Найти в Дзене
Я посадил дерево

Зачем уроки риторики в школе

Музыка

Труды

ОБЖ

Физкультура

Рисование

Благородный оратор. Фото - kpi.ua
Благородный оратор. Фото - kpi.ua

Пятый класс после третьего - как самостоятельная жизнь после прощания с отчим домом. В начальной школе все уроки, кроме физкультуры, проходят в одном и том же кабинете. В пятом классе ты уже совсем взрослый и в сентябре растерянно бродишь по этажам в поисках нужной двери.

Математика - в 304 кабинете. Английский - в 256-м. Риторика - в...

Стоп. Риторика?

Такой предмет действительно ввели в программу для десятилетних детей - и в конце 90-х большеглазые вундеркинды с головой окунулись в ораторское мастерство.

Образовательные цели изначально преследовались благородные: научить пятиклассников грамотно выражать свои мысли и убеждать оппонента словами, подкрепленными интонацией и мимикой.

- Как много войн, дети, удалось избежать только потому, что дипломаты изучали риторику, умели говорить красноречиво и убеждать других, - попыталась заинтересовать нас на первом занятии учительница.

И затем на наши головы посыпались многочисленные исторические факты. Мы изучали речи ораторов и их биографии, гадая, как может это пригодиться в жизни.

Я часто представлял, как мама дает денег и просит сходить за хлебом, а я в ответ козыряю Демосфеном:

- Что же касается источника, откуда взять деньги, то есть у вас, граждане афинские, деньги, есть столько, сколько нет ни у кого на свете, и они могут быть употреблены на военные нужды; только вы берете их так себе, как вздумается.

Или решили меня дома наказать - а я вспомнил Аристотеля:

- Страсти – все то, под влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем сопряжено чувство удовольствия и неудовольствия.

Аристотель знал толк в страстях. Фото - hashtap.com.
Аристотель знал толк в страстях. Фото - hashtap.com.

История на уроках риторики сменилась русским языком. Мы изучали смысловые различия похожих по форме слов: отчество и отечество, абонент и абонемент, адресат и адресант. На этих занятиях женщина-педагог расцветала, ведь родной язык был ее профильным предметом. Ораторская проза, литературное мастерство и прочие тонкости связной речи шли для нее неподъемным факультативом.

Вот и получалось, что на риторике мы не выступали публично перед классом, не пытались опровергнуть аргументы соседа, а разукрашивали героев в учебнике, зубрили речи ораторов и, кажется, сдавали зачет по скороговоркам. Это был единственный легальный способ улучшить на этих уроках дикцию. Какая там техника речи! Какое там искусство убеждения!

- Правильно вам не позволяли высказываться на темы, которые вы еще не понимали. - возразят читатели. - Школы и без того наплодили вредных болтунов!

И может, окажутся правы.

Но вот только в старших классах, когда я приобрел определенный багаж знаний и собственную позицию по ряду вопросов, риторике меня уже никто не учил.

17.06.2020 F