Главное творческое свершение поджидало музыкантов Black Sabbath в 1975 году. Это был альбом "Sabotage", выпущенный 28 июля, – последний из релизов легендарной первой шестерки альбомов Black Sabbath. И, хотя ребята решили скорректировать вектор, заданный "Sabbath, Bloody Sabbath", избавившись от неуемного использования синтезаторов, меллотрона и симфонического оркестра, тем не менее на выходе получился отличный прогрессив-роковый результат.
Продолжение. Предыдущий материал:
Музыка альбома раскрашена знаковыми историями эмоционального отчаяния, прославления греховной природы человека и отражения суровых реалий жизни, смерти, разрушения и психических заболеваний. Тони Айомми говорил по этому поводу:
"Мы могли бы продолжать и далее, совершенствуясь технически, используя оркестры и прочее, но именно этого нам вовсе и не хотелось. Мы взглянули друг другу в глаза и решили, что хотим сделать рок-альбом, а "Sabbath, Bloody Sabbath" рок-альбомом по своей сути не являлся".
Выходит, что неосознанно группа все же продолжила свое движение дальше по прото-прогрессив-металлической стезе предыдущего альбома, только на этот раз Sabbath более органично интегрировали синтезаторы и классические ходы в аранжировку музыки. Для этого в помощь группе был приглашен клавишник с академическим образованием Джеральд Вудрафф, который повлияет на концепцию альбома.
Возможно, и благодаря ему композиционно песенные структуры "Sabotage" стали менее традиционными и более затейливы. Сам альбом не посягал на концептуальность, однако по факту именно таким и оказался. Эта работа, если ей по-настоящему проникнуться, может принести вам то невероятное, неописуемое, фантастическое, трепетное чувство, переносящее вас в блаженные миры другой необычайной вселенной.
Психологический фон, сопровождавший творческие потуги группы, засевшей в феврале 1975 года в Лондонской "Morgan Studios", совсем не был благоприятным. Басист Гизер Батлер так это позже описывал:
"Мы узнали, что нас обманывают наше руководство и наша звукозаписывающая компания. Поэтому большую часть времени, когда мы не были на сцене или в студии, мы были в офисе адвоката, пытаясь разорвать все наши контракты. Мы были буквально в студии, пытаясь записываться, когда подписывали все эти показания под присягой и все такое. Вот почему это называется "Саботаж" – потому что мы чувствовал, что весь этот процесс просто саботирует все эти люди, которые нас обманывают".
Барабанщик Билл Уорд отозвался об этом периоде так: "Это был, пожалуй, единственный альбом, когда-либо сделанный с юристами в студии". А Тони Айомми именно на это списывает злой, тяжелый саунд альбома. По его словам "Sabotage" записывался ночами, так как днем группа находилась в суде: "Один день мы проводили в студии, а следующий – в суде или на встрече с юристами". Гизер Батлер добавляет, что из-за десяти месяцев судебных разбирательств группа очень страдала: "Музыка стала для меня неактуальной. Было просто облегчением написать песню".
К моменту начала работы над альбомом "Sabotage" музыканты находились в серьезном внутреннем конфликте. Все четверо употребляли наркотики, что по мнению критиков отчасти и объясняет возникновение в альбоме странной, мистической образности и неожиданно глубоких философских идей, которые в предыдущих работах обозначались лишь намеками и штрихами. Материал альбома родился на почве острого конфликта внутри группы: именно поэтому и отмечен такой внутренней силой.
Источники свидетельствуют о том, что сессии записи обычно продолжались до середины ночи. Тони Айомми очень усердно работал над сведением с сопродюсером группы Майком Батчером и тратил много времени на разработку своих гитарных звуков. Уорд тоже экспериментировал с барабанами, особенно в пользу эффекта "обратная тарелка". Оззи Осборн, однако, был очень разочарован тем, что работа продолжалась так долго: "На "Sabotage" ушло около четырех тысяч лет".
В действительности "Sabotage" записывался в общей сложности около двух месяцев, поделенных на трехнедельные сессии, и он стал в итоге самым дорогостоящим альбомом группы. Сам же альбом – это смесь тяжелых, мощных песен ("Hole in the Sky", "Symptom of the Univers") и более мягких экспериментальных усложненных мелодий, таких как "Supertzar" и "Am I Going Insane (Radio)", и в этом его сходство с предшествующей ему работой.
Открывающий трек альбома "Hole In The Sky" начинается гулом усилителей, установленных на максимальную громкость и криком "Атака!". Так пошутил Майк Батчер: "У Sabbath во время концертных выступлений была разогревающая группа, менеджер которой стоял позади них на сцене и кричал: "Атака! Атака!" Вот поэтому я и выкрикнул это из-за пульта".
Песня немедленно высвобождает всю ту свирепую агрессию, которая подпитывала интерес фанатов к группе на протяжении многих лет. Я представляю каков был тот утешительный энтузиазм, с которым яростное звучание "Hole In The Sky" должно было овладеть любым, кто надеялся услышать "великий пугающий старый" Black Sabbath из первых альбомов. Но песня все же в значительной степени избегает стандартного формата куплет-припев, придерживаясь одной-двух мелодических строк на рифмованную секцию, и меняет ощущение прежде, чем все станет слишком повторяющимся.
Немного непривычно для традиционных слушателей группы, однако со временем композиционная логика раскрывается сама собой, и большая часть записи прекрасно укладывается в головах слушателей. Лирика песни образна и экзистенциальна:
"Я смотрю сквозь прореху в небе,
Я ничего не вижу глазами лжи.
Я приближаюсь к концу линии,
Я живу спокойно там, где не светит солнце.
Я живу в комнате без всякого вида.
Я живу бесплатно, потому что арендная плата никогда не
взимается.
Синонимы всего того, что я сказал –
Это просто загадки, которые строятся в моей голове.
Прореха в небе, возьми меня на небеса
Окно во времени, через него я лечу..."
Видео с официального ютуб-канала Black Sabbath
Второй трек, инструментальный "Don’t Start (Too Late)", – своеобразный вытканный гобелен из набросанных Айомми многослойных, отрывистых прогрессивных узоров, заставляющий вспомнить "Laguna Sunrise". Но на самом деле это является акустическим вступлением к песне "Symptom of the Universe". Свое собственное название эта пьеска получила из за того, что во время записи музыканты принялись играть до того момента, как инженер звукозаписи хотел начать запись и тогда он воскликнул: "Не начинайте, слишком поздно!".
Третья песня "Symptom of the Universe" была в основном написана гитаристом Тони Айомми. Ее основной рифф считается структурным и звуковым предшественником трэш-металла, на 5-6 лет предвосхитившим появление этого жанра. Согласно проведённому в 2018 году журналом "Metal Hammer" опросу среди музыкантов именно он занял первое место и получил статус "Величайшего риффа всех времен".
Тони Айомми обмолвился о "Symptom of the Universe" так: "Песня начинается с акустического бита. Затем он переходит к быстрому темпу, чтобы придать динамику, и в нем есть много изменений, включая джем в конце". Структура этого музыкального произведения вышла действительно необычная, состоящая из нескольких разных частей. Как и на других композициях альбома она отличается неожиданными акустическими перерывами и более мягкой динамикой, но в то же время песня никогда не теряет своего драйва, проходя через разные музыкальные сферы.
Она открывается быстро развивающимся гитарным звуком, выражающим агрессивный тон. Но спустя какое-то время на середине пятой минуты, после того, как Тони Айомми изверг страстные гитарные соло (он записал несколько раз одну и ту же партию гитары, а потом наложил дорожки друг на друга), мы снова погружаемся в еще одну фортепьянно-акустическую атмосферу, ярко контрастирующую с только что громыхавшими овердрайвовыми звуками. Это умиротворяет и звучит почти как Баллада, насыщенная романтическими образами, исходящими из лирики текста. Заключительный отрывок, столь непохожий на остальную часть песни, развился из джема в студии, и был создан спонтанно всего за один день.
В "Symptom of the Universe", как и на всем альбоме, необычайно выразителен Оззи Осборн, примерно в это время только начавший по-настоящему осознавать, какой же харизмой он обладает. И особенно стоит отметить неистовую работу Билла Уорда, помимо ударной установки сыгравшем на бонгах и кубинских клаве. Текст песни был написан Гизером Батлером по мотивам собственного сновидения, он представляет собой своеобразный коллаж космогонических аллюзий и научно-фантастической образности, объединённых философским взглядом на "никогда не умирающую любовь" как на "Симптом Вселенной".
Сам Батлер по этому поводу высказывался таким образом: "Название было о любви, судьбе и вере. Любовь – это симптом, который рождает жизнь. Смерть – это лекарство, но любовь никогда не умирает. Я рос очень религиозно, и все в моей жизни казалось заранее спланированным": :
"Возьми меня на протяжении веков до сверхзвуковых лет.
Наэлектризованный враг тонет в своих слезах.
Все, что я должен дать вам, – любовь, которая никогда не
умирает.
Симптом Вселенной написано в ваших глазах.
Да...
Возьми меня за руку, дитя моей любви, войди в мои слезы.
Плыви по волшебному океану, что я выплакал за все эти годы.
Когда наша любовь улетит в вечные небеса,
Симптомом Вселенной, любовью, которая никогда не умирает
Да..."
Из обзора "40 величайших треков Black Sabbath":
"Эта песня тяжелая, дикая, агрессивная, мелодичная и прекрасная. В этих шести минутах есть все, что сделало группу Black Sabbath великой. Возможно, это прекраснейший и самый грубый из риффов, придуманных Тони Айомми. Барабанная сбивка Билла Уорда феноменальна, басовая партия Гизера Батлера сыграна гениально и добавляет песне тяжести, а Оззи демонстрирует свое величайшее вокальное мастерство. Что касается текста, то он таинственный, интригующий и восхитительный. Построение песни превосходно".
Видео с ютуб-канала TothuRecords
Четвертый трек – мрачная эпическая великолепно сотканная десятиминутная пьеса "Megalomania". Она фокусируется на основной концепции альбома – напряженности и безумии. Она для меня ассоциативно связана с композицией "The Prophet’s Song" группы Queen того же 1975 года.
Все начинается как медленный, величественный, грозный кошмар, заботливо сконструированный Айомми при помощи гитар и синтезатора, примерно на полпути темп увеличивается, включается фортепиано, и далее пьеса превращается в напыщенную, немного жуткую отлично оркестрованную то ли кантату, то ли ораторию. На шестой минуте Айомми выдает блестящее, одно из лучших на тот момент соло, а затем, почти глэм-роковый рифф.
Последние три минуты песни представляют собой великолепное смешение оркестровок, гитар и голоса – абсолютная вершина мастерства группы. Заканчивается все нагнетанием жути синтезатором и паур-аккордами гитары, заключительные пассажи в верхних регистрах тонут в поэтапном отключении всех инструментов микшерским пультом. По сути, песня представляет собой некий марафон, на протяжении которого Sabbath демонстрирует все свои новообретенные умения, как в создании, так и в записи музыки.
Вокал Оззи иногда проигран задом наперед, записан в несколько слоев, усилен искусственным эхом. Оззи, кстати, здесь звучит по-настоящему безумно в своих красочных описаниях ночные кошмаров. Выражая словесные образы духовных причитаний, он все глубже и глубже погружает нас в свой личный ад, а бэк-вокалы создают полную иллюзию расщепления личности. Но все же, чем больше Оззи раскрывается перед нами, тем больше у нас создается впечатление, что он находится именно там, где и хочет быть, став жертвой собственного саморазрушения. Создать для Оззи такой чудовищный теологический кошмар Батлера побудила его наркотическая практика. Как он описывал:
"Вещь основана на редком героиновом опыте, который я испытал. Я просидел всю ночь, глядя в зеркало: я был Богом, а мое отражение – Дьяволом. Это была битва двух самых больших эго во вселенной. К сожалению, я не помню, чем все закончилось":
"Я прячусь в тени стыда,
Тихие симфонии играли в свою игру,
Мое тело отзывалось эхом на мечты моей души.
Это начало что-то, что я не мог контролировать.
Куда мне теперь бежать? Это шутка надо мной,
Никакого сочувствия, потому что это безумие, да
Почему бы тебе просто не выбраться из моей жизни, да?
Почему бы тебе просто не уйти из моей жизни сейчас?
Почему все не оставят меня одного теперь?"
"Thrill Of It All" – сложно выстроенная композиция со сменой темпа, ритмики, состоящая из нескольких частей, в которых фортепьяно и синтезатор звучат порой даже изысканее гитарного риффа. В триумфальном заключительном разделе можно полакомиться вибрато гитары Тони на фоне синтезаторных проходов.
Для записи этой песни потребовалось множество дублей. Когда окончательный вариант был, наконец, готов, один из техников делал измерительные фонограммы и записал их на мастер-запись песни. Группе пришлось ее вновь перезаписывать, а "в отместку" на диске сделали надпись: "Инженер записи и саботажник – Дэвид Харрис". Лирика опять занимает вопросы мироздания:
"Трепет от всего этого,
Наклонение направления, прогулка по повернутому и скрученному
разлому,
Вместе с детьми творения мы просеиваем футуристические
мечты,
Яростно схватившись мы шепчем с разжижающим криком.
Любые смертоносные окончательные ответы, которые
наверняка
обречены на смерть.
Ты не поможешь мне, мистер. Иисус, ты не скажешь мне, если
сможешь?
Когда вы видите этот мир, в котором мы живем, вы все еще
верите
в человека?"
Шестой трек "Supertzar" – вокально-инструментальная оратория для хора, струнной групп с резонирующими ударными. Это своеобразная мрачная призрачная пьеса, которую Уорд описывал, как "демоническое пение". На мой взгляд – это настоящий шедевр прогрессив-рока. Здесь вы услышите и синтезатор, и орган, и арфу, и камерный хор, а в звуках колокола Уорда, почудятся отголоски фильма ужасов 1973 года "The Exorcist".
Аранжировку для камерного хора сделал Уилл Мэлоун. Единственной связью с привычной рок-музыкой будет вкрадчивый гитарный рифф Айомми, звучащий как "поступь смерти". У Оззи не было партии в "Supertzar", и когда он прибыл на запись и узрел Английский камерный хор, то подумал, что перепутал студию и ушел. Позже, по его словам, то, что он услышал при записи песни, было "шумом, похожим на то, как Бог дирижирует в саундтреке к концу света". Тони Айомми со свойственной ему сдержанностью заметил, что композиция "звучала очень необычно и очень здорово".
Есть свидетельства, что у фанатов Sabbath песня "Am I Going Insane (Radio)" – вторая после "Changes" по нелюбви и отторжению. Все из-за "попсового" синтезатора, полного отсутствия гитарных риффов и мурлыкающего припева. И тот же Оззи Осборн позже заявлял, что если из альбома изъять "Am I Going Insane (Radio)" и "Supertzar", то получится просто идеальный альбом.
С другой стороны, чувствуя потенциал, именно ее запустили синглом, а позже, несмотря на отношение к песне Оззи и негативные отзывы, ее популярность обусловила ей появление в качестве единственного трека с альбома "Sabotage" на первом сборнике лучших хитов Sabbat "We Sold Our Soul for Rock 'n' Roll". Песня легковеснее остальных треков альбома, тем не менее отнюдь не дурна. Она не перегружена излишними инструментальными партиями – все профессионально, с чувством, я бы даже сказал, очень гармонично, а раскатистые барабаны Уорда оказываются предвестниками зловещих демонических пересмешников в финале.
Удивителен контраст радостного оптимизма в музыке и мрачного пессимизма в лирике. Самое удивительное, что именно Оззи ее и написал, музицируя на синтезаторе Муг, а в текст вложил свои личные мысли по поводу своего психического состояния. Как позже вспоминал Билл Уорд:
"Оззи с этим Мугом сводил нас с ума, но песня хороша. И, оглядываясь назад, можно сказать, что она была неким предвестником его сольной карьеры. Его индивидуальность проявилась в этой вещи во всей красе":
"Каждый день я сижу и удивляюсь, как в мой жизни это было,
Теперь я чувствую, что происходит под землей, теперь мою
жизнь трудно увидеть.
Так скажите мне люди, я схожу с ума? Я ненормальный?
Скажите мне люди, я схожу с ума? Я ненормальный?
Смех в конце песни, переходящий в интро последней композиции альбома принадлежал австралийскому другу Гизера Батлера: "Он был совершенно чокнутым. Мы пригласили его в студию, когда он гостил в Лондоне". А вот плач ребенка был записан на кассете, которую Майк Батчер обнаружил на пульте в "Morgan Studios". Когда он проиграл ее на уменьшенной наполовину скорости, этот детский плач ребенка приобрел жуткий оттенок, аутентично подошедший для этого места в альбоме.
Завершающая альбом песня "The Writ" (Предписание) – одна из лучших "закрывашек" классических альбомов в рок-музыке. Здесь тоже прогрессив, но стоунер-роковый, где тяжелые громоздкие фрагменты соседствуют с полуакустическими. Песня имеет сходную эстетику с "Symptom of the Universe", поскольку таким же образом отображает разнообразную музыкальную структуру. В плане музыки композиция кажется вроде не особо выдающейся, пока на пятой минуте не вступает неожиданно мелодичная акустическая гитара, поддерживаемая перкуссией. Это захватывающая кульминация, которая отражает все грани, высвеченные на протяжении этого альбома.
В песне предстал во всей красе именно тот Оззи, которого мы все знаем: достаточный диапазон, драйв, мощь и уверенность, – все предпосылки для последующей успешной сольной карьеры. И это одна из немногих песен Sabbath, где его вокальные линии, проходя через несколько настроений в течение восьми минут действа, более запоминаются, чем гитарные партии Тони Айомми.
Текст, кстати, написал сам Оззи, в нем он на протяжении восьми минут полный справедливого негодования, злобно плюясь ядом, нападает на музыкальный бизнес в целом и конкретно на мучителя Black Sabbath – менеджера Патрика Миэна, устроившего группе жуть судебных дрязг: "Ты сатана? Ты человек?". "По крайней мере, мне удалось из этого сделать песню", – позднее размышлял успокоившийся Оззи. Название "Предписание" предложил Майк Батчер после того, как адвокаты Миэна без предупреждения заявились в "Morgan Studios" и вручили музыкантам судебное предписание.
"Ты купил и продал меня своими лживыми словами.
Голоса на палубе, которые ты никогда не слышал, донеслись до
тебя.
Ты прошел через это.
Твою глупость наконец-то удалось провести с пистолетом,
Отравленный отец, отравивший сына, – это ты.
Да, это ты.
Прошу тебя, не позволяй себе стать хуже.
Гнев, который я когда-то испытывал, превратился в проклятие
для тебя.
Да, проклинаю тебя!
Все обещания, которые никогда не сбывались,
Ты получишь то, что тебе причитается, это правда.
И, это правда!
Ты Сатана, ты человек?
Ты изменился в жизни с тех пор, как начал жить.
Это началось:
Стервятники высасывают из тебя золото,
Они все еще будут сосать теперь, когда ты закончил.
(Кошки, крысы)..."
После завершения записи в Лондоне продюсер Майк Батчер вылетел в Нью-Йорк, чтобы произвести процесс сведения и мастеринга альбома. Именно здесь он и добавил в конец "The Writ" отрывок длиной в 31 секунду, который был записал с низкой громкостью без ведома группы во время одной из сессий, когда Оззи Осборн и Билл Уорд дурачились на пианино и пели песню "Blow on the Jug" группы Nitty Gritty Dirt Band. Как вспоминал, Билл: "Да, это мы с Оззи учудили. Та песня не должна была быть записана. Просто мы забыли выключить запись, ну и повеселились немного… Да уж, недосмотрели!" А в результате некоторые критики увидели в этом фрагменте "тайное послание", называя этот кусок записи "скрытым" треком.
Отдельно стоит упомянуть обложку этого самого не оцененного в полной мере альбома Black Sabbath, на протяжении многих лет вызывающую неоднозначную реакцию и стеб и считающуюся одной из худших в истории рока. Так "The FW" поставили ее в таком списке на 28 место.
Концепция перевернутого зеркала для обложки была разработана художником-графиком и по совместительству настройщиком барабанов Билла Уорда Грэмом Райтом. Группа присутствовала, как им сказали, на тестовой фотосессии, что объясняло их выбор одежды. Райт описал все это следующим образом:
"Наш план заключался в том, чтобы каждый участник группы появлялся на обложке, одетый в черное, и ему было поручено принести сценическую одежду для предварительных фотографий, но когда музыканты прибыли, дизайнеры не нашли черных костюмов, и первоначальная концепция была отменена. Дизайнеры продолжили съемку, объяснив, что они будут накладывать изображения на более поздней стадии и что это будет выглядеть великолепно, честно. Сеанс был невероятно спешным, и результат был далек от того, что первоначально предполагалось ... По иронии судьбы, дизайн обложки, призванный проиллюстрировать идею саботажа, вместо этого сам стал жертвой саботажа. К тому времени, когда группа это увидела, было уже слишком поздно что-либо менять".
Надо отметить, что по большому счету "Sabotage" оказался незаслуженно самым недоцененным альбомом Black Sabbath, хотя со стороны музыкальной прессы он поучил в целом теплый критический прием. Так авторитетный журнал "Rolling Stone" написал: "Sabotage – это не только лучшая запись Black Sabbath со времен Paranoid , но и, возможно, их лучшая за всю их историю".
Однако, аудитория группы не торопилась сметать его с прилавков. Он был сертифицирован только Silver статусом в Великобритании и Gold в США, став на тот момент первым релизом группы, который не достиг в США статуса Platinum. В чартах его позиции были соответственно №7 в "UK Albums Chart" и №28 в "Billboard 200". В довершение всех злоключений в ноябре 1975 года во время гастролей в поддержку альбома в мотоциклетной аварии Осборн порвал мышцу спины и выбыл из строя на какое-то время.
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи подобного рода: