключением, поэтому продолжая смотреть в пол, я подошла к стойке с молоденькой красивой блондинкой и, наконец, оторвала свой взгляд от ног.
Без слов она кивнула мне и связалась с кордом Диеном. Я тем временем скользнула по присутствующим безразличным взглядом и наткнулась на знакомый черный костюм. Он стоял в пол оборота ко мне, о чем-то серьезном разговаривал с незнакомым мне молодым мужчиной. И все душевные раны, покрывшиеся тонкой корочкой, разом вспыхнули болью, и это было так ощутимо, что я громко выдохнула и вздрогнула.
- Корде Салазар, с вами все хорошо? - настороженно поинтересовалась блондинка. Я перевела на нее рассеянный взгляд и нетвердо ответила согласием. - Корд Диен освободиться через минуту. Может воды?
Я отрицательно помотала головой и вернула взгляд Даррену.
Как всегда сосредоточенный и предельно серьезный, я не могла поверить, что нахожусь так близко к нему. Наверное, мой взгляд был слишком чувствительным, потому что не прошло и нескольких жалких секунд, как Кайзер оторвался от разговора с незнакомцем и посмотрел на меня.
И если его лицо было все таким же невозмутимым, то в глазах я видела все. Все эмоции, которые он почувствовал, встретившись со мной взглядом. От тихой радости видеть меня в здравии, до обжигающих воспоминаниях о моей ошибке.
Секунды снова слились с бесконечностью в единое, и время вокруг словно замерло. Мы не отрываясь смотрели друг на друга, каждый из нас определенно хотел подойти и перекинуться хотя бы парой слов, но никто не смел ступить и шагу. Этот взгляд будил во мне все то, от чего я так желала избавиться, и в то же время возвращал меня в шаткое спокойствие и дарил умиротворение.
Сама бы я не смогла оторваться от черных глаз Даррена.
Левое плечо, чуть ниже ключицы, прожгло невероятной болью, заставляя меня вскрикнуть. Поздно до ушей дошел слишком знакомый звук стреляющего фазера. Вместе со мной закричала блондинка, что-то крикнул Кайзер. И последнее, что я помнила об этом дне, его глаза, замершие передо мной, и холодные пальцы на скулах.
Я околела, сразу осознав, что мое тело недавно испытало заморозку. Больше всего обжигающий холод чувствовался там, куда зарядили лазером. Я не спешила открывать глаза, хотя откровенно надеялась, что весь этот кошмар закончится. Вполне ощутимая прохлада и жесткая кровать подо мной говорили об обратном.
А потом я почувствовала уже знакомые прохладные пальцы, сжимающие мою ладонь. Правда с моим положением, они казались мне невероятно теплыми, и я открыла глаза, почти мгновенно встретившись взглядом с Дарреном. Он стоял прямо, со своим привычным непроницаемым лицом, и только его ладонь говорила хоть что-то о его чувствах. Он уже хотел ее убрать, но я с силой сжала его пальцы, заставляя остановиться и не уходить.
Он нахмурился и все же остановился, не решаясь что-то сказать. А во мне проснулся ураган мыслей, и всеми ими хотелось поделиться с ним. Я только раскрыла рот, чтобы произнести его имя, как он заговорил первым.
- Самосуд продолжается, и следующей жертвой стала ты, - жестко проговорил он. - Тебе не дадут спокойно жить, люди жаждут твоей смерти.
Мне было откровенно плевать на людей и все, что они жаждали. Мои мысли были далеко от сложившейся ситуации, я не видела лучшего момента все же признаться в своей беременности.
- Даррен, ты должен знать... - голос со стороны показался очень хриплым и несмелым, хватило только одного моего взгляда, чтобы он замолчал и прислушался. Но кажется с этим взглядом он понял все, что я хотела сказать.
- Я знаю, Дель, - перебил он и почему-то замолчал, отводя взгляд. Мое сердце забилось в бешеном темпе, о чем тут же сообщил ИИ, но Кайзер проигнорировал это. - Ты потеряла ребенка, - все же выдавил он. Все, что начало приобретать смысл, рухнуло и сломалось. Казалось, вместе со всем этим сломаюсь и я... - Прости, Дель.
Последние его слова окончательно добили меня. Он выпустил мою ладонь и быстро покинул палату. Сердце начало замедляться, но в груди поселилось какое-то тяжелое чувство. Чувство конца.
Вот так все произошло. Мы часто мечтаем совершенно о другом конце в наших историях, но не всегда нашим мечтам суждено сбыться. Обычно, каким бы страшным не был конец, мы всегда можем продолжить жить и искать счастье, но в моем случае все получилось гораздо сложнее. Я не могла продолжить жить, потому что дальше жизни не было. Дальше были обозленные на меня люди, конфликты, разрушающие семью и государство, и нескончаемая неудача, которую я успела хорошо так накопить за последние годы. Счастливая жизнь продлилась недолго, правило регрессии только подтвердилось. Ничего никогда не будет только хорошо или только плохо, чаши весов всегда стремятся к балансу, и чтобы восстановить баланс в моей жизни, чашам требовалось склониться к долгим годам несчастья.
____________________________________________________________________________________
Если вы все-таки прочитали фрагмент из текста, то наверняка ощутили это неприятное чувство? Да, это неудовлетворение финалом. Вы даже не знаете о чем был основной сюжет, но уже сочувствуете главным героям, вынужденным расстаться. И завершенность на лицо, их история окончена, им никогда не быть вместе, так почему же эта неудовлетворительность все еще присутствует?
Жизнь главной героини навряд ли продолжится сладко, в концовке ясно об этом написано, зато с главным героем все немного по-другому. То есть автор дал определенное будущее женщине, показал точное завершение истории, но оставил без внимания мужчину. Этот эпилог прилично растянулся, пришлось потратить количество символов не только на ответы всех вопросов, но и на лишние действия/диалоги, обозначившие неприятный финал. В ХЭ в таком случае легче: вот они поцеловались, сыграли свадьбу и жили долго и счастливо, такой эпилог не займет много читательского времени.
Хэппи Энды выигрывают в этой схватке.
А теперь главный ответ на вопрос, который нас так давно мучил.
Нет, отсутствие Хэппи Энда - это не плохо. Это скорее затратно и рискованно, такое определение подходит намного лучше.
Затраты заключаются на символах, краткость - сестра таланта, помним? Емкое и короткое завершение всегда будет выигрывать, а с плохой концовкой это сделать будет немного сложнее. Но тем не менее это все еще возможно.
А риск будет заключаться в читательском недовольстве. Автор боится потерять свою аудиторию, и он направлен на то, чтобы удовлетворить всех своих читателей. Но риск небольшой. В конце концов, это уже финал, читатели пережили вместе с вами всю историю, и какой бы не была финальная точка, читатели ее примут.