Найти тему

Почему в России больше картин импрессионистов, чем в Европе

Конец 2016 начало 2017 года Париж кипит, люди приезжают со всего мира, Фонд Loius Vuitton проводит выставку коллекции Сергея Ивановича Щукина. Это наиболее полная выставка великого русского коллекционера и благотворителя, которая максимально полно показала то, какую роль сыграл Щукин в развитии русского искусства. Не смотря на то, что выставка проходила не в России, а в Париже, Россия в свое время сделала то, что дол­жен был сделать Париж. Два выдающихся коллекционера Сергей Иванович и Иван Абра­мович Морозов приобрели те произведения современной французской живописи, без которых уже невозможно представить себе историю искусства ХХ века.

Выставка коллекции Щукина в выставочном зале Фонда Луи Виттона.
Выставка коллекции Щукина в выставочном зале Фонда Луи Виттона.

Во второй половине 19 — начале 20 века частное коллекционирование в России переживало свой расцвет. Главную роль в этом процессе играла динамично развивающаяся буржуазия, прежде всего московская. Для нее собирательство постепенно становилось национальной идеей , примером которой служил Павел Михайлович Третьяков, сформировавший музей националь­ного искус­ства. В коллекционировании современной западной живописи русская публика видела крайнюю степень экстравагантности знаменитых своими при­чу­дами московских купцов. Когда западных коллекционеров считали скорее спекулянтами, то московских купцов считали скорее транжирами и немного сумасшедшими. Сам Щукин, не без гордости показы­вал купленного Гогена, убеждая собеседника: «Сумасшедший писал — сумасшед­ший купил».

Морозов Иван Абрамович
Морозов Иван Абрамович

В сущности, в Москве в начале ХХ века было четыре человека, которые имели достаточно смелости, чтобы покупать непривычную западную живо­пись. Эти четыре человека принадлежали к двум предпренимательским семьям — Моро­зовым и Щукиным. Из этих четверых двое сошли со сцены — Михаил Абрамо­вич Морозов скончался 33 лет от роду, и его собрание по воле вдовы перешло в Третьяков­скую галерею, где москвичи уже могли видеть произве­дения фран­цузских реалистов из коллекции Сергея Михайловича Третьякова. А Петр, старший из двух братьев, в какой-то момент потерял интерес к собиранию современной французской живописи, и Сергей купил у него в 1912 году те кар­тины, которые ему нравились.

Одна из комнат особняка Сергея Щукина. 1913 год ГМИИ имени А. С. Пушкина
Одна из комнат особняка Сергея Щукина. 1913 год ГМИИ имени А. С. Пушкина

Коллекционирование современного французского искусства связано с именем двух людей: Сергей Иванович Щукин и Иван Абрамович Моро­зов. Они собрали совершенно уникальные по объему и качеству коллекцию искусства, которое было совершенно непривычно большинству посетителей московских музеев. Так как в России того времени не было частных галерей, то для того, чтобы купить картину, надо было ехать в Париж, когда как в Европе были дилеры, которые подбирали картину вели переговоры и т д. Более того, в русском художе­ствен­ном пространстве не было и музея, который отважил­ся бы выставить современную радикальную живопись. Уже с 1897 в Париже импрессионистов можно было посмотреть в Люксембургском музее в коллекции Гюстава Кайботта; а в  1905 году музей Атенеум в Гельсинг­форсе (Хельсинки) отважился купить Ван Гога, и это был первый Ван Гог в публичных собраниях в мире, то ни один из русских государственных или общественных музеев не отваживался пока­зывать эти картины. Первое место, где в публичном пространстве можно было увидеть импрессионистов в России, — это личный музей Петра Щукина, открытый в 1905 го­ду . Но главное — что роль музея на себя приняла коллек­ция Сергея Щукина, которую он с 1909 года сделал публичной: по выходным ее можно было посетить, иногда даже в сопровожде­нии самого Сергея Ивано­вича.

Щукин Сергей Иванович
Щукин Сергей Иванович

Щукин и Морозов были два человека, принадлежащие к одному и тому же кру­гу — это старообрядцы, то есть это очень ответственная, морально прочная русская буржуазия, которые в то же время были настолько дерзки­ми, чтобы приобре­тать искусство, не имеющее стабильной репутации. В этом отношении они схожи. Схожи и списки имен, которые составили их коллекцию. В сущно­сти, они собирали практи­чески один и тот же ряд мастеров.

Братья Щукины сделали первые при­обретения в самом конце XIX столетия: в 1898 го­ду они купили полотна Пис­сарро и Моне. Тогда в Париже жил, прожи­гал жизнь и собирал свою коллекцию их младший брат Иван Щукин, который также печатался в русских журналах под псевдонимом Жан Броше, Жан Щука. На самом деле Щукин собирал очень многое, соби­рал пе­струю картину современной западной живописи, но с мо­мента приоб­ре­те­ния импрессионистов он посте­пенно сузил поиск и сосредоточился имен­но на них. Дальше он по-настоя­ще­му увлекается импрессионистами, затем, около 1904 года, он практи­чески полностью переклю­чается на постимпрессиони­стов и за пять примерно лет покупает восемь про­изведений Сезанна, четыре — Ван Гога и 16 картин Гогена (самые лучшие его картины). Затем он влюб­ляется в Матисса: первый Матисс приходит к нему в 1906 году, — а затем наступает полоса Пикассо. В 1914 го­ду по понятным причинам, из-за начала мировой войны, Сергей Ива­нович, как и Иван Абрамович, перестает покупать картины за гра­ни­­цей — там остаются за­казанные вещи, такие как, например, "Красные рыбки" Матисса из Цен­тра Помпиду или «Женщина на высоком табурете» из Музея современ­ного искусства в Нью-Йорке.

Матисс. Красные рыбки.
Матисс. Красные рыбки.

Если Щукин такой собиратель-однолюб, очень редко возвращаю­щий­ся к тому, что он уже пережил (исключением были покупки в 1912 году импрессионистов у брата), то Морозов — это человек, который собирает очень размеренно и стратеги­чески. Он понимает, что он хочет. Сергей Маковский вспоминал, что на стене коллекции Морозова долгое время было пустое место, и на вопрос, а почему вы его держите так, Морозов говорил, что «я вижу здесь голубого Сезанна». И однажды эта лакуна заполнилась совер­шенно выдающимся полу­абстрактным поздним Сезанном — картиной, которая известна как «Голубой пейзаж» и находится сейчас в Эрмитаже. Важно именно то, что Морозов собирает по-другому: у него есть некий идеальный образ мастера, идеальный образ коллекции и он готов сидеть в засаде для того, чтобы получить нужную картину. Причем это очень произволь­ный выбор, личный, потому что, напри­мер, в 1912 году в Петербурге выставлялась и продавалась за очень большую сумму — 300 тысяч франков — величайшая картина импрессионистиче­ской эпохи «Бар в "Фоли-Бержео"» Эдуарда Мане. Бенуа тогда очень сожалел, что никто из русских коллек­ционе­ров не отва­жился на то, чтобы поменять деньги на шедевр. И Щукин, и Морозов могли это сделать, но Щукин уже не собирал импрессионистов, а у Моро­зова была своя идея того, чтó он хочет из Мане: он хотел пейзаж, он хотел скорее Мане-пленэриста, нежели интерь­ерную сцену.

Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер». 1882 год
Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер». 1882 год

Различия продолжаются и в дру­гих областях. Напри­мер, Щукин практически ничего не покупал из русского искусства. Более того, его не особо интересовало искус­ство за пределами Франции. У него есть произведения других европей­ских худож­ников, но на общем фоне они совершенно теряются, и глав­ное — что они не выражают основную тенденцию его коллекционирования. Морозов соста­вил коллекцию русской живописи, которая немногим усту­пает его француз­ской коллекции. Он собирал очень широкий спектр — от позднего русского реализма, такого вот творчества союза русских художников, изображавших нашу природу, Врубеля, Серова, символи­стов, Гонча­рову и Шагала, — он был одним из первых, если не первым русским, который купил картину Шага­ла. Различ­ной была их финансовая стратегия, их способы выбора. Мы знаем от Матисса, что Морозов, приезжая к дилеру в Париже, гово­рил: «Покажите мне лучших Сезан­нов» — и делал выбор среди них. А Щукин забирался в ма­газин, в гале­рею и просматривал всех Сезаннов, которых мог найти. Морозов был известен в Пари­же как русский, который не торгуется, и в одной галерее он оставил за время собирательства четверть миллиона франков. Игорь Грабарь не без иронии пишет в своих воспомина­ниях, что Сергей Иванович Щукин любил, потирая руки, говорить: «Хорошие картины дешевы». Но на са­мом деле именно Сергей Иванович Щукин заплатил рекорд­ную сумму на рын­ке современной живописи: в 1910 году за «Танец» Матисса он запла­тил 15 ты­сяч франков, а за «Музыку» — 12 тысяч. Правда, снабдил документ указанием «цена конфиден­циальна».

Танец. Матисс
Танец. Матисс

Это разнообразие, прослежи­ваю­ще­еся повсюду, — экспан­сивность Щукина и тихость Морозова, стратегия приобре­тения, выбор — казалось бы, прекра­щается там, где мы переходим к списку. Они действительно собрали пре­крас­ных импрессионистов. Правда, в русских собраниях практически нет Эдуарда Мане. Это в определенном смысле загадка, потому что Эдуард Мане к этому моменту, когда началось коллекционирование в России уже большой художник.

Музыка. Матисс.
Музыка. Матисс.

Показательно то, что оба любили Матисса, но если Щукин пережил страсть — 37 картин, — то Морозов купил 11, и из них было довольно много ранних произведений, где Матисс еще не радикал, а очень тонкий и осторож­ный живопи­сец. А вот Пикассо у Морозова почти не было. Против более чем 50 полотен у Щу­кина Морозов мог выста­вить только три картины Пикассо — правда, каждая из этих картин была шедевром. Это «Арлекин и его подружка» «голубого» периода; это «Девочка на шаре», которая была продана Гертрудой Стайн и куплена Иваном Моро­зовым, картина из «розового» периода; и это уникальный куби­стический «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 года.

Пикассо. Арлекин и его пожружка.
Пикассо. Арлекин и его пожружка.

В чем заключалось фунда­ментальное различие между этими коллекциями и как это различие повлияло на наше искусство? Сергей Иванович Щукин представил развитие современной французской живописи как перма­нентную революцию. Он выбирал вещи не просто характерные — он отдавал предпо­чте­ние вещам радикальным.

Морозов покупал тех же художников, но выбирал другие вещи. Морозов представлял французскую живопись после импрес­сиониз­ма как эволюцию, Щукин — как революцию.