Хочу сразу же признаться, что не являюсь сторонником всевозможных списков "Лучших" или "Величайших" песен того или иного музыкального коллектива. По большому счету, это лишь отражение каких-то вкусовых предпочтений отдельных людей. Тем более, всегда странно выглядит ранжирование и иерархия.
Как, по каким критериям оценивать музыкальное произведение? Как композицию в целом, по искусности аранжировки, по каким-то необычным находкам, решениям, звучащим в ней партиям, по необычным инструментам, звукам, по популярности у слушателей, по вкладу в мировую культуру, по влиянию, оказанному на других музыкантов, по новизне, по связанному с ней событиям?
Решение всегда принимает конкретный человек или группа людей, и какой бы критерий при выборе не был бы определяющим – в любом случае это вызовет споры: неприятие и раздражение у одних и прямо противоположные чувства у других. Несколько лет назад авторитетный музыкальный журнал "Guitar World" привел свою версию "30 величайших классических песен Black Sabbath", сопроводив свой выбор комментариями. Мне представляется это по крайней мере заслуживающим внимания. К некоторым песням я добавил комментарии известных музыкантов.
Интересно, что по версии "Guitar World" 30-место занимают сразу 2 композиции, поэтому хоть и свой список в журнале назвали тридцаткой, по факту это 31 песня:
30. "Sabbra Cadabra" с альбома "Sabbath Bloody Sabbath".
"Sabbra Cadabra" закрывает одну из сторон пятого студийного альбома "Sabbath Bloody Sabbath" , первоначально выпущенного в декабре 1973 года. Фронтмен Metallica Джеймс Хетфилд считает его одним из самых влиятельных альбомов для своего становления как гитариста, а Metallica впервые исполнили "Sabbra Cadabra" в 1998 году.
Эта блюзовая хвалебная песнь о подружке Гизера основывается на истории, когда Оззи пересказывал диалог из порнофильма, развлекая своих товарищей по команде. Рик Уэйкман потребовал от участников Sabbath "жалование" в две пинты темного пива "Directors" за свою безумную игру на фортепиано.
Для этого оригинального трека Айомми настроил свою гитару на два тона от низкого к высокому, придав строй C-F-Bb-Eb-G-C.
30. "Behind the Wall of Sleep" с дебютного альбома "Black Sabbath".
Сюжет песни немного основан на одноименном рассказе Говарда Лавкрафта. "Behind the Wall of Sleep" в звуковом отношении может быть ближе к блюзовому року, который группа играла, когда их еще называли Earth, но текст песни прекрасно сочетается с готическими образами. Это то и отличало Black Sabbath как прототипную хэви-метал группу.
Песня, возможно, не состарилась столь же заметно, как большинство других материалов дебютного альбома "Black Sabbath", но четкие, перегруженные аккорды Айомми звучат все более пугающе, чем большая часть того, что в наши дни можно услышать в металле.
29. "Changes" с четвертого номерного альбома "Vol.4".
Изобретать хэви-метал и петь сочувствующие песни о сатане было нелегко, но запись песни типа "Changes" после выпуска трех самых мрачных и тяжелых альбомов всех времен, возможно, была самым удачным ходом Black Sabbath за всю их историю.
Здесь Айомми откладывает свою гитару, чтобы играть на пианино и меллотроне, а Оззи поет о потерянной любви. Лирика Гизера Батлера может быть упрощенной и простой, но в сочетании со сладкой мелодией и приятным сопровождением они кажутся невинными и серьезными.
"Это, скорее, песня, а не способ излить свое разочарование", – так говорил Оззи о балладе с альбома "Vol.4", посвященной расставанию Билла Уорда со своей женой. Самое забавное, что сам Уорд не внес в этот трек никакого вклада.
28. "Never Say Die" с восьмого альбома "Never Say Die!".
По иронии судьбы "Never Say Die" представляет собой временную смерть оригинального состава Black Sabbath до воссоединения группы в 1997 году. По его собственному признанию, к тому времени, как группа начала записывать свой восьмой альбом, Оззи "сдался", хотя этот юмористический, полный сарказма трек кажется заряженным адреналином. К тому же, именно он и вернул Sabbath в "Top Of The Pops".
Этот быстрый спид-рок играется в стандартной настройке, что необычно, так как Айомми отстраивал свою гитару с разными приращениями в течение многих лет: тон, полтора и два тона.
Основной вступительный стиховой рифф построен на аккорде с открытой позицией A5 с повторяющейся последовательностью, которая перемещается от A5 к B5 к D5 и обратно к A5. На предварительном припеве Айомми представляет гармонизированные линии, разделенные на две трети.
На своем последующем соло на гитаре он сочетает мелодический подход с хроматизмом, полагаясь на ходы, основанные на минорной и мажорной пентатонике, наряду с Дорическим рядом (A-B-C-D-E-Gb-G).
27. "Dirty Women" с альбома "Technical Ecstasy".
К 1976 году группа распадалась изнутри и снаружи. Участники были потеряны в дымке алкоголя и наркотиков, и чувствовали давление от того, что их рассматривают как музыкальных динозавров, поскольку панк и новая волна обещали войти в моду. На написание заключительного трека альбома "Technical Ecstasy" музыкантов вдохновили проститутки на улицах Майами. В результате родилось трогательное повествование о целительных свойствах "женщин на продажу".
В музыке Sabbath ответили очисткой своего грязного звука в "Technical Ecstasy", со смешанными результатами. Тем не менее, запись привела к одному классическому выпаду в "Dirty Women", на котором Оззи поет оду "дамам ночи" под сенью грозных, многослойных гитар и вибрирующих синтезаторов.
Песня выдержала проверку временем, и в настоящее время она являются единственной песней из "Technical Ecstasy", которая была включена в последние туры воссоединения группы.
Видео с официального ютуб-канала Black Sabbath
26. "After Forever" с альбома "Master of Reality".
"Master of Reality" был самым грязным, мрачным альбомом Black Sabbath на тот момент в их карьере, в немалой степени из-за того, что это был первый раз, когда Айомми записал свою гитару с настройкой на C # (шаг, который вдохновит поколения будущего металла и гранжа).
И все же, "After Forever" отмечен одним из самых ярких инструментальных хуков Sabbath, положительно резким нисходящим риффом Айомми, который сочетается с какой-то мелодичной "ведущей басовой" работой Батлера.
Шумная "After Forever" может похвастаться насмешливым антирелигиозным текстом, который написал бывший католик Гизер, к тому же, она является самым сложным с музыкальной точки зрения треком ранних Sabbath. Квартет чувствовал напряжение от того, что успех "Paranoid" требовал более амбициозного звучания.
Это особенный момент для "Master", когда группа поворачивается шокирующе близко к поп-территории или настолько близко к поп-музыке, насколько вы можете услышать в песне со словами "Хотели бы вы увидеть папу на конце веревки?".
25. "Warning" с дебютного альбома "Black Sabbath".
В этом 10-минутном джеме, который представляет собой кавер на "Retaliation" Эйнсли Данбара 1967 года, первоначально было 18-минутное соло Айомми, но его вырезал продюсер Роджер Бейн. Поскольку на запись всего альбома было выделено только 12 часов, времени спорить с решением продюсера у музыкантов не было.
Black Sabbath превратят оригинальный сингл с тремя минутами в экскурсию продолжительностью 10 с половиной минут, замедляя ее до тяжелого, шлифовального темпа и включая авантюрную "свободную" среднюю секцию, лишенную строгого времени, за которой следует хард-рок шаффл.
Между 6:20 и 9:03 Айомми исполняет авантюрное гитарное соло без сопровождения остальной инструментальной группы, которое великолепно демонстрирует его агрессивный стиль. Интересно сравнить первую часть трека с этим оригинальным фрагментом – то, как Айомми совмещает многие из гитарных риффов во всей композиции с этой разнузданной импровизацией, подойдет на заметку любому гитаристу.
24. "Into the Void" с альбома "Master of Reality".
Во время записи "Master Of Reality" Тони Айомми принял решение настроить свою гитару на три полутона ниже, чтобы звучание Sabbath стало весомее и тяжелее. Это решение привело к рождению таких направлений, как стоунер-рок и гранж. "Into The Void" – один из любимых треков Айомми, относящихся к эпохе Оззи. В нем громыхающие риффы и изменения темпа рождают ощущение диссонанса и расстройства. Тот факт, что каверы на эту песни делали такие группы, как Soundgarden, Kyuss, Melvins и Monster Magnet, свидетельствует о ее влиянии и непреходящей мощи.
Песня "Into the Void" заслужил высокую оценку многих гитаристов, особенно Эдди Ван Халена:
"Этот рифф - какая-то крутая фигня...Это было выше всего, что я когда-либо слышал раньше. Это было так чертовски тяжело. Я поместил это прямо там с вступлением к Пятой Симфонии Бетховена. Главный рифф, где Айомми пыхтит на низкой струне E, ударяет вас, как кирпичная стена. Каждая группа на планете все еще делает это. Это основа рок-н-ролла".
23. "Killing Yourself to Live" с альбома "Sabbath Bloody Sabbath".
Этот трек, в некотором смысле, две песни в одной. Первые две с половиной минуты – это громкий хард-рок, когда Айомми запускает один задиристый рифф за другим (в том числе один в припеве, который звучит как что-то вроде замедленной цитаты из "25 or 6 to 4" группы Chicago). А потом группа резко переключает передачи и идет на полном блюз-буги-думе для одинаково захватывающей второй половины.
Восклицание в середине песни: "Накурись! Слови кайф!" – намекает нам на источник этой нервной песни, которая рассказывает о душе, затерянной в мире "боли, страдания и отчаяния". Оззи позднее отметил, что анаша, которую группа курила в студии "Morgan" во время записи альбома, была "феноменальной".
Видео с официального ютуб-канала Black Sabbath
22. "Sleeping Village" с дебютного альбома "Black Sabbath".
Эта песня – центральная часть амбициозной трилогии, которая закрывает вторую сторону американского выпуска альбома "Black Sabbath" – "A Bit of Finger/Sleeping Village/Warning" (14 с лишним минут).
Песня была также важным элементом самого известного раннего концерта группы, поскольку она исполнялась в прямом эфире влиятельной радиопрограммы Джона Пила "Top Gear" в ноябре 1969 года, за три месяца до выхода дебютного альбома Sabbath.
Мрачный, угрюмый акустический "A Bit of Finger" внезапно превращается в "Sleeping Village", серию переходов в стиле Jethro Tull через различные ключевые центры, канавки и мелодичные риффы, достигая пары дуэльных ведущих гитар на тайминге 2:14.
Этот трек не так известен, как самые большие мелодии Sabbath, но в нем можно услышать звуки, которые повлияли на гранж, и такие группы, как "Soundgarden" и "Alice in Chains".
21. "Electric Funeral" с альбома "Paranoid".
Black Sabbath могли бы легко назвать эту песню "Атомными Похоронами" за риторику антиядерной войны, но как истинные гении называли ее "Электрические Похороны" просто потому, что это название было намного круче.
Использование Айомми педали "вау-вау" для акцентирования риффа просто блестяще, это передает его гитаре голосоподобное качество, которое делает относительно простую мелодию намного более интересной.
Средняя секция "рэйв-апа" может считаться возвратом к корням 60-х годов группы, и это звучит как-то футуристично.
Украшенная страшными, апокалипсическими образами ядерного уничтожения – "Механические умы, механических душ ведут людей в атомные могилы" – и душ, горящих в аду, песня "Electric Funeral" кажется страшной галлюцинацией, хотя фанковый поворот на тайминге 2:17 кажется необъяснимо оптимистическим.
20. "Snowblind" с четвертого номерного альбома "Vol.4".
"Vol.4" обычно считается "кокаиновым" альбомом Black Sabbath, и ни один трек не подтверждает это лучше, чем "Snowblind", виртуальная ода белому веществу.
Оззи даже шепчет: "Кокаин", – между строфами в первом стихе. Для записи четвертого альбома музыканты Black Sabbath переехали из мрачного Лондона в солнечный Лос-Анджелес и расширяли не только свое сознание, но и звуковые и стилистические палитры.
Тем не менее, "Snowblind" – это по большей части сдержанный и лаконичный рок-номер в среднем темпе, обладающий захватывающей аранжировкой и сваезабойным риффом. Заслуга здесь принадлежит Айомми и, возможно, как группа намекнула в примечаниях к обложке альбома, "Великой COKE-cola компании Лос-Анджелеса".
Как заявил Никки Сикхе из Motley Crue:
"Моя любимая песня Black Sabbath – это "Snowblind". Это замечательная композиция, слушая которую здорово ощущать себя подростком в любом возрасте".
19. "Cornucopia" с четвертого альбома "Vol.4".
Мрачный, медленно сползающий рифф, открывающий "Cornucopia", является одним из лучших и тяжелых моментов в экспериментальном "Vol.4".
Но это только один из многих заманчивых компонентов в песне. С одной стороны, странно акцентированный раздел стихов, по сообщениям, до такой степени смутил Билла Уорда во время записи, что он боялся, что его уволят из группы. Это пример того, как Sabbath отодвигала границы своей музыки до такой степени, что сами участники пытались не отставать.
18. "Sweet Leaf" с альбома "Master of Reality".
Помимо изобретения хэви-метала и трэша Black Sabbath также можно отнести к создателям или, по крайней мере, к усовершенствователям жанра, известного как стоунер-рок.
Эта беззастенчивая песня о любви к марихуане, в комплекте с увещеваниям Оззи: "Давай, попробуй", – может похвастаться массивным риффом, таким же густым и темным, как смола в нижней части бонга Трея Анастасио.
Эта песня может быть лучшим аргументом в пользу легализации марихуаны, но, опять же, творческий вывод Джеймса Франко и Сета Рогена говорит об обратном.
Роберт Трухильо из Metallica о ней отзывается таким образом:
"Она тяжелая и суперфанковая. Я Впервые я услышал ее у своего друга Дэвида Сантаны в 1975 году. Его старшие братья играли много музыки Sabbath. "Sweet Leaf" была y них одной из самых любимых. Его братья были латиноамериканскими стоунер-рокерами из Сальвадора. Помню, один из них пытался сыграть ее на своей черной электрогитаре "Ovation", которая была сделана в форме летучей мыши".
17. "Children of the Grave" с альбома "Master of Reality".
Эта песня вдохновляла бесчисленное количество металлических групп, в том числе Judas Priest, Iron Maiden и Metallica, благодаря движущейся дорожке, похожей на четырех всадников апокалипсиса.
Айомми настроил свою гитару на полтора тона ниже к Db, сделав и без того тяжелый рифф звучащим еще тяжелее, и проложив путь к трэш-металу почти за два десятилетия до того, как огромные немытые массы поняли эту тайну. В ней найден прекрасный баланс грубой силы и изменчивой динамики.
В своей автобиографии 2010 года Осборн назвал ее "самой потрясающей песней, которую мы когда-либо записывали", и это мнение поддерживалось тем, что Оззи всегда исполнял эту песню во время своей сольной карьеры.
16. "The Writ" с альбома "Sabotage".
Едкое послание Оззи бывшему менеджеру Патрику Михану: "Ты Сатана или человек?" – явственно демонстрирует ярость вокалиста по отношению к юридическому "дерьму". "По крайней мере, мне удалось из этого сделать песню", – позднее размышлял успокоившийся Оззи Осборн. Возможно, это – одна из наиболее недооцененных мелодий одного из самых недооцененных альбомов Black Sabbath. Она была вдохновлена многочисленными судебными исками, с которыми музыканты столкнулись во время работы над альбомом, особенно теми, которые были поданы их бывшим менеджером.
Лирика Батлера скучна и прямолинейна, но эмоциональное шоу Осборна действительно доставляет месседж по адресу. Медленно вскипающий ритм первой половины песни – особенно триповая, проникающая басовая партия Батлера – действительно угрожает, но примерно через пять минут настроение меняется, когда Осборн поет детским голосом: "Все будет хорошо".
Окончание здесь:
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи подобного рода: