Найти в Дзене
Кино-кино

"Можно смотреть бесконечно": пять любимых фильмов от Хакамады

Оглавление

Недавно Ирина Хакамада представила на своем youtube-канале пятерку фильмов, которые “можно пересматривать бесконечно”. Как она говорит, сделано это по многочисленным просьбам подписчиков. Ирина Муцуовна в своих выступлениях действительно иногда рекомендует фильмы и сериалы, считает себя киноманом и даже пробовала силы в киноиндустрии: “Я хожу на премьеры, очень люблю смотреть кино, это мое вдохновение, отдохновение, все на свете!”, - признается она. Перечисленные ниже фильмы и сериал можно с удовольствием пересматривать бесконечно, рекомендует Хакамада - и объясняет, что именно ищет и находит в фильмах. 

Скриншот ролика с youtube-канала Ирины Хакамады. Серо-бело-черно-красная гамма в интерьере мне очень нравится. А вам?
Скриншот ролика с youtube-канала Ирины Хакамады. Серо-бело-черно-красная гамма в интерьере мне очень нравится. А вам?

“Любовное настроение”

2000 год, Гонконг, режиссер Вонг Кар-Вай

Кадр из фильма "Любовное настроение"
Кадр из фильма "Любовное настроение"

60-е годы. Муж изменяет жене с женой соседа, обманутые супруги хотят отомстить... Из этого можно было бы сделать дешевую комедию, но художник-режиссер возвел житейскую историю до безупречного произведения искусства. Сложно в интернете найти отрицательную рецензию к нему как от критиков, так и от любителей: у меня, например, это так и не получилось. Вот что о нем говорит Ирина Хакамада:

“Мужчина и женщина до поры до времени не знают об изменах, но каждый находится в печальном одиночестве. В какой-то момент они обращают друг на друга внимание, и весь фильм под великолепную музыку рассказывают, как они медленно-медленно начинают сближаться. Но ни до какого голливудского, российского, итальянского, французского финала с постельными сценами, с любовью, с трагедиями, сюжетными завязками-развязками не доходит. Настроение ничем не заканчивается, и для меня в этом есть большая философская мысль: когда все происходит - уже на следующий день это не интересно. Само ожидание, сама предтеча любви - как большая тоска и печаль, которая одновременно приносит тебе ощущение и легкую надежду на что-то прекрасное впереди, без определенного плана, а просто надежду как текущее состояние. Смотря этот фильм, я ни о чем не думаю, я просто ухожу в это течение и могу смотреть его бесконечно.

“Разрабы” (“Программисты”)

2020 год, мини-сериал, Великобритания, США, режиссер Алекс Гарленд

Кадр из сериала "Разрабы" ("Программисты")
Кадр из сериала "Разрабы" ("Программисты")

Пытаясь найти виновных в смерти любимого человека, компьютерный инженер Лили докапывается до секретного отдела, в котором разработчики занимаются невероятным проектом. Руководителя подразделения играет Ник Офферман (тот самый, что в наших любимых мемах “Я человек простой...”). Детективная история, новейшие технологии, футуристика - подходящие компоненты для того, чтобы прекрасно провести время перед экраном. А что увидела в сериале Хакамада? 

"Меня всегда интересовало понятие свободы воли, и я в этом копалась серьезно, часть этих идей прорабатывала стихийно на себе - есть у меня свобода воли или нет? Это понятие противоречивое. Свободы воли не существует, человек - существо социальное и в конечном счете зависит от воли других. Но при этом есть преобладающая внутренняя индивидуальная свобода, которая может изменить мир вокруг. Этот фильм в стиле фэнтези, с великолепными съемками, великолепной работой оператора показывает очень сложное формирование человеческой личности, проходящей через огромные вызовы. Все герои - очень талантливые люди, и то, к какому абсурду они при этом приходят, связано с попыткой изменить Вселенную в целом. Дико интересное кино и по темпу подходит мне как созерцателю и философу”. 

“Под покровом небес”

1990 год, Италия, Великобритания, режиссер Бернардо Бертолуччи

Кадр из фильма "Под покровом небес"
Кадр из фильма "Под покровом небес"

Фильм с Джоном Малковичем и Деброй Уингер по роману Пола Боулза (он, кстати, появляется в фильме в камео). Фильм о путешествии семейной пары американцев по Африке, полном опасностей и переживаний. Как говорится, мир уже не будет прежним. Ирина Хакамада считает, что этот фильм, снятый 30 лет назад, очень актуален в наше время:

“Под покровом небес” - трагедия людей, живущих на сломе веков. Молодые люди, достаточно богатые, успешные, женатые, парами и т.д. начали скучать вместе с уходящим веком. Они принимают новый век, но тот еще только разгоняется. Искусство, экономика, политика - все находится в транзитном, постоянно ускоряющемся темпе, но пока это декаданс. Декаданс, который охватывает весь мир, включая нашу пару героев. Они решили себя встряхнуть, взбодрить, поехали в экзотические страны, которые сейчас можно посещать без проблем, но в начале 20 века это было непросто. Герои попадают в очень сложную ситуацию, главная героиня попадает в итоге к туарегам и становится рабыней молодого мусульманского мужчины. Если вы оказались в совершенно другом мире - перестаньте его надевать на свои ценности. Вы должны его уважать, принимать таким, какой он есть, а не таким, каким вам хочется. Когда вы со своим уставом лезете в этот монастырь, последствия могут быть ужасными. Мы живем тоже в начале этого века, и как мы уже могли заметить - он буйный, турбулентный, но есть в нем какой-то декаданс. Мы чувствуем, что цивилизация начинает тихо загибаться, что IT-технологии - они крутые, но нету какой-то бодрости духа и у всего мира, и у простых людей, и у элит. И коронавирус, и все остальное пока не несет нам оптимистического будущего. Начало века - всегда транзитное и мы не знаем ничего о будущем. Поэтому пересмотр этого фильма у меня вызывает большой ассоциативный ряд”. 

“Афера Томаса Крауна”

1999 год, США, режиссер Джон МакТирнан

Кадр из фильма "Афера Томаса Крауна"
Кадр из фильма "Афера Томаса Крауна"

Римейк известного фильма 1968 года, снятый постановщиком “Крепкого орешка”, “Хищника”, “Последнего киногероя”, “Знахаря”, “Тринадцатого воина”. Специалист страховой компании расследует кражу из музея известнейшей картины и выходит на след преуспевающего миллиардера. Зачем ему это было нужно и что делать с возникшей к нему симпатией? Рене Руссо и Пирс Броснан чудесно разыгрывают эту криминальную мелодраму.

“Во-первых, это развлекуха, во-вторых, очень красивая, в-третьих, там играют прекрасные актеры, в-четвертых, это психологическая детективная игра двух влюбленных людей. Это даже не покер, не преферанс, не блеф, это буйная фантазия, когда люди играют в игры, чтобы удовлетворить свое интеллектуальное эго. В конечном счете побеждает чувство. Кино дает кучу позитивной энергии, потому что это развлекуха - но развлекуха, дергающая вас за сердце и дающее некую фантазию - как бы я поиграл в этой жизни? Я люблю игроков, люблю играть сама, люблю играть интеллектуально - не в казино, когда непонятно куда идут деньги, а в жизненные игры. Здесь в четкой кинематографической форме в виде некоего детективного сюжета показано, в какие игры умеют играть интересные взрослые люди. В фильме нет молодых моделей, а есть красавица - зрелая женщина, - миллиардер тоже взрослый мужик, и при этом они в прекрасной форме, что дает оптимизм на будущее!”. 

“Ностальгия”

1983 год, Россия, Италия, режиссер Андрей Тарковский

Кадр из фильма "Ностальгия"
Кадр из фильма "Ностальгия"

История про советского писателя, приехавшего в Италию на поиски свидетельств о жизни там русского музыканта из другой эпохи и застрявшего в невозможности вернуться на родину и принять чуждый для себя мир. Известно, что над исполнителем главной роли, Олегом Янковским, режиссер поставил безжалостный эксперимент: оставил без предупреждения одного в Италии на несколько дней. Тем самым он добился у актера состояния пронзительного одиночества, когда вокруг нет ничего родного. В отличие от “Любовного настроения”, на Кинопоиске у этой картины рецензии полярны - но также высока средняя оценка. Фильм сложен, как и все у Тарковского, а характерная для него “медлительность” в наше время рассредоточения внимания, клипового мышления и нелюбви к лонгридам действительно многих раздражает. Даже мотивы и проблемы главного героя нам сегодня не очень близки и понятны. 

“Сегодня перед многими стоит вопрос: уехать - не уехать, можно жить в эмиграции или нельзя, - говорит Ирина Хакамада. - Есть интернет, все говорят на всех языках, и кажется, что родины у тебя нет, что ты человек мира. Слово “ностальгия”- из прошлых поколений, молодежью оно забыто. В фильме показано, насколько это сложное чувство. Как все у Тарковского, все в фильме очень красиво: прекрасная актриса, старая итальянская вилла, Янковский там играет на грани фола. Тарковский этот фильм создал, когда его “выпустили” за границу, а жену не “выпустили”. У него было очень депрессивное состояние, а когда художник в печали, он создает самые великие произведения. Хотя все его произведения прекрасны: “Сталкер”, “Солярис”, “Зеркало” - его я смотрела раза четыре, но сегодня он не так актуален, хотя он дико красивый, и Терехова там великолепная. Тарковский - на все времена. Сегодня только Сокуров в нашем кино - достойный продолжатель этой традиции, когда это нечто схожее с Феллини: фактически не сюжетное кино, а поток сознания очень глубокого содержания в виде знаков, символов. Там никто ничего не объясняет - но это не артхаусное кино, понятное лишь самому режиссеру. Это большое высказывание языком образов. Там очень мало разговоров и очень много чувствования”. 

Вот фильмы, который, по мнению Ирины Хакамады, подталкивают зрителя к тому, чтобы стать созерцателем, наблюдателем самого себя. “Когда я смотрю фильмы, во мне работает Наблюдатель, я смотрю за полетом фантазии художников. Одновременно во мне работает Философ, я начинаю обобщать, пытаться эмоциональные переживания героев переложить на себя и почувствовать себя в этой ситуации. Если похожи, то я ухожу в этот мир, мир великолепной иллюзии кинематографа. Ваша жизнь и все, что происходит внутри вас, становится для вас некой режиссурой второго “я”, фильмом, который существует внутри и создает ваше глубоко запрятанное эго. Вы раздваиваетесь, наблюдаете за собой, открываете там новые смыслы, новые знания”.

Спасибо за внимание! Поставьте лайк, если вам понравилось.

Забавно, мило, близко к тексту: как в России в 90-х экранизировали "Заповедник гоблинов"

Сериал "Годы", рекомендованный Хакамадой: правда, которая может случиться

ЧЕТЫРЕ классных фильма с Трибунцевым за ОДИН час

Сериалы, которые нравятся Хакамаде

Где брать время на увлечение? Делюсь киноманским опытом