Настало время поговорить о двойных альбомах в рок-музыке. Немного из истории вопроса. Стандарт грампластинок LP (от long-playing — долгоиграющий) был разработан и реализован компанией "Columbia Records" еще в 1948 году. Диски размером в 12 дюймов в диаметре при воспроизведении их на скорости вращения 33⅓ оборота в минуту за счёт более высокой плотности записи позволяли размещать на них длинные музыкальные композиции. А общее время звучания на такой винил-пластинке достигало от 35 до 60 минут, а это 12-17 песен привычного двух-трехминутного стандарта.
По сути , полноценный концерт, поэтому в рок-музыке постепенно именно лонг-плеи стали служить мерилом и успеха исполнителей, и качества их музыкального материала, и этапами их развития. Группа жила от альбома к альбому. Обычно выпуск раз в 9-15 месяцев одной пластинки позволял и поддерживать стабильно интерес аудитории, и в тоже время совмещать насыщенный график гастролей с творческим периодом создания и записи музыки. То есть это был оптимальный на то время способ совмещать творчество с коммерцией.
Правда, порой, желание менеджеров группы побольше заработать на популярности группы приводило к кабальным для музыкантов условиям контрактов с лейблами. Пару альбомов в год при интенсивных гастролях с чуть ли не ежедневными концертами — такой график просто физически невозможно соблюдать без стимуляторов, и как результат — быстрое творческое выгорание. Приходилось добивать свободное место на дисках каверами или откровенно проходными номерами. А, уж, речь о том, чтобы выпустить более крупный формат — двойной альбом — вообще не велась. Это представлялось уж очень сомнительно с коммерческой точки зрения. Какова бы ни была высока популярность музыкантов, но двойной диск — это ведь и двойная цена, что, обязательно отразится на продажах.
Потом, и запись в студии тоже ведь не бесплатна, а, стало быть, и затраты на выход двойника вдвое выше, да и начнут отбиваться позже. И где найти еще столь плодовитых авторов, которые бы после успешного в коммерческом смысле двойного альбома разразились еще хоть каким-то альбомом хотя бы через 12-18 месяцев. Ведь весь опыт говорил о том, что творческий потенциал — вещь временная, и время это скоротечно. А если выход альбома случится через 2-3 года — что вероятней всего после такого объема музыкального материала — то о таком исполнителе уже и подзабудут, если только он не является суперзвездой глобального масштаба. Ведь даже The Beatles после пары успешных альбомов говорили, что их цель продержаться еще немного.
Революция Боба Дилана. "Blonde On Blonde"
Но вот в 1966 году произошла самая настоящая революцию в звукозаписи, после того, как в мае на лейбле "Columbia Records" был выпущен"Blonde on Blonde", седьмой альбом популярного американского автора-исполнителя, "голоса поколения 60-х" — Боба Дилана. Он оказался двойным, первым двойным альбомом в истории рок-музыки! И этот двойник предстал не только состоятельным в музыкальном аспекте — что не удивительно, ведь у Дилана тогда был творческий всплеск — но и оказался коммерчески успешным. В чарте "Billboard 200" альбом достиг 9-й позиции, со временем став дважды платиновым; в Британии он поднялся до 3-го места.
Стилистически он сочетал в себе фолк-рок, блюз-рок и психоделический фолк. И это было эклектичнее, чем ранее, а лирика Боба стала более сюрреалистична. Этот альбом является последним в знаменитой "рок-трилогии" Дилана: вскоре после релиза он попадёт в аварию, и впоследствии его творчество направится в совершенно другом направлении. "Blonde On Blonde" была частью интенсивного плодотворного излияния для Боба.
Слушая его, можно понять, почему же Дилан со своей группой "The Hawks" и продюсер Боб Джонстон стремились представить как можно больше материала, которого хватило на целый двойник. Альбом включён в списки величайших альбомов всех времён по версиям "VH1" и "Rolling Stone".
The Jimi Hendrix Experience "Electric Ladyland"
И пошло — поехало. Плотина скепсиса к большому формату была прорвана, и лейблы звукозаписи убедились, что можно хорошо зарабатывать и после выхода двойного альбома, если у музыканта наличествуют высокий творческий потенциал и большая популярность. В сентябре 1968 года "MCA Records" выпускает двойник "Electric Ladyland" от Jimi Hendrix Experience.
Он раскрыл всю ширину таланта Хендрикса. Альбом включает образцы каждого жанра музыки — от психоделической "Burning of the Midnight Lamp" до блюзового гитарного джема "Voodoo Chile", рок-н-ролл в стиле 50-х "Little Miss Strange" и эпическую "A Merman I Should Turn to Be", которую можно рассматривать как ранний пример прогрессивного рока. Хендрикс также записал кавер-версию "All Along the Watchtower" Боба Дилана, которую многие — включая и самого Дилана — называют лучшей версией этой композиции.
"Electric Ladyland" занял первое место в хит-параде США; версия для Великобритании заняла пятое место. В 1998 году читатели журнала "Q" поставили эту двойную пластинку на 22-е место среди величайших альбомов всех времён. В 2002 году альбом занял 8-ю позицию в рейтинге "100 лучших рок-альбомов всех времён" по версии журнала "Classic Rock".
The Beatles "White Album" — энциклопедия рок-музыки
22 ноября 1968 года вышел единственный двойной релиз Битлов, названный просто — "The Beatles". Музыканты поставили перед собой грандиозную задачу — перекрыть масштабное достижение предыдущего альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band", выпущенного годом ранее, — исторической вехи в развитии музыки по мнению многих. Большинство песен для "White Album" было написано в период пребывания ребят в индийском Ришикеше, где группа проходила курс трансцендентальной медитации с Махариши Махеш Йоги.
Музыканты хотели отдалиться от всего мирского, поэтому не брали с собой никаких психостимуляторов. Это дало поразительный эффект. По их признанию, именно там они написали ряд свои лучших песен. Причем, очень многое из созданного в тот период не включили в "Белый Альбом". Оцените список того, что там еще могло присутствовать: "Hey Jude", "Across the Universe", "Lady Madonna", "The Inner Light", "Hey Bulldog", "The Long and Winding Road", и даже ранний вариант "Let It Be" Маккартни. Правда, потом он немного поменял в песне аккорды и слова. В альбом не включили композиции Леннона "Mean Mr. Mustard" и "Polythene Pam", они будут использоваться в попурри на "Abbey Road".
В "Белый Альбом" не включили песни Джорджа Харрисона "Sour Milk Sea", "Circles", "Not Guilty", две последние вошли потом в его сольники 1979 и 1982 года, а первую он отдал певцу Джеки Ломаксу. Не вошла Ленноновская "Jealous Guy", позднее он включил этот бриллиант в сольный "Imagine". Не вошли и такие вещи Маккартни, как "Junk" и "Teddy Boy", реализованные потом сольно. Так что "Белый Альбом" вполне мог предстать и тройником. Но и вышедший релиз был великолепен.
И если "White Album" и не создавался как концепция, то по мере его сборки стало очевидно, что получилась по сути своей самая настоящая энциклопедия музыки того периода, вобравшая в себя все разнообразие жанров от кантри и блюза, до ска и психоделического авангарда. После своего выхода двойной лонгплей достиг 1-го места в чартах Великобритании и США и теперь считается одним из величайших альбомов всех времён и шедевром рок-музыки, регулярно занимая первое место во всевозможных списках лучших двойных альбомов рок-музыки.
Рок-опера The Who "Tommy"
Иногда амбициозный концепт невозможно реализовать иначе, чем выпуском двойного лонг плея. Это именно случай The Who, выпустивших 17 мая 1969 года свой четвертый альбом "Tommy". Впервые в истории на обложке музыкального произведения фигурировало название жанра — "рок-опера". Сюжет для альбома был представлен гитаристом группы — Питом Таунсендом, он повествует о жизненном пути слепоглухонемого мальчика по имени Томми.
Пит придумал концепцию "Tommy" после знакомства с учением индийского гуру Мехера Бабы, попытавшись преобразить его философию в музыку. Запись альбома началась в сентябре 1968 года и продолжалась на протяжении шести месяцев. На тот момент это был прорывной релиз для "The Who", но лучшие их свершения были еще впереди. В музыкальной стилистике "Tommy" доминирует зрелый стиль The Who: тяжелый, ритмичный, монотонный хард-рок с проблесками прогрессива.
Продажи альбома составили более 20 миллионов копий, впоследствии он был включён в "Зал славы Грэмми". По прошествии времени эта работа стала считаться одной из самых важных и влиятельных записей в истории рок-музыки. Об успешности могут говорить и такие факты: в последствии рок-опера получила несколько перерождений — в 1971 году она звучала в интерпретации Сиэтлской классической Оперы; в 1970 году балетной труппой Les Grands Ballets Canadiens была представлена адаптацию "Tommy" в виде хореографической постановки. В 1975-м режиссёр Кен Рассел сделал киноадаптацию "Tommy" , а в 1992 году на Бродвее вышел одноименный мюзикл.
Эпохальный альбом CAN "Tago Mago"
Яркие представители краут-рока — группа "Can" в 1971 году выпустила двойной альбом "Tago Mago", который нередко называют самым сложным, экспериментальным альбомом за всю историю. Музыка "Can" строилась на свободной импровизации и импульсивной аранжировке; этот принцип был обозначен басистом Хольгером Шукаем как "мгновенные композиции", сочетавшие элементы этнической музыки и минимализма.
Двойной "Tago Mago" — инновационная, влиятельная и крайне нетрадиционная запись, основанная на очень ритмичной джазоподобной перкуссии, гитарной импровизации и клавишных соло, часто переплетающихся между собой, композиционной пост-обработке записанного материала и необычном вокале Судзуки.
Альбом был встречен критиками с огромным одобрением и позднее назывался многими рок-музыкантами в числе источников их вдохновения. В этом ряду такие известные имена, как "Sex Pistols", "The Fall", " Spoon", "Public Image Ltd.", "Siouxsie and the Banshees", "At the Drive-In", "Joy Division", "Sonic Youth", "U.N.K.L.E." а также David Bowie, "Talking Heads", "The Stone Roses", " The Mars Volta", "Egebamyasi" и "Primal Scream".
Лучший альбом The Rolling Stones
У The Beatles уже был двойной альбом, и вот 12 мая 1972 настала очередь их извечных антагонистов — "The Rolling Stones", выпустивших двойной "Exile on Main St.", ознаменовавший пик в их творческом развитии. Музыкальный материал, представленный на нём, стал более разнообразным, нежели на прошлых релизах Stones: пластинка сочетала в себе влияния кантри, фолк-рока, блюза и даже калипсо. Получившаяся музыка была основана на блюзе, рок-н-ролле, свинге, кантри и госпеле, в то время как сексуальные тексты песен затрагивали темы, связанные в том числе и с гедонизмом.
Работа с мобильной студией звукозаписи — свободные и неорганизованные сессии — продолжалась часами до поздней ночи, а персонал сильно менялся изо дня в день. Запись была завершена наложениями в лос-анджелесской "Sunset Sound" и включала дополнительных музыкантов, таких как пианист Ян Стюарт, клавишники Ники Хопкинс и Билли Престон, саксофонист Бобби Киз, перкуссионист Джимми Миллер, валторнист Джим Прайс и мастер педальной слайд-гитары Эл Перкинс.
Первые впечатления публики от альбома были смешанными, тем не менее, пластинка по результатам продаж получила "Платиновый" статус и в Великобритании и в США. В итоге "Exile on Main St." был признан величайшим альбомом The Rolling Stones и одним из самых значимых в истории рок-музыки в целом. А в 2003 году он был включён в первую десятку "500 величайших альбомов всех времён" по версии журнала "Rolling Stone", опустившись на 14-е место в пересмотренном изданием списке 2020 года.
Продолжение здесь:
Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного