Принято считать, что вложение в социальные проекты – дело не прибыльное: большинство современных инвесторов рассматривает траты на «социалку» не столько как бизнес, сколько как жест доброй воли, основным доходом от которого станет моральное удовлетворение. Подобная точка зрения популярна… и не верна, считает эксперт, финансовый аналитик, основатель и управляющий директор JBJ Consult Юлия Баландина-Жакье. Альтернативой благотворительной игре в одни ворота может стать импакт-инвестирование.
Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".
Мы привыкли к двум функциям денег. Традиционно существовало разделение: если мы хотели заработать деньги, мы инвестировали в коммерческие предприятия, которые преследовали исключительно финансовые цели, если мы хотели творить добро, мы предоставляли гранты и субсидии для НКО. Сейчас наступило время, когда социальные и финансовые цели бизнеса могут объединиться. Я говорю об импакт-инвестировании.
Импакт, или социально направленное инвестирование, - это деятельность, ведущая к достижению конкретных социальных целей или экологических результатов и одновременно приносящая ощутимую финансовую отдачу. Включаясь в импакт-инвестирование, мы одновременно получаем как прибыль для инвесторов, так и социальный эффект. Соответственно, с одной стороны, импакт-инвестирование отвечает определенным социальным критериям, с другой – критериям финансовым.
Критерии и подходы
Если говорить о социальных целях, то у импакт-инвестирования должен быть достижимый и измеряемый эффект, являющийся частью стратегии компании, а не просто побочным эффектом ее основной деятельности. При этом цель очень часто ставится на полное искоренение той или иной проблемы, а на смягчение ее симптомов.
Финансовые цели могут варьироваться от возврата первоначально вложенного капитала до рыночной рентабельности. Для достижения этих целей инвестор фокусируется на компаниях, которые работают на принципах самоокупаемости, используя инновационные рыночные решения социальных проблем.
Импакт-инвестиции покрывают большое количество тем и секторов. При этом социально ориентированное инвестирование не фокусируется на каком-то одном секторе, который, возможно, даст желаемый эффект. В данном случае актуален более широкий взгляд на проблему. Так, если мы говорим о доступном жилье, то инвестор может преследовать цель снижения количества бездомных людей в определенном регионе. Если мы говорим о сельском хозяйстве, возможная цель инвестора – увеличение рентабельности местных фермерских хозяйств за счет внедрения новых технологий и их обучения. Социальные цели могут быть очень различными.
Социальные цели
Для достижения целей в импакт-инвестировании используются разные подходы. Например, можно решать социальные проблемы, предоставляя продукты и услуги тем слоям населения, которые ранее не имели к ним доступа. Так, компания Finae дает малоимущим студентам Мексики кредиты на обучение, благодаря чему молодые люди имеют возможность получить университетское образование. При этом погашаются кредиты лишь после того, как окончен вуз и найдена работа по специальности.
Социальные цели могут достигаться за счет кадровой политики. Мы инвестируем в компанию Auticon. Ее цель – интеграция в наше общество людей, больных аутизмом. Auticon – коммерческая компания, она предоставляет услуги по тестированию программного обеспечения другим организациям. Однако на должностях программистов-тестировщиков здесь работают только аутисты (как известно, многие из этих людей обладают уникальными аналитическими навыками). Характерно, что Auticon не только обучает аутистов и предоставляет им работу. В компании есть специальные менторы, помогающие особым сотрудникам социализироваться, встроиться в жизнь.
Социальные цели могут достигаться за счет формы владения. Пример - Divine Chocolate, производитель высококачественного шоколада, продающегося в Великобритании. Особенность Divine Chocolate в том, что 45% ее акций принадлежат 17 000 фермерам-членам кооператива в Гане, производящего какао-бобы. Получаемые деньги частично вкладываются в социальные проекты, в постройку школ, детских садов. Одновременно члены кооператива отмечают, что от владения акциями они получают не только финансовые дивиденды, но и эмоциональный «доход»: бедные фермеры в Гане – акционеры процветающего британского предприятия.
Про-социально и про-финансово
Преследовать финансовые и социальные цели одновременно очень сложно, поэтому финансовые цели импакт-инвестирования делятся на две категории: про-социальные и про-финансовые.
В про-социальных целях на первом месте стоит социальный эффект, рентабельность в них позитивная, но она ниже рыночной. В про-финансовой категории – рыночная рентабельность и также измеримый и конкретный социальный эффект.
Благотворительные фонды в основном фокусируются на про-социальных инвестициях. Они готовы пожертвовать частью финансовой рентабельности ради достижения крупномасштабной социальной отдачи. Институциональные инвесторы, которым необходима рыночная рентабельность, фокусируются в основном на про-финансовых инвестициях. При этом очень часто социальный бизнес на ранних стадиях развития привлекает про-социальные инвестиции, позволяющие зафиксировать модель, снять какие-то риски, а когда приходит потребность в росте, расширении, в тот же бизнес могут быть привлечены институциональные инвесторы, ориентированные на получение социальной прибыли, но при этом заинтересованные в рыночной рентабельности.
Деньги и риски
Люди, которые впервые сталкиваются с импакт-инвестициями, довольно скептически относятся к идее рентабельности социальных инвестиций. Как правило, здесь возникает два ключевых вопроса: откуда возьмутся деньги и насколько велики риски.
Риски есть в любом типе инвестирования. В последний кризис традиционные инвесторы почувствовали это на себе, когда повалились и ипотечный рынок, и биржа ценных бумаг, и рынок облигаций европейских государств. При этом микрофинансирование на протяжении всех десяти последних лет стабильно приносило доход в 4% с волатильностью в 0, 56.
Я хотела бы привести два примера успешной работы описываемой мной инвестиционной модели. Первая – Willows Investments. Фонд вкладывает средства в 12 компаний, причем в его фокусе и про-финансовые, и про-социальные инвестиции. По целям инвестирование ведется в четырех секторах: доступ к финансированию, образование, здравоохранение и социальные лифты. Ставка рентабельности по про-финансовым инвестициям у Willow Investments - более 20%, по про-социальным - 5,7%. По про-социальным целям инвестирование ведется в основном в кредиты и через фонды.
Другой пример – SIFEM (Swiss Investment Fund for Emerging Markets), швейцарское агентство по развитию, инвестирующее более чем в 70 компаний. Вложения компании преследуют как финансовые, так и социальные цели, но, с учетом того, что это агентство по развитию, социальные цели тут более широкие: развитие малых и средних предприятий развивающихся стран. За последние 12 лет работы агентства про-финансовые показатели составили 25%, про-социальные – 6%.
Наше завтра
Конечно, «вилка» между про-финансовыми и про-социальными показателями в импакт-инвестировании может быть достаточно большой, но важно главное: такой подход делает возможным получение позитивной рентабельности в случае работы с социальными проблемами. Я хотела бы закончить цитатой королевы Максимы из Нидерландов: «То, во что мы инвестируем сегодня, определит, каким наш мир будет завтра». Импакт-инвестирование – это молодое, но набирающее силу и мощность направление. Я надеюсь, что Россия будет в нем участвовать.
Российский опыт
Постепенно импакт-инвестирование начинает приживаться и в России. Новосибирский электродный завод, расположенный в поселке Линево, выделяет кредиты социальным предпринимателям, открывающим свое дело на территории поселка.
«В России социальное инвестирование – явление довольно новое. Именно поэтому организациям, которые хотели бы развивать это направление в нашей стране, важно иметь общую базу понятий и наиболее эффективных инструментов, позволяющих избежать материальных и временных потерь и обеспечивающих максимальный социальный эффект, - говорит Наталия Зверева, директор Фонда «Наше будущее», выдающего беспроцентные долгосрочные кредиты на развитие социальных предприятий. – За 6 лет работы Фонда мы приобрели серьезный опыт выбора, оценки и поддержки социальных предприятий и можем дать экспертную оценку, какие проекты могут быть тиражированы как наиболее перспективные".
Записала Мария Кригер, "Частный корреспондент".