Восточные страны, и особенно Османская империя, всегда ассоциировались сall inclusiveбогатством и роскошью. Все путешественники прошлого всегда особо отмечали этот факт.
Дворцовые мастера
При султанском дворце существовала Ассоциация дворцовых ремесленников, именуемая «Ehl-i Hiref-i Hassa» (дословно «Владеющие ремеслом»). Впервые упоминается в официальных источниках с начала 16 века.
Сообщество являло собой элиту османских мастеров – резчиков по слоновой кости, перламутру и дереву, ювелиров, каллиграфов, портных, ткачей, ковроделов, кожевников, оружейников, вышивальщиков, художников всех профилей, а также тех, кто работал с фарфором и миниатюрой.
Все они производили предметы роскоши и находились под особым покровительством султана. Мастера работали не только для нужд султана: выполнив первостепенный заказ, они могли работать налево - продавать свою продукцию другим клиентам.
Ремесленники несли на своих сутулых плечах ответственность прославлять богатство и могущество правителя и поддерживать престиж государства в целом. И они с этим справлялись, как Брюс Ли с врагами.
Было два способа формирования Эхл-и хиреф:
- Сюргюн – пленённые мастера-иностранцы.
Ювелирное дело
Среди всех мастеров особняком стояли ювелиры. Невероятной красоты и изящества украшения султанов и его окружения – дело их рук, терпения и совести.
Ювелирное дело всегда было любимым видом искусства среди султанов, так что даже некоторые из них (Сулейман Великолепный и Султан Селим) обучались этому в Трабзоне.
По исламу использование драгоценных камней не запрещено, но непомерное использование драгоценностей возбраняется. К примеру, вместо золотой посуды и столовых приборов во дворце султана в обращении были столовые предметы из серебра и томпака - разновидность латуни, сплав меди (80%) с содержанием цинка (20%), имеющий золотистый цвет.
Но для ювелирных изделий золота не жалели, относились к нему с большим почтением.
Тонкости ювелирной профессии
Среди дворцовых ювелиров были русские, армяне, грузины, черкесы, албанцы. Помимо украшений для султана и его окружения ювелиры изготавливали украшения, которые после отправляли правителям разные страны в качестве щедрых подарков. Многие из османских украшений сейчас находятся в коллекциях известных мировых музеев.
Украшение часто говорило о социальном статусе человека. И даже существовал закон, согласно которому придворные, религиозные мужи, ученые и люди некоторых профессий должны были носить одежду определенного стиля и соответствующую атрибутику.
Мастерам были доступны лучшие камни – жемчуг, изумруд, сапфиры, алмазы, бирюза, яшма, рубины.
Поэтому ювелиры отрывались по полной программе, создавая украшения всех цветов и оттенков.
Популярные украшения
Существовало великое множество дворцовых ювелирных изделий. Наиболее популярными из них были:
- «Соргуч» (от слова Sarağuç/сарауч, «повязанный на голове»). Изготовленная из золота, драгоценных камней и перьев подвеска крепилась спереди на тюрбан султана /визиря (позже на феску), и являлась символом величия и превосходства.
- «Челенк»/Çelenk («венок») - вариант соргуча, изготавливался из серебра и драгоценных камней, и выдавался в качестве награды за храбрость.
К примеру, прославленный адмирал Фёдор Ушаков является кавалером этой награды. Челенк вручил ему лично Султан Селим в честь разгрома французского флота на Корфу в 1799 году и взятие крепости.
Это тем удивительнее, потому что наш адмирал нещадно гонял турецкую флотилию по всем морям ))
Аналогичный челенк, к слову, получил также небезызвестный адмирал Нельсон.
- «Герданлык»/ Gerdanlık — ожерелье-нагрудник, состоящее из драгоценных камней или золотых монет. Закрывал на груди платья вырез и украшал грудь женщины.
- «Зюлюфлюк»/ Zülüflük — украшение для женских локонов.
- «Зихгир»/ Zihgir — специальный перстень лучника, который изготавливался по индивидуальным меркам для каждого стрелка. Лучники обычно с перстнем не расставались, поэтому со временем этот атрибут стал символом воина. А еще позже зихгир стал символом престижа в османском обществе.
- «Сач токасы»/ Saç tokası – гребни для фиксации волос.
- Кюпе/ Küpe - женские серьги.
- Юзюк/ Yüzük - кольца.
- Кемер тока (пояс)
Широко изготавливались также ручные и ножные браслеты, печатки, цепочки, цепи для мечей и многое другое. Вернее, всё остальное.
Изделия часто представляли собой микс разных ювелирных техник типа филиграни, чернения, эмалирования, матирования, инкрустации. Самыми популярными были растительные мотивы, а также символика полумесяца со звездой. Словом, ювелирное дело в Османской империи было звездатым!
Золотых дел мастеров можно назвать нашими с вами коллегами, потому что создание ювелирных шедевров требует медитации, так что к концу рабочей карьеры их дзен был длинный, как срок правления того самого Сулеймана (46 лет!)
Подписывайтесь на канал Рыжие расСказки, чтобы не пропустить новую порцию образовательно-развлекательного позитива!
Читайте также:
"Зубные деньги" в Османской империи: плата гостям, чьи зубы устали после еды.
Настоящий Джек Воробей был подданым Османской империи, богачом и имел 2 жён!
Почему в Османской империи турки отдавали сыновей в семьи христиан и платили за это деньги?