Найти тему
Old school dude

Как Манфред Манн перелицовывал песни Боба Дилана

"Любите ли вы Боба Дилана так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением"— с таким монологом мог бы обратиться к своим слушателям Майкл Любовиц, он же Манфред Манн, уроженец Йоханнесбурга, британский клавишник, аранжировщик и композитор.

И слушатели вряд ли бы были удивлены таким пламенным признаниям, и вовсе не потому, что они разделяли эти чувства — здесь ситуация могла быть абсолютно любой. Но вот неизменное на протяжении многих лет обращение Манфреда к наследию Дилана и интерпретация его разных песен в своем творчестве — это непреложный факт.

Манфред Манн с группой. Фото взято из открытых источников
Манфред Манн с группой. Фото взято из открытых источников

Конечно, в 60-е годы Боб Дилан, урожденный Роберт Циммерман, своими песнями многим музыкантам, что называется, голову снес: от Битлов и Роллингов до Марка Болана, Дэвида Боуи, Нила Янга, Джимми Хендрикса, Брайна Ферри и Патти Смит. Прежде всего, революционными по тем временам текстами – такими философскими, интеллектуальными, затрагивающими серьёзные, часто актуальные темы, сопоставимых с "высокой поэзией".

Не зря же позже, в 2016 году, шведская Академия отметит его творческие заслуги Нобелевской премией по литературе, сделав Дилана первым музыкантом, который был отмечен подобной наградой. Также, уже в наше время журнал "Rolling Stone" присудил Дилану 1-е место в списке "100 величайших авторов песен всех времён". А тогда в 60-е он был удостоен негласного титула "Голос поколения".

Боб Дилан. Фото из открытых источников
Боб Дилан. Фото из открытых источников

Что касается музыкальной составляющей, то, начав с традиционных для Америки жанров фолка, кантри, госпела, блюза, рок-н-ролла и рокабилли, Дилан заходил и на территорию шотландской и ирландской музыки, а также рока и джаза. На первый взгляд, это вроде бы такая простая структура на три-четыре-пять аккордов, но всегда неизменно мелодичная, с четкой ритмикой и акцентуацией, что называется, "просто до гениальности".

И именно в такой простоте и таился скрытый потенциал, помогающий раскрыть сущность песен тонко чувствующим музыкантам, и кажущаяся внешне репетитивность музыкальной композиции, присовокупленная к импровизационной эрудиции аранжировщика, давала порой неожиданный яркий и запоминающийся эффект. Не зря же количество каверов Дилановских песен, исполненных разными музыкантами, столь велико, что не поддается уже учету.

Стоит только вбить в поисковик "каверы Боба Дилана", как на вас посыплются терабайты информации. Причем, эти каверы предстанут в самых разных жанрах, сделанные разнообразнейшими музыкантами. Но по признанию самого Боба Дилана именно Манфред Манн является "самым интересным интерпретатором его песен, в которые он внес дыхание электронных инструментов".

И не с проста. Как известно, Циммерманы, дедушка и бабушка Дилана по отцовской линии, эмигрировали в США из Одессы в начале 20 века, а дедушка и бабушка по материнской линии были выходцами из другой части Российской Империи — Литвы. В свою очередь родители Майкла Любовица (Манфреда Манна) иммигрировали в ЮАР тоже из Литвы. Возможно, такая генетически-географическая близость родства как-то и определяла особое чувство одного музыканта другим.

 Manfred Mann. Фото из открытых источников
Manfred Mann. Фото из открытых источников

Мэнфред Манн получил классическое музыкальное образование в Йоханнесбургском Университете Витватерсранда, но попутно еще увлекся джазом. И после переезда в начале 60-х в Англию транзитом через Нью-Йорк он создает блюз-джазовый квинтет Mann Hugg Blues Brothers. Несмотря на блюзовое название, группа исполняла большей частью джазовый инструментальный репертуар. Позже группа после прихода певца Пола Джонса изменит имя на Manfred Mann и станет исполнять песенный формат, включающий в основном смесь ритм-энд-блюза и поп-музыки.

Стоит отметить мини-альбом 1965 года "The One In The Middle", чей заглавный трек — кавер Дилана "With God On Our Side" вывели Manfred Mann на 6-е место в чартах в Англии. И если у Дилана это обычная фолк-песня с акустической гитарой и губной гармошкой, то у Manfred Mann она звучит торжественным гимном, начинаясь с аккомпанемента на рояле и постепенно набирая мощи.

Еще большего успеха достигла другая Дилановская песня в исполнении Манфредов "If You Gotta Go, Go Now", достигшая в чартах №2.

На третьем лонгплее, "As Is", 1966 года они записали песню Боба Дилана "Just Like a Woman". Версия группы близка к оригиналу, представленному Бобом на альбоме "Blonde on Blonde", только она получилась энергичнее с органом и тамбурином.

После локальных успехов вокалист группы Пол Джонс отправится в сольное плавание, а на его место придет Майк Д’Або, который позже прославится партией Ирода в рок-опере "Jesus Christ Superstar". Кроме этого группа претерпит еще некоторые пертурбации: в частности на басу появится Клаус Ворман. И именно с ними в 1968 году Manfred Mann запишут свой главный хит авторства Дилана – "Mighty Quinn".

Предмет песни – прибытие эскимоса Куинна, который превращает отчаяние в радость и хаос в покой и привлекает внимание животных. Дилан впервые записал песню в 1967 году во время сеансов записи альбома " The Basement Tapes", но не выпускал версию еще три года. Версия Manfred Mann достигла № 1 в чартах всего за неделю после выхода.

Позднее в 1978 году со своим новым проектом Manfred Mann's Earth Band Манфред Манн, включит кардинально отличную живую хард-роковую версию песни в альбом "Watch". В последствии песня появлялась на многочисленных живых концертных записях, а ее срединная часть часто включала длинные соло и даже фрагменты других песен. А в целом ее звучание порой превосходило десяток минут, но это всегда был один из самых ударных концертных номеров.

Однако до появления Manfred Mann's Earth Band Манфред Манн еще поэкспериментировал какое-то время. Разочаровавшись относительным неуспехом лонгплеев своего первого проекта Manfred Mann, и не желая пребывать далее исключительно "хит-мэйкером", он распускает группу и собирает джаз-роковый проект Manfred Mann Chapter Three. Но после пары альбомов он теперь уже охладевает и к нему, запустив Manfred Mann's Earth Band, в музыке которого он стремился объединить рок, блюз, соул, поп, джаз и классические элементы в единую прогрессив-структуру.

Солистом и гитаристом группы становится Мик Роджерс, а ритм-секция составится из басиста Колина Паттендена и барабанщика Криса Слэйда. В январе 1972 года выходит альбом "Manfred Mann's Earth Band", одним из хитов его была "Please, Mrs. Henry", ехидная непристойная песня Дилана, в которой певец, желая сексуального облегчения, грубыми намеками обращается к хозяйке дома. Это допускалось, ведь тогда был самый разгар сексуальной революции. Версия самого Боба Дилана появится позже на " The Basement Tapes".

В том же 1972 году вышел еще один лонгплей – "Glorified Magnified", на котором была песня Дилана "It's All Over Now, Baby Blue" с его альбома 1965 года "Bringing It All Back Home". У Дилана это типичная фолк-песня под акустическую гитару и губную гармошку с мрачной мелодией и лирикой под сильным влиянием символистов. Версия Манфреда получилась более эпической и жесткой.

В июне 1973 года выходит альбом "Messin", где не последнее место занимает Дилановская "Get Your Rocks Off", некогда записанная им с группой "The Band" для все того же "The Basement Tapes". И если у Дилана получился классический блюз, то Манфред придал ей хард-роковый саунд.

30 ноября 1973 года выходит концептуальный прогрессив-роковый альбом "Solar Fire", который начинается композицией "Father of Day, Father of Night". Оригинал Дилана в альбоме 1970 года "New Morning" назывался "Father of Night", и представлял собой еврейскую молитву Амиды продолжительностью в полторы минуты, спетую под фортепиано. У Манфреда же это и песней назвать мало. По сути это — монументальное полотно, один из шедевров прогрессив-рока и, пожалуй, лучший кавер всех времен и народов, когда-либо сотворенный в рок-музыке.

В 1975 году выходит одна из лучших работ группы — альбом "Nightingales & Bombers". Во время одной из сессий был записан и Дилановский блюз "Quit Your Low Down Ways", не вошедший в сам альбом, но вышедший отдельным синглом. Позже в CD-издании альбома эта песня была добавлена бонусом.

В марте 1979 года выпустился девятый альбом группы – "Angel Station", где присутствовала песня "You Angel You", которую Дилан записал с участниками The Band на альбоме "Planet Waves" 1974 года. Звук MMEB на новом альбоме претерпел изменения, вызванные сменой состава. Бывший барабанщик Wings Джефф Бриттон заменил основателя группы Криса Слейда, а Стив Уоллер заменил гитариста Дейва Флетта, который в свое время сменил Мика Роджерса, ушедшего после альбома "Nightingales & Bombers". Вокалистом же выступил Крис Томпсон.

В последующих альбомах Манфред Манн будет чаще делать каверы других исполнителей, таких как Брюс Спрингстин, ПолУэллер, Джон Леннон и Пол Маккартни, Боб Марли. И только в 1996 году в альбоме "Soft Vengeance" будет наличествовать песня "Shelter from The Storm", выпущенная Бобом Диланом еще в 1975 году на альбоме "Blood On The Tracks". В MMEB вернулся Мик Роджерс и вокалист Крис Томпсон, ненадолго ее покидавший, но время уже другое, и поэтому звук тоже стал иным. Но это все еще Manfred Mann's Earth Band, и это все еще Манфред Манн, чья любовь к творчеству Боба Дилана не меняется.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

Солнечный Огонь Manfred Mann's Earth Band

Хрупкость Yes. Абсолютный шедевр

Трилогия Эмерсона, Лейка и Палмера

Исход Питера Гэбриэла из Genesis

Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 1