Современный человек устроен очень рационально, во всяком случае, если иметь в виду его ментальность и склад ума. Он привык все формализировать, систематизировать и раскладывать по полочкам – ему так удобнее. И это вовсе не уличение кого-то в лености, утилизации интеллектуальных ресурсов, нет, это – простая констатация фактов. В конце концов, ведь это – просто сублимация, наш защитный механизм, включаемый для снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на что-то другое более важное для нас. Так, во всяком случае, утверждает современная психология, та еще наука. Поэтому когда люди придумали терминологию для определения жанров в музыке, то это было вполне разумно и закономерно. Только вот, даже задав вроде бы четкие параметры для каждого жанра, неожиданно оказалось, что не всегда удается уложить в прокрустово ложе стиля отдельных авторов, коллективы или музыкальные творения. И тогда изобретался новый термин для такого жанра, поджанра, направления и т.п. А как иначе? Ведь все должно быть четко определено, соотнесено, классифицировано и инвентаризировано.
Вот появились в середине 60-х среди британских и американских музыкантов новые необычные звучания, основанные в том числе на студийных трюках и экспериментах, использованиях электронных или нетрадиционных для рок-музыки инструментов, да еще и с добавлением в текстах сюжетов, связанных с расширением сознания, как тотчас же к этой новой музыке прилепили жанровый ярлычок Психоделия. Это такой контркультурный термин, связанный с ощущением мира через наркотический транс, с изменением сознания, обычно – под воздействием галлюциногенных препаратов типа ЛСД. Последнюю, хоть и синтезировали еще в 1938 году, но активное изучение ее воздействия на психику человека достигло пика как раз в 60-е годы, и бурную компанию по ее пропаганде как раз в это время проводил популярный американский писатель и психолог Тимоти Лири.
Психоделический рок
Надо отметить, что до середины 60-х наркотики пока еще не рассматривались музыкантами как источник неограниченного творческого вдохновения, но попытки, благодаря появившимся инновационным техническим возможностям, создания какого-то нового саунда уже наличествовали. В дальнейшем представители психоделического рока неоднократно сообщали прессе, что их творчество не несёт в себе рекламы ЛСД и наркотиков, а является формой достижения трансцендентального сознания путём музыкального воздействия. Причем даже группы, активно практиковавшие неумеренное потребление ЛСД могли в реальности звучать вполне по-человечески. Многие ошибочно полагают, что настоящий психоделический рок обязан звучать так же ядрено как раствор лизергиновой кислоты, но это не так. Психоделическая музыка может звучать вполне просто, обыденно, мирно и почти трезво.
Для того, чтобы выделить жанр психоделии или психоделического рока, ему дали вот такие отличительные признаки:
- музыкальные эффекты представлены с помощью новаторских студийных трюков, таких как обратные ленты, панорамирование, фазирование, петли с большой задержкой и экстремальная реверберация;
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
- присутствие элементов восточной, в том числе индийской музыки ;
- использование электронных инструментов и клавишных, таких как меллотрон, синтезаторы, клавесин, органы и терменвокс,
- а также нетрадиционных восточных инструментов таких как ситар и табла;
- электрогитары с фидбэком, реверберацией, плавающим звуком, фуззом и вау-вау;
- использование дронов, т.е. гармонических эффектов аккомпанемента, когда нота или аккорд непрерывно звучат на протяжении большей части или всего куска песни;
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
Видео с официального ютуб-канала Pink Floyd
- изменение сигнатур ключа и размера;
- использование дизъюнктивных структур песен. То есть, когда не используют секционные, повторяющиеся обычные формы на 32-такта куплет-припев в песнях, а песня или композиция составлена в иной конструкции: без куплетов, с разнообразными вставками-бриджами;
- расширенные инструментальные части произведения, особенно гитарные соло или джемы и импровизации;
- использование элементов фри-джаза;
- сюрреалистическая , причудливая лирика текстов;
- эзотерическая или литературно-вдохновенная лирика в песнях;
- тексты песен, которые прямо или косвенно ссылаются на галлюциногены и наркотики;
Продолжение следует. Мы рассмотрим во что вылилась психоделик-революция и какие музыкальные стили она породила.
Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного
Каверы Боба Дилана в переложении Манфреда Манна
Солнечный Огонь Manfred Mann's Earth Band