Как-то Оззи Осборн высказался о стереотипах восприятия группы Black Sabbath ее поклонниками: "Творчество Black Sabbath было совершенно не о тьме или там о черной магии. В то время вокруг было множество серьезных проблем, о которых мы и говорили. Гизер написал кучу замечательных текстов. Мы всегда старались чем-то отличаться, не хотели ограничиваться тупыми песнями вроде "мальчик с девочкой дружил"."
Окончание. Предыдущие части:
Изменить сложившийся в фанатской среде имидж призван был новый альбом 1976 года. К этому времени группа смогла восстановиться и физически и ментально после нервных передряг, выпавших на их долю при работе над "Sabotage", эмоционально развеяться в гастрольном туре и даже взять под личный контроль всю бизнес-сторону своей деятельности.
Но когда в июне 1976 года во Флоридской "Criteria Studios" группа приступила к записи альбома "Technical Ecstasy", творческие разногласия внутри коллектива засвидетельствовали наличие серьезного кризиса. В эти времена появились и стали стремительно завоевывать аудиторию новые по стилистике жанры – диско и панк-рок. Поэтому, не смотря на то, что Оззи хотел бы делать в дальнейшем хард-н-хэви, Тони Айомми на правах лидера настаивал на поисках нового актуального звука и продолжении использования струнных и синтезаторов. Не без влияния клавишника Бирмингемца Джезза Вудраффа, сыгравшего в процессе создания и аранжировок музыки нового альбома гораздо более заметную роль, чем на "Sabotage". И да – это опять был прогрессив-рок, но несколько с иным подходом, отличным от предыдущих работ Black Sabbath.
Придуманное Батлером название альбома, которое можно перевести как "Восхищение техникой", связано с тем, что Айомми стремился напропалую воспользоваться возможностями имеющейся в то время звукозаписывающей техники, и прибегал к различным экспериментам на чем свет стоит. Тони Айомми позже вспоминал:
"Фанатам Black Sabbath вообще не очень нравится "Technical Ecstasy". Это была для нас ситуация без выигрыша. Если бы мы остались прежними, люди бы сказали, что мы все еще делаем то же самое старое. Поэтому мы попытались стать немного более "техническими", и это просто не очень хорошо получилось".
Уже "открывашка" альбома "Back Street Kids", демонстрируя вроде бы типичные для Sabbath риффы, прерываемыми откровенно синхронными гитарами и вокалом Оззи, примерно на середине второй минуты вдруг неожиданно меняет ритмическую окраску, начиная напоминать что-то из The Who: в ход идут перегруженные томами ударные и чирикающие клавиши, совсем не похожие на старое металлическое звучание. А заканчивается все неожиданно и сумбурно на полутакте:
Я лишь очередной ребёнок с глухой улочки,
Рок-н-ролл – единственное, что я реально люблю.
Эта музыка крутится в моей голове без перерыва,
Я – солдат рок-н-ролла, и буду играть его до самой смерти...
Еще сильнее присутствие Вудраффа ощущается на "You Won't Change Me" (Ты не сможешь изменить меня), волшебном гимне любви, где его звучащие как церковный орган клавиши оттеняют основную мелодию. Мрачность лирики подчеркнута интонациями Оззи. И сольные интермеции Тони совсем не навязчивы:
Я лишь человек, и я — тот, кто я есть,
Никому никогда не изменить моих повадок.
Мне не нужны деньги, мне не нужна ложь,
Мне лишь нужно жить сегодняшним днем.
Но я бы хотел обсудить с тобой кое-что,
Я хочу услышать, что ты скажешь, сегодня же,
Хотя ты и не сможешь изменить меня, и не пытайся...
На третьем треке, "It’s Alright", написанном Биллом Уордом, автор полноценно дебютировал в качестве вокалиста. Не будем же мы всерьез принимать за вокализ его стеб на "Blow on the Jug" предыдущего альбома. Песня по сравнению с другими треками звучит немного легковесно, но красиво и поэтично. Примечательно, что первоначально Билл вовсе не желал ее петь из-за страха обидеть своего друга Осборна, но вся группа вместе с Оззи все же уговорила его на это поползновение. В своей автобиографии Осборн высоко оценивает результат: "У него отличный голос, я был более чем счастлив, что он оказал мне такую честь".
Я уже рассказывал вам о ваших друзьях и соседях.
Они всегда искали, но они никогда не найдут его.
Все в порядке, да, все в порядке.
Куда пойти и где посмотреть
Так было всегда и никогда не будет
Все в порядке, да, все в порядке..."
Следующая композиция "Gypsy", была создана под впечатлением от творчества группы "Queen": характерно звучащее пианино, гитара Айомми в стилистике Брайана Мэя, ураганное соло на ударных Уорда "à la" Тейлор, хоровой вокал один в один Меркьюри и Мэй. Позже Оззи будет "отмазываться" от обвинений в подражании Меркьюри:
"Меня все доставало...У меня даже была футболка с надписью "Blizzard of Ozz". Тогда в студии Тони всегда говорил: "Мы должны звучать как Foreigner" или "Мы должны звучать как Queen". Но мне показалось странным, что группы, на которые мы когда-то влияли, теперь влияют на нас":
Она была цыганкой,
Она была холодной, как день, да.
Она сказала, что я должен прийти
И потом, она забрала меня, да...
"All Moving Parts (Stand Still)" – довольно странная песня, с навязчивым вокалом и причудливыми образами в лирике, она звучит немного под Foreigner. Стоит, однако, отметить, что призрачное синтезаторное соло Вудраффа просто великолепно, а басовая партия Гизера слишком крута для этой песни:
Отличная анимация, возбуждающая нацию,
И, как говорят, все подвижные части стоят на месте.
С тех пор как он был избран, вводился адреналин,
Послушай, он говорит, что все подвижные части должны убивать.
Словно герой, он обратил их всех в бегство.
Да, он победил...
"Rock'N'Roll Doctor" начинается как глэм-рок, в который впрыснули аккорды хонки-тонкового пианино . Вот только плотный звук гитары Айомми – он словно на машине времени перенесен из конца 80-х годов. А эти совершенно детские стишки про то, как доктор выписывает пациенту таблетку счастья, – прямая отсылка к Битловскому "Doctor Robert":
Он делает меня счастливым,
Когда на душе скребут кошки,
Избавляет меня от волнений,
Избавляет меня от печали".
Песня "She's Gone" (Ушла) совершенно нетипична для Black Sabbath из-за своего ярко выраженного прогрессив-рокового саунда. Она стоит в ряду тех, что всегда уменьшают число традиционных поклонников группы. А я вот всегда был поклонником этой баллады. Здесь, правда, в основе лежит копирование "Темы Джеймса Бонда".
Тем не менее, не смотря на очевидное заимствование, в целом композиция развивается несколько в ином ключе: под струнные и слегка приглушенные акустические гитарные арпеджио с сентиментальной лирикой в исполнении Оззи. В ней можно услышать один из самых ярких примеров басовой линии Батлера, имеющей самостоятельный мелодический голос. Ее можно петь. Лиричнейшее соло нижнего регистра, которое не уступает вокальной партии:
Дни тянутся так долго без тебя,
Воспоминания лишь то, что есть у меня.
Я весь в ожидании, но тебя нет,
Как ты ушла, нет жизни мне, у-у, страдаю...
Закрывающая альбом "Dirty Women" была в свое время неоднозначно воспринята прежде всего из-за лирики, в которой на протяжении семи болезненных минут Оззи поет оду проституткам "Забирай, налетай! Бабу хочешь? – Покупай". Появление такого текста связано с тем, что альбом записывали недалеко от публичного дома и всегда, когда ребята шли в студию, они видели вокруг этих женщин и их престарелых клиентов. Некоторые критики так объясняли именно такой финал альбома:
"В связи с предпоследней песней эту завершающую можно расценивать по тексту как ее продолжение: лирический герой поплакал о том, что его покинули, и отправился на улицы ночного города, чтобы подцепить себе проститутку – "одноразовую женщину", которая не подведет".
Песню называли кошмаром, но на концертах толпа неизменно встречала ее с энтузиазмом. Ведь для пуританской Великобритании это было вызовом, панком – пусть не в музыке, а в лирическом образе. Со временем восприятие и оценка этой композиции изменились в сторону высочайших похвал и признания значимости этого произведения для современной музыкальной культуры.
Даже такой выдающийся композитор-авангардист, как София Губайдуллина отмечала значимость хард-рока и его вклад в современную музыкальную культуру как раз на примере этой песни. Сегодня во всех американских рок-энциклопедиях эта песня выделяется как заметное явление не только в рамках альбома, но и в рамках жанра. "Dirty Women" – довольно энергичная композиция: сначала вступает ритм-секция с мрачновато риффующей гитарой и некоторой долей клавишных, и постепенно музыка становится более оптимистичной. Айомми здесь старается как может, выдавая то одно пронзительное соло, то другое. Фраза, ставшая названием композиции, в финале, в плотной стене из гитарно-барабанного саунда, поется долго, превращая в гимн, воспевающий "древнейшую" профессию:
На меня вновь падает свет неоновых огней,
Я бреду по пустынным улицам в поисках подруги,
Мне нужна девушка, которая поможет мне пережить ночь,
Пережить ночь.
Если я смогу отыскать её, всё будет хорошо..."
Чтобы соответствовать веяниям времени Тони Айомми пригласил для создания обложки ультрамодную графическую студию "Hipgnosis". И Сторм Торгенсон с графическим дизайнером Джорджем Харди, помыслив о экстазе в сексуальном аспекте, своеобразно обыграли "технологичность" названия альбома.
Альбом, несмотря на число 7, означающее порядковый номера альбома, которое вроде бы должно приносить удачу, продавался гораздо хуже предшественников, а критики разносили группу в пух и прах. Этот амбициозный прогрессив-метал могли высоко оценить любители прогрессива и арт-рока, но поклонники классического саунда Black Sabbath, которых все же было побольше, не особенно радовались.
Альбом был сертифицирован Gold сертификатом в США и Platinum в Великобритании. В чартах его позиции были соответственно №13 в "UK Albums Chart" и только №51 в Штатовском "Billboard 200". Зато Тони Айомми в этом году признали лучшим хард-роковым гитаристом мира.
Однажды на канале "MTV" Оззи Осборн высказался о своем отношении к жанровым ярлыкам:
"Слова вроде "хеви-метал" всегда заставляли меня скрежетать зубами, потому что в семидесятые все было не так. Группы вроде Black Sabbath, The Eagles и Yes считались музыкой одного плана, поэтому, если тебе нравились эти команды, сразу становилось понятно, что еще ты любишь.
Но разделение на хард-рок, хеви-метал, грандж, панк, индастриал, альтернативу и что там еще меня просто бесит: ненавижу, когда мою музыку пытаются разложить по полочкам".
В последующих творениях группы только альбом "Never Say Die!" 1978 года сохранит какие-то элементы прогрессива, хотя в ряде номеров Black Sabbath звучали на нем, как Thin Lizzy, а то и в стилистике AOR. В целом же, альбом демонстрирует склонность к созданию более попсовых песен, больше в стиле FM-радио. Но в записи альбома принял участие британский клавишник Дон Эйри из прогрессив-джаз роковой команды "Colosseum II", и это не могло не сказаться в ряде композиций.
Трек "Junior's eyes" (Глаза сына) не смотря на приобретение фанкового ритма имеет двойную структуру с мягкими клавишами Дона Эйри и бряцающей гитары Айомми. Эта песня – посвящение только что умершему отцу Оззи, и она представляет собой, мягко говоря, необычную песню поскольку в ней вообще нет приемов для создания атмосферы грусти, а текст полон возвышенного пафоса:
Глаза Сына в слезах вглядывались в небо.
Он умолял своего создателя,
Дающего и берущего, услышать.
Сын вздыхал, когда его руки тянулись к небу.
Сын плакал в тот день, когда умирал его лучший друг.
Да!"
А вот трек "Air Dance" получился с более внятным, хотя и сложным рисунком, расцвеченным божественными воздушными переливами фортепиано с гитарой и к месту звучащей духовой секцией. Начинается она сдвоенной гитарной партией, переходящей в чувственное сплетение акустической гитары и клавишных росчерков Эйри, добавляющих звуку сочности.
Она демонстрирует глубокое техническое композиционное понимание и способности музыкантов: некоторые фрагменты из самых совершенных вокалов Оззи, абсолютно точная клавишная работа Эйри в дуэте Муг-фортепиано, очень деликатные гитары Айомми. Мелодическая линия постоянно меняется на фоне синкопированного ритма, очень атмосферная и замысловатая интерлюдия и невероятное аутро, – как раз в тот момент, когда песня взлетает и может быть превращена в своего рода эпопею, она заканчивается, погружаясь в облако синтезаторных нот, звучащих как клавесин:
Она сидит в темноте, в своем полуночном мире
Выцветших картин ее танцующих девочек.
Ее, далекой мечтательницы, по морям времени
Ее счастливые воспоминания, танцующие в сознании
В те дни, когда она была влюблена,
Она танцевала, словно королева
Она танцевала всю ночь напролет...
Инструментал "Breakout" просто шикарен своим свингующим саксофоном Уила Мэлоуна. Простите, это Van Der Graaf Generator, нет, Black Sabbath говорите? Буду знать теперь, кто исполняет такого рода музыку. Оззи Осборн позже так описал свою реакцию на подобные эксперименты группы:
"С такими треками на альбоме нас могли бы называть Slack Haddock (Вялая Пикша), а не Black Sabbath. Единственное, что меня впечатлило в джаз-бэнде, это то, сколько они могли выпить"
В 80-х годах Айомми, измотавшись удерживать курс галсом прогрессива, направит свой корабль на поиски перлов в воды хэви-метал. И это будет по большому счету уже совсем другой коллектив со своей собственной историей.
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи подобного рода: