Вряд ли отыщется любитель рок-музыки, не знакомый с группой Black Sabbath. Эта олдскульная банда до сей поры все еще остается на слуху, и ее классические вещи, особенно раннего состава, узнают по первым тактам практически все слушатели, даже если у человека совершенно иные музыкальные предпочтения. Я, честно признаюсь, не встречал ни одного человека, оставшегося равнодушным к таким творениям группы, как "Paranoid", "Iron Man", "Changes" или "Heaven And Hell", пусть даже это был и не восторг. И для этого вовсе не обязательно было почитать хард-рок и хэви-метал, – талантливо сработанную музыку в состоянии оценить любой человек, имеющий маломальский музыкальный вкус.
Лично мне интереснее первый период бирмингемской четверки, когда вокалист Оззи Осборн, басист Гизер Батлер и ударник Билл Уорд объединились вокруг музыкального "мозга" будущего состава, изобретательного гитариста Тони Айомми. Первоначальная цель была – просто попробовать играть вместе тяжелый блюз, а в результате совместных экзерсисов ребята нащупали музыку, которая не только задала развитию группы особое собственное направление, но и породила ни много ни мало новый музыкальный жанр. Все музыканты Black Sabbath играли до этого в различных группах Бирмингема прежде, чем в 1968 году они собрались в составе группы Polka Tulk Blues Band (позднее просто Polka Tulk и Earth), хотя они были отдаленно знакомы еще со школьных времен. О становлении группы: ее создание, успехи, гастроли, первые альбомы, реакция аудитории – обо всем этом музыканты поведают сами от первого лица:
Рождение группы, дебютный альбом "Black Sabbath"
Тони Айомми: "Раньше я терпеть не мог Оззи. Просто не выносил его. Когда бы я его ни встречал, я непременно его избивал. В школе мы совершенно не ладили. Он был маленьким сопляком".
Гизер Батлер: "Я впервые встретился с Оззи, когда он пришел ко мне домой. Из-за плеча у него торчала щетка для чистки дымоходов, на нем был рабочий комбинезон его отца, к тому же он был босой. Мой брат сказал мне: "Там у двери тебя ждет какое-то чудо в перьях".
Тони Айомми: "Знаю, что есть фильм Бориса Карлоффа под названием "Black Sabbath", но в то время он нам не попадался. Гизер предложил назваться Black Sabbath, и это звучало слишком подходящим для нас, чтобы не воспользоваться".
Роб Хэлфорд (вокалист группы Judas Priest): "Когда они стали Black Sabbath, они стали больше понимать свою сущность. Риффы Тони сыграли сразу более заметную роль, и теперь у них был уникальный персонаж, который отличал их от всех остальных на местном уровне или любой другой группы вокруг. Оззи выглядел и звучал особенно, и динамика Гизера и Билла привела их в звучание, которое никто не мог сравнить с чем-то подобным".
Музыканты едва успели изменить название своей группы с Earth на Black Sabbath прежде, чем в октябре 1969 года они оказались в лондонской студии "Regent Studios", чтобы совместно с продюсером Роджером Бейном записать материал, которого бы хватило на целый альбом.
Тони Айомми: "Наша идея состояла в том, чтобы записать альбом, который был бы тяжелее всего, что мы слышали когда-либо прежде. Мы хотели создать нечто особенное. Мы замыслили сделать звучание максимально мощным. Мы во многом полагались на Роджера Бейна, потому что мы никогда прежде не записывали пластинок".
Билл Уорд: "Я был поражен тем, как выглядел Роджер. На нем были кеды Converse, как и на мне. Это не касалось его навыков продюсера. Я буквально подумал: "Он круто выглядит. Нормально".
Роджера Бейн: "Запись происходила в студии "Regent Sound" (Тоттенхэм, Лондон) в октябре 1969 года. Студия была размером с жилую комнату, все музыканты играли одновременно, между ударными и гитаристами установили перегородку, а Оззи пел в ванной комнате в то же самое время, когда остальные играли"
Тони Айомми: "На отработку песен не было времени. У нас была одна попытка – и все. Когда мы играли "Warning", мы немного напутали. Я спросил: "Мы можем повторить?", а Роджер ответил: "Можете попробовать сыграть ее еще раз". Вот и все. Это заставило нас понервничать".
Гизер Батлер: "У меня был гитарный усилитель Laney и колонка Park 4x12 с тремя динамиками, два из которых не работали! Вот так я и добился искаженного звучания. У меня просто не было выбора".
Тони Айомми: "Мне и Гизеру нравились фильмы ужасов. Когда ты смотришь ужастик, и тебя что-то пугает, то возникает некое колющее чувство, которое я и попытался воссоздать в музыке".
Гизер Батлер: "Я переехал в квартиру, стены которой я выкрасил в черный цвет и украсил перевернутыми крестами. Оззи подарил мне книгу 16 века о магии, которую он где-то украл. Я положил ее в сушильный шкаф, поскольку я не был уверен, что с ней делать. Ночью я проснулся и увидел в ногах кровати черную тень. Чувствовалось некое ужасное присутствие. Я подбежал к шкафу, чтобы вытащить оттуда книгу, но она исчезла. Это меня страшно напугало. Вот об этом и говорится в песне "Black Sabbath".
Тони Айомми: "Ощущение от этой песни отличается от всего того, что я чувствовал прежде. В ней была некая энергетика. Она была очень пугающей".
Гизер Батлер: "В то время я действительно был увлечён "Планетами" композитора Густава Холста, и я пытался сыграть "Mars, Bringer of War" на моей бас-гитаре. И это, я думаю, повлияло на Тони, сподвигло его написать рифф "Black Sabbath".
Оззи Осборн: "После этой песни все девушки выбежали из зала с криками. Разве не весь смысл быть в группе, чтобы трахаться, а не заставлять цыпочек убегать? Потом я пожаловался остальным".
Выдержка из еженедельного британского журнала "Kerrang!":
"Трудно поверить, что три ноты способны породить целый жанр, но есть основания считать, что именно эта песня – и открывающий ее рифф – как раз и есть то, откуда берет начало heavy metal… Три эти избранные ноты есть – звучание Сатаны, выползающего из ваших динамиков, чтобы похитить вашу душу. Волнующее великолепие!"
видео с официального ютуб-кнала Black Sabbath
Тони Айомми: "Признаюсь, мы в самые ранние дни общались с главой английских дьяволопоклонников. Он приходил к нам на концерты, пытался уговорить нас выступить на их собраниях. Кое-что мы разузнали об этом – так, из естественного любопытства, – но никто из нас ни чёрной магией, ни оккультизмом всерьёз не увлекался".
Джин Симпсон (менеджер): "Я не подозревал, что участники Sabbath интересовались поклонением дьяволу. Название было позаимствовано со старого постера, который увидел Гизер Батлер. Ему просто понравилось, как оно звучало. Одним из треков, который записали музыканты, был утяжеленный кавер на песню "Evil Woman" блюз-роковой группы Crow из Миннеаполиса. Его выпустила компания "Fontana". Но в выпуске всего альбома ни один лейбл заинтересован не был. В конце концов, издать альбом согласился недавно появившийся лейбл Vertigo, да и то только потому, что в его графике было свободное место".
Гизер Батлер: "В то время я читал книгу "Властелин Колец" и она легла в основу "The Wizard". Песня о нем, о Гендальфе".
Оззи Осборн: "Название песни "N.I.B." соответствует прозвищу Билла Уорда. Свое прозвище Билл получил за бородку, похожую на острие чернильной перьевой ручки, а точки после каждой буквы были добавлены ради прикола, чтобы сбить с толку публику. Мы в тот момент просто покурили опиума, и нас развеселила бородка Билла Уорда".
Гизер Батлер: "Это песня о том, как Люцифер полюбил, изменился и стал хорошим человеком".
Тони Айомми: "Мы не были частью лондонской сцены. Отношение было такое: если вы не из Лондона, то вы ничего не стоите".
Джим Симпсон: "Компания Vertigo подписала контракт с Black Sabbath в качестве довеска, потому что мы уже сделали мастер- копии и были готовы немедленно выпустить альбом".
Тони Айомми: "За контракт мы получили жалкие 400 фунтов. Нас это не беспокоило, потому что денег у нас не было вообще. Нам просто хотелось заключить контракт".
Джим Симпсон: "Я довольно рано заметил, что их аудиторию составляли преимущественно мужчины. В Sabbath было нечто героическое. Казалось, что у этих музыкантов была некая идея, и они завоевывали сторонников своего дела".
Дебютный альбом "Black Sabbath" был выпущен компанией Vertigo в пятницу 13 февраля 1970 года. Беспрестанная концертная деятельность, слухи и сама непохожесть музыки привели к тому, что пластинка попала в Топ-10 в Британии и в Топ-30 в Америке.
Тони Айомми: "Мы вернулись из Европы и узнали, что альбом попал в Топ-10. Черт возьми! Мы были в шоке".
Гизер Батлер: "Критики возненавидели нас с первого дня".
Тони Айомми: "Это твой первый альбом, ты покупаешь музыкальные журналы, чтобы прочитать, что там о нем написано, и все что ты видишь – это слова: "Куча дерьма!" Это было больно, но к такому привыкаешь".
Джим Симпсон: "В то время существовала другая группа, Black Widow, один из участников которой связался с белой ведьмой. В то время эта история широко освещалась в прессе. Многих это запутало. Они думали, речь идет о Black Sabbath".
Тони Айомми: "Образ был и хорош, и плох. Я слышал истории о том, что люди боялись встречаться с нами. Из-за этого другие хотели прийти и посмотреть, каковы мы из себя".
Энди Партридж (лидер британской рок-группы ХТС): "Я слышал, как о многих группах говорили, что они играют тяжелую музыку, например, Steppenwolf, но когда я услышал Black Sabbath, все они отошли на второй план. Прежде я ничего подобного не слышал. Атмосфера была демоническая, но и немного комичная. Я учился играть на гитаре и подыгрывал каждой песне, пока не научился играть их в совершенстве".
Сентябрь 1970 года, "Paranoid"
Желая воспользоваться успехом дебютного альбома, компания Vertigo быстро отправила участников группы в студию для записи второго альбома. В этой пластинке, первоначально названной "War Pigs", но потом получившей название "Paranoid", блюзовую пентатонику сменило нечто совершенно новое. В целом второй альбом отличался от первого более заостренным звучанием, сравнительно компактными аранжировками и меньшим количеством продолжительных импровизаций. В 2002 году альбом занял 3-ю позицию в рейтинге "100 лучших рок-альбомов всех времен" по версии журнала "Classic Rock".
Тони Айомми: "Мы выступали в клубе Hirschen в Цюрихе. Мы там играли несколько недель. Место было мертвое. Нашими зрителями были пара проституток, да еще какой-то псих вставал на руки перед сценой, а из его карманов сыпалась мелочь. Но это давало нам возможность джемовать и писать, поскольку мы так долго играли. Так и родилась песня "War Pigs".
Билл Уорд: "Когда Тони сыграл те мощнейшие риффы из "War Pigs", я задумался: "Отлично, а мне что делать?" Тогда я стал играть ее в ритме вальса. Думаю, если бы я просто играл на ударных, из песни ничего хорошего не вышло бы".
Тони Айомми: "Для вступления "Iron Man" я хотел бы нечто такое, что звучало бы по-настоящему ужасно".
Оззи Осборн: "Когда я услышал рифф, заметил: "Звучит, словно "Iron Man" (Железный парень) ходит где-то рядом".
Гизер Батлер: "Песня рассказывает фантастическую историю человека, который отправляется в будущее и видит там Апокалипсис, затем, возвращаясь в настоящее, оказывается "превращённым в сталь великим магнитным полем". Не в силах предупредить человечество о грядущем, он встречает лишь насмешки; начинает мстить, убивая людей, которых когда-то в будущем спас и это вызывает разрушения, те самые, что предстали перед ним во время путешествия во времени".
Фрэнк Заппа (из интервью в 1978 году): "Мне нравится Black Sabbath. Это просто фантастика. Вы шутите? "Iron Man"! Да это произведение искусства!"
Билл Уорд: " Во время записи песни "Electric Funeral" я играл ее по-разному каждую попытку. Просто не знал, сколько раз нужно повторять те или иные куски, некоторые места я играл иногда три раза, иногда четыре. В результате остался вариант с тремя повторами".
Тони Айомми: " Название у песни "Fairies Wear Boots" появилось, когда Гизер и Оззи курили каннабис на улице и увидели "фей" в парке, бегающих в ботинках. Насколько я знаю, оно не исходит от нападения скинхедов".
Гизер Батлер: "Музыка к "Fairies Wear Boots" была на самом деле вдохновлена стычкой со скинхедами, которых участники группы унизительно назвали "феями" для композиции".
Тони Айомми: "Продюсер сказал: "У нас недостаточно песен. Нам нужны еще три минуты". Вот так в том же месте, в тот же час и была создана песня "Paranoid". Это был эдакий пустячок. Я придумал рифф, пока все ушли перекусить".
Роджер Бейн (продюсер): "Помню, я сказал: "Звучит неплохо. А что это?" Они ответили: "Мы просто развлекаемся". Я сказал: "Ну что ж – отлично. Давайте запишем это!"
Гизер Батлер: "Значительная часть материала второго альбома, "Paranoid" была написана в ходе работы над первым альбомом, "Black Sabbath". Всё здесь мы записали за 2-3 дня, вживую в студии. Песня "Paranoid" была написана позже других, задним числом. Нам, в сущности требовался, трехминутный "заполнитель места": тут-то у Тони и появился этот рифф. Я быстро набросал текст, и Оззи считывал его по бумажке, когда пел".
Оззи Осборн: "Знаете, как возникла вообще "Paranoid"? Мы были в студии, требовалось добить альбом 3-4 минутами материала, а его-то у нас и не было. Тони обыгрывал себе этот рифф-и все случилось само собой: мы совершенно эту вещь не готовили. Вот так: часами и днями можно пытаться написать классическую вещь, а в конечном итоге – случайно забрасываешь идею, гляди-ка, что получается: песня поднимается до 2-го места в чартах!"
Билл Уорд: " У нас просто было недостаточно материала для нового альбома. Тогда Тони просто стал играть "Paranoid" на гитаре. Это было в 13:30, когда Тони придумал риффы. В 14:00 у нас уже была готова песня "Paranoid" в том самом виде, в каком вы слышите ее на пластинке".
Оззи Осборн: "Помню, я пришел домой и сказал своей тогдашней жене: "Думаю, мы записали сингл". Она сказала: "Но вы же не пишете синглы". Я ответил: "Я знаю, но она просто чуть не свела меня с ума по дороге назад".
Сингл с заглавным треком альбома "Paranoid" был выпущен 17 июля 1970 года и попал в Топ-5 чартов популярности, а участники Black Sabbath вдруг стали поп-звездами, чего они совсем уж не ожидали.
Тони Айомми: "Мы чувствовали себя предателями. Мы не старались подольститься к детям, смотревшим по телевидению Top Of The Pops. Мы выступали на Top Of The Pops и чувствовали себя совершенно не в своей тарелке. На концертах стали появляться разные кричащие детишки. Когда они послушали остальные наши песни, они, вероятно, обделались и сбежали".
Джим Симпсон: "Группе начали делать предложения всякие заинтересованные стороны. Пользовавшийся дурной славой менеджер Дон Арден использовал пару своих сотрудников Уилфреда Пайна и Патрика Михана, чтобы сблизиться с группой. Музыканты сказали о том, что у них была встреча в баре Wimpy. То, что они рассказали мне об этом, заставило меня почувствовать, что между нами есть связь. Но Пайн и Михан отделились от Ардена, и их первым проектом было стать менеджерами Black Sabbath. Я узнал об этом, только когда получил письмо с сообщением, что группа Black Sabbath уже не является моим клиентом. Я подал на музыкантов в суд. Мне потребовалось 14 лет, чтобы получить все, что мне были должны".
Альбом "Paranoid" еще больше прославил Black Sabbath по обеим сторонам Атлантики. 30 октября 1970 года началось первое турне Sabbath по Штатам. Первый концерт состоялся в колледже Glassboro (штат Нью-Джерси).
Гизер Батлер: "Zeppelin уже выступали там и, таким образом, открыли для нас дверь, но все-таки казалось, что американцы никогда не видели ничего похожего на нас. Они просто сходили с ума".
Тони Айомми: "Мы взяли свои собственные усилители, но у нас не было коробок для динамиков, так что, когда мы добрались до места, они были наполовину разломаны. Это была катастрофа. Роуди воткнул вилку усилителей в сеть, а в Америке же другая система электроснабжения, и раздался взрыв".
Рик Грин (промоутер): "Они выбили пробки не только в спортивном зале, но и во всем кампусе и в ближайших районах. Фонари на улице выключились, и воцарилась темнота. Оззи Осборну было только двадцать лет. Он сел в углу спортзала и начал плакать. Он кричал: "Я ненавижу Америку и хочу вернуться домой".
Тони Айомми: "Выступление в Fillmore East было фантастическим. Мы выступали на разогреве у The Faces и имели большой успех. Женщины там казались намного более раскованными, чем дома. Мы тогда не знали о существовании групи (поклонниц, сопровождающих рок-бэнды), для нас это стало откровением".
1971 год, третий альбом "Master Of Reality"
После гастролей в Америке в 1971 году, участники Black Sabbath вернулись в Лондонскую студию, чтобы записывать свой третий альбомом "Master Of Reality". В нем музыканты начали экспериментировать с музыкой. Тони Айомми настроил свою гитару так, чтобы звучание стало на три полутона ниже из-за последствий травмы пальцев, Гизер Батлер также настроил свою бас-гитару, чтобы соответствовать Айомми, отчего музыка Sabbath стала еще тяжелее, и это стало главной фишкой альбома. Саунд стал более плотным и густым, что вкупе с мрачными текстами дало ошеломляющий эффект. Альбом был спродюсирован звукорежиссером Роджером Бэйном, и это стало его последней работой с группой. В списке "500 лучших альбомов всех времён" журнала "Rolling Stone" он занимает 298 место.
Билл Уорд: "Раньше у нас не было ни малейшего понятия, что делать в студии, и мы сильно полагались на Роджера. Но на этот раз мы были намного больше вместе, поняли, что произошло, и были более самоуверенными в отношении того, как все должно быть сделано".
Тони Айомми: "Мы поменяли звучание, чтобы оно стало более мощным и полным. Конечно, Оззи пришлось петь выше. Он сказал: "О, теперь я могу достать эту ноту". Однако, когда мы попали на сцену, он не смог этого сделать".
Гизер Батлер: " Затем дело дошло до того, что мы настроились еще ниже, чтобы облегчить вокал. Но Оззи тогда пел бы повыше, так что это вроде как было выигрышно".
Билл Уорд: "На первый альбом у нас было всего два дня, чтобы все сделать, и совсем немного времени для "Paranoid". Но теперь мы могли не торопиться и пробовать разные вещи. Мы все приняли возможность: Тони добавил партии классической гитары, бас Гизера был практически удвоен, я посягнул на большие бас-барабаны, также экспериментировал с наложениями. И Оззи был намного лучше. Это был первый случай, когда у нас не было забронировано концертов, и мы могли просто сосредоточиться на том, чтобы сделать этот альбом вехой".
Билл Уорд: "Я старался привнести что-то новое, например, мой двойной бас-барабан в "Children Of The Grave".
Оззи Осборн: "Children Of The Grave" – самая отвязная песня из всех, что мы когда- либо записывали".
Гизер Батлер: "Да, "Children Of The Grave" была самой потрясающей песней, которую мы когда-либо записывали".
Тони Айомми: "Я написал "Sweet Leaf" в студии. Я вернулся домой из Дублина, а у них там были сигареты Sweet Afton, которые можно было купить только в Ирландии. Мы все обсуждали, что нам такого написать. Я достал пачку сигарет, а на ней была надпись: "Самый сладкий лист, который вы можете купить!" И тут меня осенило: "Ах, сладкий лист!"
Билл Уорд: "Эта песня о взаимоотношениях с марихуаной. Тогда это было частью образа жизни".
Тони Айомми: " Когда мы записывали "Sweet Leaf", мы все были обкурены – в то время принимали много наркотиков. В начале слышно, как я кашляю. Я записывал акустическую гитару, и тут Оззи приносит чертовски большой косяк. И говорит: "Курни вот этого". Я ответил: "Нет, пока не хочу". Но после всё же пыхнул, и меня адски торкнуло. Я сделал пару затяжек и чуть не задохнулся. Я чуть весь мозг не выкашлял, оказалось, что это все записывалось, и то, что получилось, стало прекрасным началом для песни "Sweet Leaf". А я выдал своё лучшее вокальное рок-исполнение за всю карьеру!"
Тони Айомми: "Почему-то публику также расстроила и "After Forever", благодаря ироничному вопросу Гизера: "Вы бы хотели увидеть Папу на конце верёвки?" (англ. would you like to see Pope on the end of a rope)"
Том Аллом (звукорежиссер): "То, что вытворяли вместе Билл и Гизер, было просто невероятно. Они напоминали джаз-банд".
Тони Айомми: "Мы пробовали записать "Into the Void" в нескольких студиях, поскольку Биллу никак не удавалось добиться нужного результата. Когда такое происходило, он начинал верить, что неспособен сыграть эту песню. Он говорил: "К черту, я не буду это играть!" На каждом альбоме был такой трек, и "Into the Void" был самым сложным на этом".
Джеймс Хетфилд (лидер группы Metallica): "Into the Void" – мой любимый трек у Black Sabbath".
Гизер Батлер: "Тони был отличным стратегом. Он вел корабль в правильном направлении. Если бы группа состояла из четверых Оззи, мы бы никуда не пробились".
Тони Айомми: "Я не хотел быть боссом как таковым. Просто они смотрели на меня как на лидера. Я подавал идеи, и ко мне они обращались, если что-нибудь случалось. То же самое и в студии: они уходили домой, а я оставался. Я хотел, чтобы наша музыка была максимально хороша, поэтому я волновался, если приходилось оставлять ее на усмотрение других".
Билли Корган (лидер групп The Smashing Pumpkins, Zwan): "Когда мне было 8 лет, "Master Of Reality" изменил мой образ мыслей. Я взял пластинку у моего дяди. Альбом выглядел так круто: обложка была такая мрачная и темная, а звучание было таким тяжелым. Допустим, тексты не всегда были удачными. Мало кто столько раз рифмовал слова "insane" (безумный) и "brain" (мозг), но музыка была великолепна".
Альбом "Master Of Reality", выпущенный 21 июля 1971 года, получил в Америке золотой статус на одних только предварительных заказах. В июле 1971 года музыканты отправились в турне, на разогреве у них выступала группа Yes.
Рик Уэйкман (клавишник, Yes): "В то время я много пил, как и участники Sabbath, так что мы отлично поладили. У них было свободное место в их частном самолете, так что я путешествовал с ними. Там ты буквально пошевелиться не мог из-за выпивки. Оззи надирался так же как и я, другими словами – мы поглощали столько, сколько вообще в силах проглотить человек".
Тони Айомми: "Впервые я попробовал кокаин в 1971 году в LA Forum. Я сказал кому-то из техперсонала: "Сегодня я чувствую себя ужасно усталым". Он ответил: "Почему бы тебе не попробовать одну дорожку? Тебя это взбодрит". Я уже некоторое время работал в музыкальном бизнесе, но никогда не принимал наркотиков. В тот раз я принял совсем немного. Только одну дорожку, но ощущения сначала были потрясающие".
Билл Уорд: "Мы начали сильно увлекаться кокаином. Стимуляторы, депрессанты, метаквалон – мы пробовали все. Дошло до того, что ты начинал мгновенно забывать приходившие тебе в голову идеи. Все из-за того, что ты был совершенно не в себе".
Тони Айомми: "Успех пришел быстро, но мы с этим справлялись нормально. Единственное, что запудрило нам мозги, — это наркотики".
Тони Айомми: "В Америке на наши концерты приходили всякого рода чудики: ведьмы и тому подобное. В гостиницы приходили какие-то люди в плащах и зажигали свечи. Некоторые из этих религиозных чудаков были столь же опасными, как Ку-Клукс-Клан".
Оззи Осборн: "Сатанисты доставали постоянно. Когда мы выступали в Мемфисе, на сцену выскочил какой-то парень в черном плаще".
Тони Айомми: "Когда мы приехали, оказалось, что кто-то нарисовал на двери красный крест. Мы об этом не стали задумываться, но позже выяснилось, что тот парень порезал себе руки и нарисовал крест своей кровью. Он был каким-то религиозным фанатиком. Во время концерта мои усилители начали барахлить, меня это сильно разозлило. Я столкнул свой усилитель и от досады ушел со сцены. И вот когда я уходил, за моей спиной оказался этот парень. Он пробрался мимо охраны, но кто-то прыгнул на него. Я даже не понял, что происходит. Я все еще переживал из-за своего оборудования".
Оззи Осборн: "Я обернуться не успел, а один из роуди вылетает на сцену с металлической трубой в руках и бьет этого парня в лицо. Этот сатанист растянулся на сцене. Он лежал на спине, а из-под плаща виднелась его рука с ножом".
Тони Айомми: "Лишь впоследствии я узнал, что этот парень собирался убить одного из нас".
1972 год, альбом "Vol. 4"
После напряженных несколько лет существования Sabbath музыканты в статусе суперзвезд в 1972 году отправилась в Лос-Анджелес, Бель-Эйр, где было полно солнца и наркотиков, записывать свой четвертый альбом "Vol. 4". Первоначально предполагалось назвать альбом "Snowblind", но компания Vertigo, зная о кокаиновом подтексте этого выражения, испугалась скандала. Альбом отличается от предыдущих полным отсутствием мистических и антирелигиозных мотивов в текстах. Журнал "Rolling Stone" в 2017 году поместил "Vol. 4" на 14-е место в списке "100 величайших металлических альбомов всех времен". Альбом был также включен в список "1001 Альбомы, которые вы должны услышать, прежде чем умереть" .
Тони Айомми: "К тому времени, когда мы добрались до Бель-Эйра, мы уже полностью отъехали. Это был период вина, женщин и песни, и мы принимали больше наркотиков, чем когда-либо прежде".
Оззи Осборн: "Это первый альбом, который мы выпустили сами. Ранее у нас был Роджер Бейн в качестве продюсера – и, хотя он очень хорош, он не очень чувствовал, что делает группа. Это был вопрос общения. На этот раз мы сделали это с Патриком, нашим менеджером, и я думаю, мы все очень счастливы ... Было здорово работать в американской студии".
Тони Айомми: "Лос-Анджелес стал для нас настоящим отвлечением, и этот альбом в конечном итоге звучал немного странно. Люди, которые участвовали в записи, действительно не имели о звукозаписи ни малейшего понятия. Они все учились у нас, и мы тоже учились. Я тоже не знал, что мы делаем. Экспериментальная стадия, которую мы начали с "Master of Reality", продолжилась с "Vol. 4", и мы пытались расширить наш звук и вырваться из сумки, в которую нас посадили".
Гизер Батлер: "Кокаин появился. Мы отправились в Лос-Анджелес и начали совершенно другой образ жизни. Половина бюджета пошла на кокаин, а другая половина ушла на то, чтобы выяснить, как долго мы можем оставаться в студия ... Мы сняли дом в Бель-Эйре, и разврат там был просто невероятным".
Тони Айомми: "Мы жили в прекрасном доме в Бель-Эйр. В нем был бальный зал и бар, выходивший в сад. Мы репетировали в баре. Нам даже в голову не приходило, что звук разносится по всей долине".
Билл Уорд: "Это отличный альбом, но, слушая его сейчас, я вижу в нем поворотный момент, когда алкоголь и наркотики перестали быть веселыми".
Тони Айомми: "Мы сочиняли днем, а по ночам джемовали. Атмосфера царила классная. В бальном зале стоял рояль. Я никогда прежде не играл на фортепиано, но я научился играть, и первой песней, которую я сочинил на этом рояле, была "Changes".
Оззи Осборн: "Тони просто уселся перед роялем и придумал этот прекрасный рифф. Я напел сверху мелодию, а Гизер написал эти прочувствованные слова о разрыве, который в то время Билл переживал со своей женой".
Тони Айомми: Однажды я снял гитару и поставил ее на подставку, а она издала звук "Боинг!" Ни за что теперь не вспомню, почему я решил, что мне нужно раздеться, но именно так мы и записали "FX": голые с бряцающей гитарой. Конечно, мы были совершенно упоротыми.
Билл Уорд: "Мне ужасно не нравилась песня "Cornucopia". Там были просто ужасные куски. В конце концов, мне удалось сыграть ее как надо, но все со мной обошлись пренебрежительно. Мне казалось, что я все провалил, и меня скоро уволят".
Тони Айомми: "Проснувшись и всю ночь наблюдая восход солнца на пляже Лагуна, я сочинил "Laguna Sunrise". В студии при записи оркестр сопровождал гитару, хотя музыканты отказывались выступать, пока их партитуры не были должным образом написаны. Тот же самый оркестр сыграл и на "Snowblind".
Тони Айомми: "Альбом "Vol.4" настолько сильно отличался от того, что мы делали прежде, что казалось, будто мы перепрыгнули через альбом. Он не был продолжением нашего прежнего творчества, поскольку мы старались зайти слишком далеко. Мы достигли предела, за который нам уже не хотелось выходить".
Джеймс Хетфилд (лидер Metallica): "Я открыл для себя Black Sabbath, когда рылся в музыкальной коллекции старшего брата. Я не мог поверить своим ушам: "Ух ты! Да это невероятно тяжело!" Sabbath противостояли всему тому, что олицетворяли 60-е. Музыка была такой классной, потому что она была совершенно непохожа на хиппи".
Тони Айомми: "В прежние времена между Sabbath, Led Zeppelin и Deep Purple существовало некоторое соперничество, но оно не было злым. Мы не говорили и не делали друг другу гадости, Участников Deep Purple мы по-настоящему не знали, но с музыкантами Zeppelin мы дружили.
Мы были знакомы с Робертом Плантом и Джоном Бонэмом. Мы с Джоном общались еще до Sabbath. Мы с Биллом играли в группе под названием The Rest, а Джон – в двух или трех других группах. Он играл в одной группе. Потом его увольняли за то, что он был слишком громок, а на следующей неделе он уже входил в состав другой команды. У Джона был чехол для большого барабана, на нем всегда было написано название группы, в которую он тогда входил.
Джон был моим шафером. Думаю, это вызвало у всех беспокойство, хотя моя жена совершенно не возражала. Конечно, за ночь до свадьбы мы отправились в Бирмингем на мальчишник. Дело шло к двум часам, и мы поехали в последний клуб. И вот мы входим, и Джон заказывает 12 бутылок шампанского. Я думал, что он хочет угостить всех присутствующих, но он повернулся ко мне и сказал: "Давай, пей. Это тебе". Я ответил: "Я же не смогу жениться, если выпью все это!" Тогда он выпил 12 бокалов, по бокалу из каждой бутылки. Через полчаса он просто отключился. В конце концов, я доставил его домой и опустил на пол в коридоре напротив радиатора. Я сказал: "Ты ведь не забудешь прийти завтра?" Он что- то пробормотал и поднял вверх большой палец.
На следующий день он и вправду появился во фраке и цилиндре. Я буквально только что встал. Конечно, он успел принять кокаина. Он сказал: "Держи – угощайся". Вот так день и прошел. Особенно неловкой стала ситуация, когда мы приехали в церковь. Семья моей жены была вполне состоятельная. С моей же стороны была только группа и другие музыканты. Все они выскакивали по трое и по четверо из церкви. Мать моей жены сказала: "Что происходит с твоими друзьями? Они все время входят и выходят?" Они уходили за церковь и там нюхали кокаин..."
На самом деле, мы джемовали с Zeppelin. Мы были в студии "Morgan Studios", и тут появились они. Не было только Джимми Пейджа. Джон Бонэм сказал: "Можно, я сыграю?" В общем покатилась наша рабочая сессия в тартарары. Мы начали джемовать. Джон сказал: "Давайте сыграем эту вашу песню, которая мне нравится". Это была "Supernaut". Мы сыграли ее и что-то еще (что именно я не помню). Мы просто джемовали, придумывали что-то. Это было весело, но работа наша сорвалась. Зато было весело".
видео с ютуб-кнала Pecheur Christopher
Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного
Объяснение в любви к The Rolling Stones
Какую музыку играют корифеи рока, часть 1
Духовное завещание The Who: Альбом "WHO"
Quadrophenia The Who. Самый величайший из классических рок-альбомов
Каверы Боба Дилана в переложении Манфреда Манна
Солнечный Огонь Manfred Mann's Earth Band
На третий день творения Electric Light Orchestra
Хрупкость Yes. Абсолютный шедевр
Трилогия Эмерсона, Лейка и Палмера
Исход Питера Гэбриэла из Genesis
Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 1
Мормонский прогрессив-рок The Osmonds - The Plan
Заклание агнца на Бродвее Genesis. Часть 1
Самый странный рок-альбом, из когда-либо появлявшихся в этой вселенной. King Crimson "Islands"