1,7K подписчиков

"НИВА" ВАЗ-2121 – визитная карточка советского автопрома. 1977-1993 г.в.

2,3K прочитали

5 апреля 1977 года с конвейера ВАЗа сошел первый серийный автомобиль «Нива» ВАЗ-2121.

5 апреля 1977 года с конвейера ВАЗа сошел первый серийный автомобиль «Нива» ВАЗ-2121. Эту радостную новость я услышал в программе «Время», по телевизору, вернувшись с тренировки, если честно, название «Нива» резануло по ушам, настолько за семь лет стало привычным название «Жигули», под которым продавались ВАЗы на внутреннем рынке, экспортное название «Lada» было конечно известно советским автомобилистам, но оно было «где-то, там…», хотя на улицах изредка попадались ВАЗы с экспортными шильдиками «Lada-1200/1300/1500/1600». Изначальная цена 10300 руб. за автомобиль «Нива» ВАЗ-2121, была для 70-х годов запредельной, Волга ГАЗ-24 стоила на тот момент 9600 руб., после подорожания автомобилей 1979 года, Волга ГАЗ-24 стала стоить 15000 руб., а «Нива» ВАЗ-2121 стала стоить 10600 руб., ей накинули минимум, по сравнению с другими автомобилями. После прошедшего подорожания, «Нива» ВАЗ-2121 переместилась на второе почетное место. Несомненно, что внедорожник «Нива» ВАЗ-2121 был бы востребован на просторах СССР, его можно было выпускать в больших количествах, и нужно было установить более доступную цену. Но в 70-х годах «Нива» ВАЗ-2121 была экзотикой и разъездным транспортом председателей колхозов-миллионеров. Тем не менее, с начала 80-х «Нива» ВАЗ-2121 стала чаще появляться на дорогах, и становилась более привычной глазу. В 1979 году появилась новая «Нива» ВАЗ-2121 у близкого друга моего отца, была куплена в Алжире и привезена в Москву.

"Нива" ВАЗ-2121 образца 1979 года, покрашенная югославской краской Дуга, цвета Рубин-110, оборудован отечественными фароочистителями и  фарами с галогенной оптикой Н4, поворотники/габариты от 2103. Пластиковая решетка обрамлена молдингами из нержавейки, как у ранних Москвичей-2140, к сожалению эти молдинги перестали ставить уже в начале 80-х.
"Нива" ВАЗ-2121 образца 1979 года, покрашенная югославской краской Дуга, цвета Рубин-110, оборудован отечественными фароочистителями и фарами с галогенной оптикой Н4, поворотники/габариты от 2103. Пластиковая решетка обрамлена молдингами из нержавейки, как у ранних Москвичей-2140, к сожалению эти молдинги перестали ставить уже в начале 80-х.
Задние фонари 2106 отлично вписались в дизайн, впервые появились мощные бампера из дюралевого профиля, на экспортных версиях ставили гидроупоры, позволяющие выдержать удар при скорости 5км/ч без повреждения бампера.
Задние фонари 2106 отлично вписались в дизайн, впервые появились мощные бампера из дюралевого профиля, на экспортных версиях ставили гидроупоры, позволяющие выдержать удар при скорости 5км/ч без повреждения бампера.
На щитке размещены приборы 2106, сигнальные лампы и выключатели, подрулевой выключатель от 2106, трехрожковый, с функцией управления  электроомывателем лобового стекла и фароочистителями.
На щитке размещены приборы 2106, сигнальные лампы и выключатели, подрулевой выключатель от 2106, трехрожковый, с функцией управления электроомывателем лобового стекла и фароочистителями.
Торпедо выполнено с стилистике 2101, руль позаимствован от 2103.
Торпедо выполнено с стилистике 2101, руль позаимствован от 2103.
Передние сиденья от 2106 с дерматиновой обивкой, заднее оригинальное.
Передние сиденья от 2106 с дерматиновой обивкой, заднее оригинальное.
Багажное отделение скромных размеров, но при сложенном, а лучше снятом, заднем сидении, вполне вместительный. Для двух человек "Нива" ВАЗ-2121 может вполне использоваться для дальних поездок, с большой поклажей.
Багажное отделение скромных размеров, но при сложенном, а лучше снятом, заднем сидении, вполне вместительный. Для двух человек "Нива" ВАЗ-2121 может вполне использоваться для дальних поездок, с большой поклажей.
Передняя подвеска 2121 намного прочнее чем у жигулей, напоминает по конструкции подвеску ГАЗ-24.
Передняя подвеска 2121 намного прочнее чем у жигулей, напоминает по конструкции подвеску ГАЗ-24.

Моторный отсек плотно скомпанован, в нем расположено запасное колесо и домкрат.
Моторный отсек плотно скомпанован, в нем расположено запасное колесо и домкрат.
Боковое зеркало заимствовано у ВАЗ-2103, для 70-х годов его вполне хватало для обзорности.
Боковое зеркало заимствовано у ВАЗ-2103, для 70-х годов его вполне хватало для обзорности.

Именно с этой «Нивой» ВАЗ-2121 мне удалось познакомиться поближе и поездить за рулем. Она ничем не отличалась от тех, что продавали в СССР, за исключением термостата, рассчитанного на более низкую температуру срабатывания, и отсутствием фароочистителей, термостат был сразу заменен на стандартный, венгерского производства, фароочистители друг отца ставить не стал. Двигатель 2121, отличался от двигателя 2106 поддоном картера, маслоприемником масляного насоса, стоял шестилопастной вентилятор-глухарь в оригинальном кожухе, торпедо оригинальное, дизайн выполнен по мотивам 2101, приборы использованы от 2103/2106, удивляет, что не поставили чистопольские часы, как на 2103/2106. Посадка водителя в «Ниве» ВАЗ-2121 намного удобнее, чем в жигулях, это я оценил сразу, передние сиденья шестерочные с дерматиновой обивкой, заднее сиденье предназначено для перевозки пассажиров, на незначительные расстояния, сидеть на них крайне неудобно, багажник маленький. Друг отца, купивший «Нива» ВАЗ-2121, был профессиональным автомобилистом, разбирался в автомобилях не на любительском уровне, в 1940 году, еще до ВОВ, поступил в автомобильное училище (ныне РВАИ), во время ВОВ командовал автовзводом, авторотой, автобатальоном, после тяжелого ранения командовал авторембатом, занимавшимся восстановлением трофейной техники, после ВОВ закончил Военную ордена Ленина академию бронетанковых войск имени И. В. Сталина, служил в ГАБТУ МО, после «хрущевского дембеля» был отправлен на дипломатическую работу в Алжир. Друг отца, как бывший военный автомобилист, высоко оценил внедорожные качества «Нивы» ВАЗ-2121, понижающий ряд, межосевую блокировку в РК, компоновку с короткими свесами и малой базой, невиданный для внедорожника уровень комфорта в салоне. Из недостатков выделил недопустимый уровень вибраций, связанный с крестовинными карданными валами в переднем приводе, а также из-за КПП и РК, не имеющих жесткого крепления между собой. Собственно «воз и ныне там», карданные валы с крестовинами, только через два десятилетия были заменены на шариковые ШРУСы, конструкции КПП и РК особых изменений не претерпели, РК также крепится к шпилькам приваренным к днищу, так-же вибрирует из-за несоосности. Несомненно, конструктора ВАЗа знали о «детских» конструктивных недостатках 2121, но предпочтение было отдано максимальному использованию узлов и деталей семейства 2101/2106, именно благодаря такому подходу главная пара переднего моста крутится в обратном направлении, благодаря чему частенько разваливается. Тем не менее «Нива» ВАЗ-2121 стала успешно продаваться на международных рынках. В экспортном исполнении ВАЗ укомплектовывал «Ниву» ВАЗ-2121 задним стеклоочистителем Clear-Site, фароочистителями Clear-Site, резиной Michelin, задним стеклом с обогревом Trempex, боковыми зеркалами Vitaloni Tornado, инерционными ремнями безопасности Klippan. Западные дилеры устанавливали люки, противотуманные и дополнительные фары, подвесные кондиционеры, подрамники под КПП/РК и прочее. Для «Нивы» ВАЗ-2121 выпускалось очень много аксессуаров для тюнинга. Фирма ПОК выпускала комплекты для переделки КПП в пятиступку, выпускала главные пары с разными передаточными числами, выпускала пневмоблокировки для редукторов мостов, ставила дизельные двигатели Peugeot, VM. В дальнейшем и ВАЗ стал выпускать модификацию "Нива" ВАЗ-21215 с двигателем Peugeot HUD-9L, 1900 см.куб., отличалась от 2121 и балка передней подвески, также ставили реечное рулевое управление с ГУР. Дизельные ВАЗ-21215 доукомплектовывали импортным двигателем Peugeot HUD-9L в г. Чехов МО.

5 апреля 1977 года с конвейера ВАЗа сошел первый серийный автомобиль «Нива» ВАЗ-2121.-11
На фото справа видны шведские фароочистители Clear-Site, такие ставили на самых ранних экспортных версиях. Оси моторредукторов расположены под бампером.
На фото справа видны шведские фароочистители Clear-Site, такие ставили на самых ранних экспортных версиях. Оси моторредукторов расположены под бампером.

И заслуга в этом не только Автоэкспорта, но и французского автодилера Жака Пока, успешно продававшего советские Москвичи, еще в 60-х годах, а с 1972 года и ВАЗы. Именно Жак Пок оценил коммерческий потенциал комфортабельного внедорожника малого класса «Нива» ВАЗ-2121, ставшим мировым первенцем в этом классе. К слову сказать, концепция внедорожника малого класса была не нова для СССР, в 1957-1958 годах серийно выпускался МЗМА полноприводной Москвич-410, в 1959-1960 годах выпускался серийно Москвич-411, в кузове «универсал», по заказу ГАБТУ МО в 1959-1960 годах были созданы образцы армейского ротного внедорожника Москвич-415/416.

Москвич-411, 1957 год. Советский комфортабельный внедорожник малого класса, производился  малыми сериями, за два десятилетия до Нивы.
Москвич-411, 1957 год. Советский комфортабельный внедорожник малого класса, производился малыми сериями, за два десятилетия до Нивы.

Жак Пок был хорошо знаком с внедорожными разработками МЗМА и проявлял к ним неподдельный интерес, но выпуск их был не велик, а увеличение выпуска не планировалось, поэтому на экспорт их не поставляли, а вот появившаяся через два десятилетия «Нива» ВАЗ-2121, Жака Пока сразу заинтересовала, производственная мощность ВАЗа позволяла выпускать внедорожники большими сериями. При техническом содействии Жака Пока, на первом в истории автоспорта Дакаре-1978, было заявлено пять любительских французских экипажей на внедорожниках малого класса «Нива» ВАЗ-2121, показавших хороший спортивный потенциал. На Дакар-1979 и последующих, Жак Пок уже выставил собственную команду, на профессионально подготовленных «Нивах» ВАЗ-2121, благодаря чему международная популярность советского внедорожника малого класса стала расти, увеличивались продажи в разных странах, появилось множество тюнинговых фирм дорабатывавших «Нивы» ВАЗ-2121. Удивляет, почему на внедорожные гонки не заявлялись советские экипажи… Благодаря успешному сотрудничеству с фирмой Жака Пока, Автоэкспорт подписал дилерские контракты в разных странах, и «Нива» ВАЗ-2121 стала успешно продаваться на мировом рынке, выпускалась и праворукая версия, «Нива» ВАЗ-21212 для Великобритании, данная модель поставлялась и в Японию.

"Нива" ВАЗ-21212  модели 1978 года, с правым рулем для Великобритании. Пользовалась большим спросом, англичане всегда любили настоящие внедорожники.
"Нива" ВАЗ-21212 модели 1978 года, с правым рулем для Великобритании. Пользовалась большим спросом, англичане всегда любили настоящие внедорожники.

Для стран Бенилюкса выпускалась «Нива» ВАЗ-21212 с двигателем 1300 см.куб. (на базе 21011), часть таких версий была укомплектована приборными щитками, выполненными по подобию щитка 2105, с приборами 2105.

В 2003 году я купил себе новую Ниву-21214 в самой простой, стандартной комплектации, без всяких доморощенных "тюнингов", которая нужна была мне по производственной необходимости, появились строительные объекты в «медвежьих углах», не хотелось гробить по реальному бездорожью большой японский внедорожник, плюс было неудержимое желание протестировать Ниву и оценить изменения, которые произошли за тридцать лет выпуска. Был в общем-то удивлен, что купленная «Нива» 21214 не сильно отличалась от 2121 70-х годов, особенно поразили колеса с камерными диагональными шинами ВлИ-5, теми же самыми, что ставили в 1977 году, шины сразу были заменены на бескамерную «каму», 16-го радиуса, но запаску пришлось оставить родную ВлИ-5, иначе капот не закрывался. Приятно удивило торпедо нового образца, оно оказалось мягким, был заложен большой резерв для дополнительных клавиш, я изначально думал, что торпедо пластиковое, как у восьмерочного семейства, щиток приборов 21099 понравился, в нем был тахометр, хотя щиток 2121 с трешечными приборами мне нравился больше, передние сиденья стояли восьмерочные, заднее все тоже 2121, только обивка стала тканевой. Измененный еще на 21213 задок мне понравился, фонари стали яркими, в отличие от шестерочных, со «слепыми» габаритами. Спецы говорят, что из-за изменения заднего проема пятой двери, снижена жесткость кузова на кручения, но это актуально только при покорении экстремального бездорожья, что не входило в мои планы. Понравился тихий и тяговитый двигатель 21214, с объемом 1700 см.куб., оснащенный распределенным впрыском, гидрокомпенсаторами клапанов, КПП-пятиступка и РК показались еще более шумными чем на 2121. В ходовой мало что изменилось, подрамник КПП/РК, так и не появился, хотя фирма ПОК делала подрамники еще в 70-х годах, РК стала мелкомодульная. Фароочистители перестали ставить, зато появился штатный очиститель заднего стекла, само стекло стало с электрообогревом, на 2121 это были экспортные опции, на базе импортных комплектующих. Стекла передних дверей, без форточек, а вот зеркала оставили прежние 2103, только покрашенные в черный цвет, без хрома, понятно, что сразу поставил зеркала с приличным обзором. Прошла эта «Нива» ВАЗ-21214 в моих руках не много, 42 тыс.км., правда в достаточно жестких условиях, принципиальных поломок еще не было, но чувствовалось, что скоро посыплется ..., а через год, и кузов начнет активно корродировать... Кузов был отвратительный, не сравнить с 2121 70-х годов, огромные зазоры на дверях, под ответными частями замков передних дверей, стояли с ВАЗа несколько прокладок, было ощущение, что автомобиль битый и плохо отремонтирован, покраска тоже оставила желать лучшего, на краске появилось множество сколов, явно была нарушена технология окраски. Особенно достала меня в этом автомобиле система улавливания паров бензина, постоянно выбрасывая эти пары в салон, на протяжении первого года владения, боролся безуспешно с этим явлением, менял комплектующие, в результате демонтировал и просверлил отверстие в пробке бензобака 0,5 мм, как было на ранних ВАЗах, хотя для системы впрыска это не есть правильное решение. Ездить на Ниве ВАЗ-21214 было тяжеловато пересаживаясь с современных японских автомобилей, гидроусилителя руля на ней не было, но вполне приемлемо. Итог такой, несмотря сходство конструкции, на хороший двигатель, на ШРУСы вместо карданов, по качеству моя «Нива» ВАЗ 21214 была гораздо хуже чем «Нива» 2121 1979 года друга отца, докатавшаяся до середины 90-х годов, и прошедшая более 150 тыс.км. с минимальными поломками, несмотря на все конструктивные недостатки.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям!
Сергей Буров