Найти в Дзене

Как окружающий мир влияет на наше поведение?

Фредерик Скиннер, американский психолог, последователь бихевиоризма, а точнее необихевиоризма. Данная концепция базируется на возможности развить любой навык или развить определенную модель поведения человека или животного, посредством поощрений или наказаний, которые психологически будут связаны с приобретенным навыком. Как уже было сказано в статье о бихевиоризме, данная концепция, а точнее её последователи отвергают субъективные факторы психической жизни человека, как источник особенностей поведения индивида, так как любая наука в том числе и психология должны объективно описывать природу изучаемого объекта иначе данная дисциплина не может считаться наукой.

Годы жизни 20 марта 1904 - 18 августа 1990
Годы жизни 20 марта 1904 - 18 августа 1990

Проведя множество опытов на животных и даже на людях, психолог пришёл к выводу, что отрицательное и положительное подкрепление прививают определенную форму поведения, также влияя на частоту повторений тех или иных действий.

Фредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма:

1. Респондентное поведение - ответ на знакомый стимул:

  • условное рефлекторное, привитое извне.
  • безусловно рефлекторное, заложенное в организме.

2. Оперантное поведение.

Выявление такого феномена как оперантное обуславливание, стало большим открытием в системном подходе бихевиоризма. Оперантное обуславливание - классификация окружающей среды, в котором человек совершает поступки, влияющие на эту среду, а она в свою очередь, влияет на индивида. Оперантное поведение определяется и контролируется результатом, следующим за стимулом. Респондентное поведение отличается от оперантного поведения тем что, сначала необходим стимул, а потом за ним следует реакция, то есть (S->R), оперантное же поведение объясняется обратным образом, сначала происходит реакция, а потом следует стимул (R->S).

Например, человек играет на гитаре и получает от этого процесса удовольствие (стимул, для следующей игры на гитаре), то есть человек неким образом влияет на окружающую его среду, а она в свою очередь влияет на него.

Данный подход можно рассмотреть и на примере конфликтов. Человек, имеющий условно респондентное поведение, может зачинать ссору только, потому что он привык таким образом решать конфликты, то есть крики, драки и другие виды агрессии в его понимании единственный выход из конфликтной ситуации.

При оперантном же поведение, человек понимает, что та реакция, которую он предоставит окружающему его миру, перерастет после в стимул, а стимулы в свою очередь могут быть самыми разными. Поэтому человек с оперантным поведением, более осмысленно принимают свои решения, понимая, какими будут последствия.

Необихевиоризм ушел в рассмотрении поведения человека дальше от бихевиризма. Расширяется методологический аппарат психологической науки.

Ящик Скиннера

Скиннер придумал ящик, который в последствии стали называть ящиком Скиннера, для изучения как оперантного обусловливания (научения, в ходе которого приобретение нового опыта и реализация его в поведении приводят к достижению определённой цели), так и классического обусловливания (выработки условных рефлексов).

-2

Ход эксперимента

Полуголодную крысу поместили в пустую камеру, где был только рычаг и миска для еды. Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя. Такие реакции не вызывались никаким узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей ознакомительной деятельности крыса нажимала на рычаг, получая пищу, автоматически доставляемую в миску под рычагом. Так как реакция нажатия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее следует считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть нельзя предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и нельзя заставить ее делать это. Однако, лишая ее пищи, скажем, на 24 часа, можно убедиться, что реакция нажима рычага приобретет, в конце концов, высокую вероятность в такой особой ситуации. Это делается при помощи метода, называющегося “научение через кормушку”, посредством которого экспериментатор дает пищу каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг.

Потом можно увидеть, что крыса проводит все больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, а через соответствующий промежуток времени она начнет нажимать рычаг все быстрее и быстрее. Если далее идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его, и произойдет экспериментальное угасание.

Миф о Ящике Скиннера и его дочери

В свое время был распространен слух о том, что Беррес Скиннер проводил подобный эксперимент над своей дочерью Деборой, что вызвало серьезные споры и противоречия. Согласно легенде Скиннер соорудил для новорожденной Деборы ящик, в котором содержал её в течение двух лет. Так он хотел выработать у девочки условные рефлексы. Процесс научения Скиннер фиксировал на графике. По той же легенде, когда Деборе исполнилось тридцать лет, она подала на отца в суд, но проиграла дело, после чего застрелилась на дорожке для боулинга. Позже дочь Берреса Скиннера опровергла эту выдумку.