Классицизм появился и сформировался в XVII веке во Франции периода расцвета абсолютной монархии, сдав свои позиции лишь в первой трети XVIII столетия. Эталоном для эпохи стала греко-римская античность. Искусство Древней Греции и Древнего Рима было объявлено образцом гармонии, достичь которой можно, руководствуясь разумом.
В искусстве царил жесткий канон: композиции на основе геометрических фигур, цвет подчинен форме, кулисное построение (по бокам расположены либо архитектурные сооружения, либо деревья для зрительской акцентировки самого действа), рисование с натуры не допускалось.
Искусство стремилось стать прообразом изначально гармоничной Вселенной. Целью творчества было познание истины, а задачей - воспитание человека по законам морали и нравственности.
В 20ые годы XVIII века начинается неоклассицизм, который превратиться в первой трети XIX века в слащавый академизм. Неоклассицизм - стиль эпохи Просвещения, времени, открывшей современный тип культуры: появляются первые художественные музеи и проводятся первые выставки. У художников формируется гражданская позиция, а искусство начинает реагировать на то, что происходит здесь и сейчас (напомню, что XVIII век - еще и век Великой французской революции).
Интерес к античности обретает "второе дыхание" благодаря трем факторам: начатым в 1748 году раскопкам Помпей и Геркуланума, трудам обожествлявшего искусство Древней Греции и Рима немецкого просветителя Иоганна Винкельмана и культу Рафаэля, которого прославлял влиятельный немецкий художник Менгс. Высшую ценность приобретают гражданские добродетели - чувство долга, волевая самодисциплина, умение подчинять чувства контролю рассудка, но прежде всего - общему благу.
Если классицизм первой волны - это обращение к нетленной мифологии (Пуссен "Танкред и Эрминия"), то вторая волна - это уже про современность, но нетленным языком античности (Давид "Смерть Марата").
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм