"Любите ли вы Боба Дилана так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением"— с таким монологом мог бы обратиться к своим слушателям Майкл Любовиц, он же Манфред Манн, уроженец Йоханнесбурга, британский клавишник, аранжировщик и композитор.
И слушатели вряд ли бы были удивлены таким пламенным признаниям, и вовсе не потому, что они разделяли эти чувства — здесь ситуация могла быть абсолютно любой. Но вот неизменное на протяжении многих лет обращение Манфреда к наследию Дилана и интерпретация его разных песен в своем творчестве — это непреложный факт.
Конечно, в 60-е годы Боб Дилан, урожденный Роберт Циммерман, своими песнями многим музыкантам, что называется, голову снес: от Битлов и Роллингов до Марка Болана, Дэвида Боуи, Нила Янга, Джимми Хендрикса, Брайна Ферри и Патти Смит. Прежде всего, революционными по тем временам текстами – такими философскими, интеллектуальными, затрагивающими серьёзные, часто актуальные темы, сопоставимых с "высокой поэзией".
Не зря же позже, в 2016 году, шведская Академия отметит его творческие заслуги Нобелевской премией по литературе, сделав Дилана первым музыкантом, который был отмечен подобной наградой. Также, уже в наше время журнал "Rolling Stone" присудил Дилану 1-е место в списке "100 величайших авторов песен всех времён". А тогда в 60-е он был удостоен негласного титула "Голос поколения".
Что касается музыкальной составляющей, то, начав с традиционных для Америки жанров фолка, кантри, госпела, блюза, рок-н-ролла и рокабилли, Дилан заходил и на территорию шотландской и ирландской музыки, а также рока и джаза. На первый взгляд, это вроде бы такая простая структура на три-четыре-пять аккордов, но всегда неизменно мелодичная, с четкой ритмикой и акцентуацией, что называется, "просто до гениальности".
И именно в такой простоте и таился скрытый потенциал, помогающий раскрыть сущность песен тонко чувствующим музыкантам, и кажущаяся внешне репетитивность музыкальной композиции, присовокупленная к импровизационной эрудиции аранжировщика, давала порой неожиданный яркий и запоминающийся эффект. Не зря же количество каверов Дилановских песен, исполненных разными музыкантами, столь велико, что не поддается уже учету.
Стоит только вбить в поисковик "каверы Боба Дилана", как на вас посыплются терабайты информации. Причем, эти каверы предстанут в самых разных жанрах, сделанные разнообразнейшими музыкантами. Но по признанию самого Боба Дилана именно Манфред Манн является "самым интересным интерпретатором его песен, в которые он внес дыхание электронных инструментов".
И не с проста. Как известно, Циммерманы, дедушка и бабушка Дилана по отцовской линии, эмигрировали в США из Одессы в начале 20 века, а дедушка и бабушка по материнской линии были выходцами из другой части Российской Империи — Литвы. В свою очередь родители Майкла Любовица (Манфреда Манна) иммигрировали в ЮАР тоже из Литвы. Возможно, такая генетически-географическая близость родства как-то и определяла особое чувство одного музыканта другим.
Мэнфред Манн получил классическое музыкальное образование в Йоханнесбургском Университете Витватерсранда, но попутно еще увлекся джазом. И после переезда в начале 60-х в Англию транзитом через Нью-Йорк он создает блюз-джазовый квинтет Mann Hugg Blues Brothers. Несмотря на блюзовое название, группа исполняла большей частью джазовый инструментальный репертуар. Позже группа после прихода певца Пола Джонса изменит имя на Manfred Mann и станет исполнять песенный формат, включающий в основном смесь ритм-энд-блюза и поп-музыки.
Стоит отметить мини-альбом 1965 года "The One In The Middle", чей заглавный трек — кавер Дилана "With God On Our Side" вывели Manfred Mann на 6-е место в чартах в Англии. И если у Дилана это обычная фолк-песня с акустической гитарой и губной гармошкой, то у Manfred Mann она звучит торжественным гимном, начинаясь с аккомпанемента на рояле и постепенно набирая мощи.
Еще большего успеха достигла другая Дилановская песня в исполнении Манфредов "If You Gotta Go, Go Now", достигшая в чартах №2.
На третьем лонгплее, "As Is", 1966 года они записали песню Боба Дилана "Just Like a Woman". Версия группы близка к оригиналу, представленному Бобом на альбоме "Blonde on Blonde", только она получилась энергичнее с органом и тамбурином.
После локальных успехов вокалист группы Пол Джонс отправится в сольное плавание, а на его место придет Майк Д’Або, который позже прославится партией Ирода в рок-опере "Jesus Christ Superstar". Кроме этого группа претерпит еще некоторые пертурбации: в частности на басу появится Клаус Ворман. И именно с ними в 1968 году Manfred Mann запишут свой главный хит авторства Дилана – "Mighty Quinn".
Предмет песни – прибытие эскимоса Куинна, который превращает отчаяние в радость и хаос в покой и привлекает внимание животных. Дилан впервые записал песню в 1967 году во время сеансов записи альбома " The Basement Tapes", но не выпускал версию еще три года. Версия Manfred Mann достигла № 1 в чартах всего за неделю после выхода.
Позднее в 1978 году со своим новым проектом Manfred Mann's Earth Band Манфред Манн, включит кардинально отличную живую хард-роковую версию песни в альбом "Watch". В последствии песня появлялась на многочисленных живых концертных записях, а ее срединная часть часто включала длинные соло и даже фрагменты других песен. А в целом ее звучание порой превосходило десяток минут, но это всегда был один из самых ударных концертных номеров.
Однако до появления Manfred Mann's Earth Band Манфред Манн еще поэкспериментировал какое-то время. Разочаровавшись относительным неуспехом лонгплеев своего первого проекта Manfred Mann, и не желая пребывать далее исключительно "хит-мэйкером", он распускает группу и собирает джаз-роковый проект Manfred Mann Chapter Three. Но после пары альбомов он теперь уже охладевает и к нему, запустив Manfred Mann's Earth Band, в музыке которого он стремился объединить рок, блюз, соул, поп, джаз и классические элементы в единую прогрессив-структуру.
Солистом и гитаристом группы становится Мик Роджерс, а ритм-секция составится из басиста Колина Паттендена и барабанщика Криса Слэйда. В январе 1972 года выходит альбом "Manfred Mann's Earth Band", одним из хитов его была "Please, Mrs. Henry", ехидная непристойная песня Дилана, в которой певец, желая сексуального облегчения, грубыми намеками обращается к хозяйке дома. Это допускалось, ведь тогда был самый разгар сексуальной революции. Версия самого Боба Дилана появится позже на " The Basement Tapes".
В том же 1972 году вышел еще один лонгплей – "Glorified Magnified", на котором была песня Дилана "It's All Over Now, Baby Blue" с его альбома 1965 года "Bringing It All Back Home". У Дилана это типичная фолк-песня под акустическую гитару и губную гармошку с мрачной мелодией и лирикой под сильным влиянием символистов. Версия Манфреда получилась более эпической и жесткой.
В июне 1973 года выходит альбом "Messin", где не последнее место занимает Дилановская "Get Your Rocks Off", некогда записанная им с группой "The Band" для все того же "The Basement Tapes". И если у Дилана получился классический блюз, то Манфред придал ей хард-роковый саунд.
30 ноября 1973 года выходит концептуальный прогрессив-роковый альбом "Solar Fire", который начинается композицией "Father of Day, Father of Night". Оригинал Дилана в альбоме 1970 года "New Morning" назывался "Father of Night", и представлял собой еврейскую молитву Амиды продолжительностью в полторы минуты, спетую под фортепиано. У Манфреда же это и песней назвать мало. По сути это — монументальное полотно, один из шедевров прогрессив-рока и, пожалуй, лучший кавер всех времен и народов, когда-либо сотворенный в рок-музыке.
В 1975 году выходит одна из лучших работ группы — альбом "Nightingales & Bombers". Во время одной из сессий был записан и Дилановский блюз "Quit Your Low Down Ways", не вошедший в сам альбом, но вышедший отдельным синглом. Позже в CD-издании альбома эта песня была добавлена бонусом.
В марте 1979 года выпустился девятый альбом группы – "Angel Station", где присутствовала песня "You Angel You", которую Дилан записал с участниками The Band на альбоме "Planet Waves" 1974 года. Звук MMEB на новом альбоме претерпел изменения, вызванные сменой состава. Бывший барабанщик Wings Джефф Бриттон заменил основателя группы Криса Слейда, а Стив Уоллер заменил гитариста Дейва Флетта, который в свое время сменил Мика Роджерса, ушедшего после альбома "Nightingales & Bombers". Вокалистом же выступил Крис Томпсон.
В последующих альбомах Манфред Манн будет чаще делать каверы других исполнителей, таких как Брюс Спрингстин, ПолУэллер, Джон Леннон и Пол Маккартни, Боб Марли. И только в 1996 году в альбоме "Soft Vengeance" будет наличествовать песня "Shelter from The Storm", выпущенная Бобом Диланом еще в 1975 году на альбоме "Blood On The Tracks". В MMEB вернулся Мик Роджерс и вокалист Крис Томпсон, ненадолго ее покидавший, но время уже другое, и поэтому звук тоже стал иным. Но это все еще Manfred Mann's Earth Band, и это все еще Манфред Манн, чья любовь к творчеству Боба Дилана не меняется.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода:
Солнечный Огонь Manfred Mann's Earth Band
Хрупкость Yes. Абсолютный шедевр
Трилогия Эмерсона, Лейка и Палмера
Исход Питера Гэбриэла из Genesis
Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 1