Почему Томасу Шелби так подходит рок? Как это связано с тем, что он классический антигерой? И как в сериале появилась песня Дэвида Боуи?
18+
Сериал «Острые козырьки» оказался так популярен на протяжении всех сезонов, что вышел за пределы телеэкрана: например, вернул моду на стрижки андеркат и костюмы-тройки, а любители эстетики 1920-х ежегодно устраивают «Настоящий фестиваль Острых козырьков».
Но почему, несмотря на то, что во всех аспектах шоураннеры верны эпохе, в плане музыки сериал взял резкий крен в сторону блюз-рока, нехарактерного для Европы, которая едва оправилась от Первой мировой?
Почему Том Шелби строит преступную империю не под рёв джаза и регтайма, а под тяжелые риффы?
Давайте разбираться.
***
Кажется, что песни и герои сериала разделены семьюдесятью годами, но это не совсем так. Рок наследует полевым песням и духовным песням афроамериканцев — блюзу, госпелу и джазу. Рок изначально — гимн угнетенных, но сильных духом.
Уже в 20-х годах прошлого века исполнители, заложившие основы рок-н-ролла, такие как Бесси Смит, Трикси Смит и Блайнд Лемон Джефферсон, вовсю штамповали пластинки. Выходит, что на самом деле авторы «Острых козырьков» недалеко ушли от исторической достоверности: Томас Шелби вполне мог потягивать виски под рок-н-ролл — ну или точнее его предтечи.
Антигерои и рок
Еще одна причина, по которой авторы «Острых козырьков» решились на эксперименты со звуком, — концептуальная.
На эту тему даже опубликованы научные работы. Так, в прошлом году исследователь из Борнмутского университета Джордж Кейтон-Култ поделился результатами своего исследования о взаимосвязи саундтрека к сериалу «Острые козырьки» и образу антигероя. Озаглавил он его бесхитростно: «Теоретизация взаимосвязи между саундтреком и вовлечением в образ антигероя в “Острых козырьках”».
По мнению молодого киноведа, Томас Шелби — шаблонный антигерой: мы бы не одобрили его деяний, столкнувшись с ними в реальности. Но экран сглаживает даже запредельную жестокость, зритель сопереживает герою Киллиана Мёрфи, безжалостному убийце и прощелыге. Томас не становится злодеем в наших глазах еще и из-за сравнительно благородной цели — заботы о своей семье, клане Шелби. Это частое оправдание для антигероев: вспомните тот же «Сопрано» или «Во все тяжкие».
Томасу как антигерою нужен соответствующий саундтрек. На примере пятой серии первого сезона Кейтон-Коул объясняет, что композиция Ника Кейва «Bring It On» отлично подходит, чтобы передать триумф Томаса Шелби — как с точки зрения текста и музыки, так и в плане тематики.
Заметные музыканты в «Острых козырьках»
Дэвид Боуи
Последний прижизненный сингл британской рок-легенды, «Lazarus», играет в пятом эпизоде третьего сезона. По словам Киллиана Мерфи, Дэвид Боуи был фанатом «Острых козырьков» и настаивал, чтобы его музыку включили в сериал. Продюсеры не только исполнили желание музыканта, но и отправили ему кепку-восьмиклинку Томаса Шелби.
The White Stripes
Блюз-роковый дуэт с другого берега Атлантики задал тон первому сезону сериала: злые и резкие гитарные риффы отлично передали характер Томаса Шелби. Кстати, лидер коллектива, Джек Уайт приложил руку к созданию аж трех песен из десятки лучших в сериале по мнению авторов журнала NME. Помимо The White Stripes, в рейтинг вошли композиция группы The Racounters «Broken Boy Soldier» и надрывная «Love Is Blindness» в сольном исполнении Уайта.
Nick Cave and The Bad Seeds
Еще один системообразующий коллектив для «Острых козырьков» — уже из Австралии. Именно он подарил сериалу заглавную песню «The Red Right Hand» — зловещий гимн Томаса Шелби, отсылающий к карающей деснице господней. Помимо этого вокал Ника Кейва звучит в саундтреке 14 раз на протяжении четырех сезонов — сольно, в дуэте с Уорреном Эллисом или совместно c The Bad Seeds.
Влияние (на) конкурентов
Авторы «Острых козырьков» — не первые, кто додумался совместить современный звук и события столетней давности. Во вступительных титрах «Подпольной империи» — криминальной драмы из 20-х про американских самогонщиков, — Стив Бушеми щурится в горизонт под «Straight Up And Down» в исполнении гаражных рокеров The Brian Jonestown Massacre.
В «Империи», правда, не решились на игры с постмодернизмом: в самом сериале играет музыка «ревущих 20-х», уже упомянутые джаз и регтайм, пускай и в исполнении современных артистов, а гаражный рок остался только на титрах.
На этом фоне англичан отличает то, что они одними из первых осмелились полностью переложить события прошлых лет на музыку нашего времени. В 2014 году блюз-роковый мотив подхватил «Настоящий детектив», но в случае с американским Югом иначе и быть не могло, — ведь блюз как таковой там и зародился.
Могло ли быть иначе?
Получается, что рок как музыкальное сопровождение «Острых козырьков» — это попадание в яблочко сразу по нескольким параметрам.
Несмотря на то, что многие песни для саундтрека написаны спустя 60 и больше лет после событий сериала, рок как жанр зарождался именно в то время.
Идейно рок несмотря на неистовую популярность остается в нашем подсознании музыкой угнетенных и, как выразились бы в СССР, деклассированных элементов, — это подчеркивает бекомпромисность банды «острых козырьков».
И, наконец, концептуально: все антигерои отлично чувствуют себя в сопровождении гитарных риффов. Всё еще не верите? Пересмотрите вступления к упомянутым «Сопрано», «Во все тяжкие», «Подпольной империи» или «Настоящему детективу». Да, персонажи Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона тоже в какой-то мере антигерои.
В «Острых козырьках» мог бы звучать рэп, тоже продукт черной культуры, замешанный на антигероях. Но хип-хоп — сравнительно молодой жанр, пока зажатый в расовые и тематические рамки. С другой стороны, можно было бы прислушаться к недовольным пользователям Reddit, которые считают, что рок рушит историчность, и его стоило бы заменить классической музыкой. Но это были бы уже совсем другие «Острые козырьки».
Рок давно стал музыкой вне времени и контекста, — как и история Томаса Шелби. Драмы из «Острых козырьков» могли произойти когда угодно: в каждом поколении и в любой стране есть свои амбициозные плохиши.
Следите за путем клана Шелби под песни Ника Кейва, Дэвида Боуи, The White Stripes и других рокеров в Okko.
Автор текста: Егор Нашилов