Найти в Дзене
Old school dude

Сказ про то, как Black Sabbath прогрессив-рок играли, часть1

О том, что группа Black Sabbath является первопроходцем жанров хард-рок и хеви-метал знает любой мало-мальски осведомленный почитатель рок-музыки. И каждая рок-энциклопедия вам подтвердит, что в середине 70-х Black Sabbath, наравне с Led Zeppelin и Deep Purple, образовала так называемую "нечестивую троицу" британского хард-рока и хеви-метала.

Сделав себе имя на сыром, бескомпромиссном тяжелом звучании своих первых четырех альбомов, пропитанных нервными всплесками гитарных риффов Тони Айомми вкупе с пронзительным, нетренированным заунывным вокалом Оззи Осборна и мрачными текстами, полными оккультной тематики, группа воссияла на небосклоне рок-сцены то ли новым идолом для поклонения, то ли жупелом и объектом для критики.

Обложка Sabbath Bloody Sabbath. Фото из открытых источников
Обложка Sabbath Bloody Sabbath. Фото из открытых источников

Конечно, вклад четырех бирмингемских выходцев из рабочего класса, направивших развитие музыки в странные и темные измерения нового саунда, позже отнесенного критиками к совершенно новационному музыкальному направлению, неоспорим. Достаточно послушать их первые альбомы и сравнить их с той музыкой, что звучала до появления Black Sabbath. Между тем жесткие пауэр-аккорды овердрайвовой гитары и риффы фигурами с размером 4/4 на фоне выделенной ритм-секции с линией вокала, построенного на пентатонике, большинства композиций группы странно соседствовали с прогрессив-роковыми вещами, причудливо затесавшихся среди мощных раскатов хард-н-хэви.

Уже на втором ярко выраженном хард-роковом альбоме "Paranoid" к удивлению многих обнаруживается мерцающая гипнотическая прогрессив-роковая композиция "Planet Caravan", которая демонстрирует влияние джаза на Тони Айомми. Как поведал сам гитарист, ее включили в "Paranoid" для фона, чтобы "сделать тяжелые треки еще тяжелее".

На третьем альбоме "Master of Reality" уже наличествуют целых три вещи, которые вполне бы могли украсить альбом ранних King Crimson или Jethro Tull. Те, кто впервые услышат "Embryo", "Orchid" и "Solitude" вправе вопросить: "Ребята, а это правда что ли те самые монстры Sabbath, вы ничего не попутали?"

В 1972 году вышел четвертый альбом "Vol. 4", и вновь три композиции из него больше подходят под определение прогрессив-рок и психоделия. И если авангардный "FX" группа записывала по словам Тони Айомми "голыми с бряцающей гитарой и совершенно упоротыми", то на сессиях романтичной элегии "Laguna Sunrise" для сопровождения своих акустических гитар Тони затребовал в студию симфонический оркестр, "хотя музыканты отказывались выступать, пока их партитуры не были должным образом прописаны на нотном стане".

А хитовая софт-роковая "Changes" разве не тяготеет к прогрессиву? Айомми с Батлером в стилистике Роберта Фриппа выдают классическую подложку на меллотроне, хотя основным хуком этой песни является, конечно же, фортепианный рифф Тони. Оззи Осборн посвятил эту балладу расставанию Билла Уорда со своей женой: "Это, скорее, песня, а не способ излить свое разочарование". Самое забавное, что сам Уорд не внес в этот трек никакого вклада.

Black Sabbath. Фото из открытых источников
Black Sabbath. Фото из открытых источников

И вот альбом "Sabbath Bloody Sabbath", вышедший 1 декабря 1973 года, слегка ошарашивает поклонников своим новым для группы звучанием. Тяжесть, которой характеризовались предыдущие альбомы, здесь была далеко не столь всеобъемлющая и удушающая, как на них. Хард-рок? Нет, не слышал. Чистого хард-рока как такового уже не было, а присутствовал синтез жанров в лучших традициях доминирующих веяний в рок-музыке того времени.

Это был уже полноценный прогрессив-роковый саунд, успешно выражавший суть культуры начала 70-х посредством использования в музыке более сложных аранжировок и расширения инструментальной базы, включая использование синтезаторов и меллотрона, в первую очередь характеризующих технические достижения эпохи. Кроме этого при аранжировках смело включали в звуковой ряд фортепиано, а также клавесин, орган, флейту, волынку, струнную группу и даже такой экзотический инструмент, как полинезийская носовая флейта.

Сама же музыка альбома насыщена некоей внутренней сложностью, которая противоречит популярным представлениям о хард-роке и хэви-метал. Лирика тоже "повзрослела", затронув социальные проблемы и вечные философские вопросы экзистенциальности, в противовес прежней банальной фэнтазийности. Утяжеленные роковые вещи с риффами тоже присутствуют дабы потрафить чаяниям самых стойких металлистов, но и в них находится баланс прежней мощи, разухабистости и примитивной чистой энергии с экспериментальными ходами со сменой темпа, размера, гармонии, сложными затянутыми бриджами и новой звуковой инструментальной палитрой.

Оставаясь в значительной степени верными фирменной композиционной стилистике, группа на альбоме продемонстрировала свою возросшую зрелость, вкупе с изысканностью и эстетической утонченностью. Гизер Батлер позже вспоминал:

"Sabbath Bloody Sabbath" – это новая эра для нас. Для нас это был совершенно новый уровень. Мы по-настоящему раскрылись на этом альбоме. Атмосфера была потрясающей - отличные деньки, прекрасный кокс! Я будто заново родился. Мы чувствовали себя действительно открытыми на этом альбоме. Первые четыре альбома мы сделали так, как сделали. "Sabbath Bloody Sabbath" был как вторая часть твоей жизни. Это было странное чувство; хорошее чувство".

Оззи Осборн об этом альбоме отозвался так:

"Это наш последний по-настоящему великолепный альбом, я полагаю... И с музыкой нам удалось найти правильный баланс между нашей старой тяжестью и нашей новой, "экспериментальной" стороной".

Тони Айомми соглашается:

"На этом альбоме есть несколько великолепных треков. Отличные воспоминания обо всем, от репетиций до записи. Это были просто замечатель­ные деньки".
Black Sabbath. Фото из открытых источников
Black Sabbath. Фото из открытых источников

В заглавной "Sabbath Bloody Sabbath" по-апокалиптически образный гитарный рифф, с таким трудом найденный Айомми, неожиданно чередуется с акустическим почти джазовым рефреном. Этот рифф звучит немного легче, чем ранние риффы Тони, но от этого он ничуть не хуже. Песня с самого начала обещает многогранность альбома, уже через минуту перейдя к мягкой, чисто звучащей части с неожиданно нежным вокалом. В последующем переходе обращают на себя внимание несколько явно мейнстримовых пассажей.

Об озарении риффом Тони Айомми вспоминал так: "Мы хотели найти такое пустынное место, где было бы мало людей. В подвале готического замка были темницы, это подстегнуло наше воображение. Как только мы приехали, я тут же придумал наш первый трек, "Sabbath Bloody Sabbath". Сама атмосфера этих подземелий подсказала мне этот рифф... Рифф из Sabbath Bloody Sabbath – квинтэссенция всего альбома. Это тяжелый рифф, после него песня переходит в легкую часть в середине, и опять возвращается к риффу: игра света и тени. Я всегда любил такое сочетание. Оззи там пел хорошо!"

О концовке композиции образно выразился гитарист Guns N’ Roses Слэш: "Финальная часть "Sabbath Bloody Sabbath" – самое тяжелое из всего, что я когда-либо слышал. До сего дня я не слышал ничего столь же тяжелого по музыке, в которой при этом было бы столько чувства".

Много лет спустя, когда Гизера Батлера спросили, какую песню он считает высшей точкой своей карьеры, он ответил: "Несомненно, песню "Sabbath Bloody Sabbath". Этот же – будто новая глава нашей жизни. Ощущения были странные – и прекрасные… Прямо перед записью у нас возникла куча проблем. Мы были измотаны бесконечными гастролями. Дела шли ужасно. Затем Тони принес нам рифф для "Sabbath Bloody Sabbath", и все словно вернулись к жизни".

А лирика песни отражала жизненный опыт группы, взлеты и падения, хорошие и плохие времена, кризисы, деловую сторону всего этого. Крик в середине песни "Болото поглотит всех вас!" был направлен на критиков, бизнес звукозаписи в целом, адвокатов, бухгалтеров, менеджеров и всех, кто пытался нажиться на группе, бессовестно зарабатывая на их юридической наивности.

"Никто не расскажет тебе,
Когда ты просишь объяснения.
Они лишь говорят тебе, что ты сам
Наполняешь свою голову всей этой ложью..."

Среднетемповый прогрессив-блюзовый трек "National Acrobat" выстроен на сложном, витиеватом риффе, первоначально написанном Гизером, к которому Тони с его слов "добавил биты". В песне Оззи продолжает петь в более вы­соком регистре, чем раньше. В ее основе лежат удвоен­ный гитарный рифф и записанный двойным наложением во­кал.

Этот не самый популярный номер Sabbath наполнен эхом и отличается прерывистой манерой игры, которая то замедляет, то ускоряет его течение. А вот лирическая тема – это философское размышление о смысле жизни с религиозным подтекстом. Как позже отмечал Гизер Батлер: "Текст песни полностью опровергал распространенное в тогдашней музыкальной прессе мнение о том, что Black Sabbath, будто бы, поднимают "высокие" темы, обладая "узким" сознанием":

"Я – мир, скрывающий
Общую тайну всех времен.
Разрушение пустот –
Мое единственное преступление.
Я прожил тысячу жизней.
Я узнал, что значит, когда тебе верят.
Мысли и образы.
Нерожденное дитя, которое никогда не было зачато..."

А вот третий мечтательно инструментальный трек "Fluff" (Пушок) – полное торжество Тони Айомми как композитора, аранжировщика и мультиинструменталиста, исполнившего все гитарные, фортепианные и клавесинные партии. Тем не менее насыщенная инструментальная база в композиции позволила погрузиться в полную элегическую гармонию даже без ударных и перкуссии с одним лишь басом Батлера в качестве ритм-секции.

Название, кстати, было дано в честь Алана Фримана, диджея BBC, который и имел прозвище "Пушок". Фриман был одним из немногих диджеев на радио в Британии, кто запускал музыку Black Sabbath в эфир. Как высоко свой труд ценил сам Тони свидетельствует то, что именно под эту композицию он шел к алтарю на своей свадьбе.

В композиции "Sabbra Cadabra" своим фортепиано в стилистике буги-вуги и минимугом отметился большой друг и собутыльник группы Рик Уэйкман, превратив эту изначально хард-роковую вещь на основе ритм-энд-блюза в интересный образчик хард-прогрессива. Позже Рик потребовал от участников Sabbath "жалование" в две пинты темного пива "Directors" за свою безумную игру. Начало, кстати, очень напоминает Пепловский инструментал "Wring That Neck" с альбома "The Book of Taliesyn".

В целом, это не особо замысловатая рок-композиция, в которой нет ничего похожего на типичную для хард-н-хеви тяжесть. Лирика же откровенна и проста, и Оззи решил ее спеть почти в порнографической манере.

Гизер Батлер по этому поводу вспоминал так: " В той студии, где мы записывали альбом, делались англоязычные звуковые дорожки к немецким порнофильмам, и за время работы мы их наслушались по самое не хочу. Вот Оззи и решил спеть в той же манере, в которой были сделаны эти записи, а я решил, пусть эта песня будет о той девушке, с которой я тогда встречался".

"Та, кто меня любит.
Знаете, мне с ней хорошо.
Та, кому я нужен,
Кто любит меня каждую ночь..."

Пятый трек "Killing Yourself to Live" Гизер Батлер сочинил на больничной койке, куда угодил из-за проблем с почками, вызванных злоупотреблением горячительными напитками. Казалось бы, все начинается как хардовый ритм-энд-блюз, но то и дело меняется темп, размер, волнами идут айсид-роковые проигрыши – как результат, пожалуй, самая сложная по структуре песня, вполне попадающая под определение прогрессив-рока. Умышленно ли Айомми скопировал для ее вступления классический рифф из хита 1970 года "All Right Now" группы Free? Конечно нет.

Очередная композиция снова посвящена традиционной для группы теме паранойи и раскрывает ее в той остросоциальная манере, которая свойственна только Осборну. Восклицание в середине песни "Накурись! Слови кайф!" намекает нам на источник этой эмоциональности. Оззи Осборн позднее отметил, что анаша, которую группа курила в студии "Morgan Studios" во время записи альбома, была феноменальной:

"Ну, люди смотрят, и люди глазеют.
Ну, я не думаю, что меня это волнует.
Ты работаешь всю свою жизнь напролет, и что это дает?
Ты только гробишь себя, чтобы жить!
Убить себя, чтобы жить!.
Убить себя, чтобы жить!
Просто осмотрись вокруг, что ты видишь?
Боль, страдание и нищета.
Мир не был запланирован.
Жаль, что вы не понимаете!"

Песня "Who Are You?", будь она исполнена на гитарах, имела бы все признаки тяжелого блюза: пентатоника, размер 4/4. Только здесь нет гитар – одни синтезаторы, меллотрон и фортепиано. Да еще вкраплен восхитительный бридж в середине по лучшим прогрессив-роковых канонам. Песня также примечательна профессионально записанной и гармонично-многослойной вокальной партией в исполнении Оззи, демонстрирующей качественно новый подход группы к записи и аранжировкам.

То, что Батлер и Айомми прекрасно музицируют на клавишных инструментах – общеизвестно, но на этом треке, как и на "Killing Yourself to Live", Оззи Осборн играет на синтезаторе ARP 2600 – кто раньше мог такое себе представить! Кстати, на нем он эту песню и сочинил: "Я написал это однажды ночью в "Bulrush Cottage", пока меня загружали и возились с магнитофоном Revox и моим ARP 2600". А лирика здесь – сплошное богоборчество в стиле Иеронима Босха:

"Да, я знаю, что есть тайна
В твоем разуме.
Ты думаешь, что все люди,
Которые поклоняются тебе, слепы.
Ты как Большой Брат,
Дающий нам свою веру.
И когда ты наиграешься,
Выбрасываешь наши души
В пыль..."

Если "Sabbath Bloody Sabbath" и "Sabbra Cadabra" являлись шагами к смягчению звука, которые были необходимы для ротации на радио, то "Looking For Today" можно назвать целым прыжком в эту сторону – чувственный нисходящий припев и отточенный гитарный звук придают песне ту притягательность, которая делает ее столь запоминающейся А как интересна аранжирована – здесь и орган и хлопки в ладоши, и акустическая гитара с флейтой в рефрене.

И кто теперь скажет, что Айомми зря играл в Jethro Tull? А гитарный проигрыш Тони в концовке, он – абсолютно в стилистике Джимми Пейджа. Кстати, во время сессий этого альбома Black Sabbath и Led Zeppelin знатно поджемовали, и осуществлялась даже запись этого джема, только вот этот релиз даже у бутлегеров пока не отыщешь, а жаль.

"Он закончен, но устарел:
Все завтрашние дни становятся вчерашними
Востребованными, но подержанными.
Это было известно еще до того, как ты начал играть, да!
День обновился, но пришел слишком поздно,
Лучше найди себе другое имя.
Ты так прав, но в одночасье
Ты тот, кто должен взять вину на себя..."

Завершающий трек "Spiral Architect" – одна из лучших, если не лучшая вещь всего альбома, грандиозная по своей напряженности. Она саккумулировала в себе все, что было наработано до этого, и если бы группа двинулась дальше по пути такой стилистики, то она стала бы одной из самых громких легенд прогрессив-рока.

Тони при записи поэкспериментировал с волынкой и ситаром, правда, партию ситара в итоге выкинули, зато включили экзерсис на полинезийской носовой флейте Батлера и еще сопровождение симфонического оркестра The Phantom Fiddlers под управлением Уилла Мэлоуна. Занятно, что пригласив оркестр, группа не смогла втиснуть всех музыкантов и их инструменты в "Morgan Studios". Их разместили в соседней "Pye Studio" и вдоль прохода, а Оззи, как какой-то безумный дирижер, пытался объяснить что бы он хотел от них услышать. У него не было письменной партитуры для оркестра, и он просто напевал тему, пока музыканты ее не улавливали.

Так ваялась история. О написанной к песне лирике Батлер выразился таким образом: "В песне я рассказывал о жизненном опыте, добавляемом в ДНК человека для создания его уникальности. Раньше я немало размышлял о таких вещах":

"Колдуны безумия
Продают мне свое время.
Дитя Божье, сидящее на солнце,
Сохраняя душевное спокойствие,
Вымышленное совращение
На черном снежном небе.
Печаль убивает сверхчеловека,
Даже отцы плачут.
Из всех вещей, что я ценю больше всего,
Я заглядываю внутрь себя
И вижу мой мир
И знаю, что это хорошо..."

Для создания обложки креативный директор "Pacific Eye & Ear" Эрни Чефалу пригласил Дрю Струзана. Идея рисунка заключалась в том, чтобы изобразить человека, умирающего ужасной смертью, на передней обложке, а на задней обложке того же человека, умиравшего "хорошей" смертью. В итоге мы видим человека на кровати, у которого будто бы кошмар или видение нападения демонов в человеческом облике. В верхней части кровати находится большой череп с длинными вытянутыми руками и 666 ( число зверя ), написанное под ним. В своей автобиографии Осборн восторгается конечным результатом Струзана: "Я чертовски люблю эту обложку".

Музыка "Sabbath Bloody Sabbath" после своего релиза сумела собрать котомку разочарований от поклонников группы. Это был уже не тот Black Sabbath, который все знали. Альбом представил новую сторону группы, о которой никогда раньше не подозревали, – тонкую сторону. Альбом показал, что под своей демонической личиной скрывается группа, которая задается вопросом, есть ли в их музыке что-то большее, чем агрессивные риффы и зловещие тексты песен. Все увидели, как Black Sabbath расширяет свой типовой подход и экспериментирует с инструментами и музыкальными стилями, которые не были связаны с ранним хэви-метал и хард-роком.

Зато альбом неожиданно для самих музыкантов получил восторженные отзывы у критиков, даже издание "Rolling Stone", прежде не раз изничтожавшее релизы группы, в статье резензента Гордона Флетчера назвало эту работу "чрезвычайно захватывающим делом" и "не чем иным, как полным успехом".

Но в самой Британии, где господствовал в то время глэм-рок, интерес к группе все же немного спал, хотя "Sabbath Bloody Sabbath" и оказался на 4 строчке в чарте альбомов. В США дела обстояли иначе: №11 в "US Billboard 200" и платиновый статус с продажами более миллиона экземпляров. На такой попутной волне в 1974 году Black Sabbath отправились в мировое турне, во время которого Тони Айомми свалился от истощения из-за нервного перенапряжения и усталости. Гизер Батлер писал по этому поводу:

"Мы находились в Англии, только что вернувшись с гастролей, когда нам позвонили из нашего менеджмента и сказали, что мы должны поехать и отыграть на California Jam. Мы ответили: "Нет", но, в конце концов, нам пришлось это сделать". И это того стоило!

Black Sabbath на California Jam. Фото из открытых источников
Black Sabbath на California Jam. Фото из открытых источников

Выступление 6 апреля перед аудиторией в более, чем 300 000 человек на фестивале "California Jam" в Онтарио, наравне с EL&P, The Eagles, Deep Purple, Earth, Wind & Fire и другими известными коллективами стало, возможно, самой яркой страницей в истории группы. Дон Брэнкер, промоутер фестиваля, так об этом вспоминал:

Black Sabbath не было специального освещения, никакой пиротехники – ничего, а между тем, возможно, это было лучшее шоу из всех шоу, что я видел. Оззи увлек за собой полмиллиона человек".

Продолжение здесь:

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода: