Написать на эту тему меня вдохновил Юрий Тубольцев, который к самой первой публикации в блоге написал комментарий, да такой комментарий, что я просто не могу его не процитировать здесь, поскольку он поднял одну из центральный и древних тем, относительно противопоставления философии к теологии и теологии к философии.
Итак, в своём комментарии Юрий Тубольцев, в частности, написал:
Андрей, большое спасибо за твоё подвижничество! Твой подвиг просвещения людей нужен и важен. Я подписался на твой курс с целью восполнить дыры в своем образовании, чтобы стать полноценным гражданином России, для чего необходимо знать основы русской культуры. Когда люди сдают экзамены на гражданство они учат и "культурологическую часть". Чтобы быть патриотом и гражданином своей страны, обязательно надо знать свою, родную культуру. Чтобы ориентироваться в жизни и иметь моральные опоры, нужно понимать тут среду, в которой живешь. Чтобы интегрироваться, адаптироваться и социализироваться, нужно понимать гуманитарную информацию и быть носителем своей культуры. Я бы хотел быть культурологом. Я бы хотел не только знать, но и изучать культуру. Это первый этап, первая ступень моей учебы. Путь в 1000 миль начинается с первого шага и очень важно сделать правильный шаг. Я думаю, таким решающим шагом и является данный курс!
Да, Юрий говорит о «культуре», но, в сущности, он говорит о культуре с философской точки зрения, то есть о философии культуры. И это то, чего нет и не может быть ни на каком богословском курсе, поскольку между богословием и культурой стоит непроходимая и непреодолимая пропасть. Юрий просто об этом не знает.
Сначала о культуре
Культура – это возделывание, воспитание и развитие чего-то. Культура исходит только от человека и существует для человека. Культура человечна и в ней нет того мистического начала, нет таинственного и не постижимого, чем богато богословие.
Это не значит, что всё, что связано с культурой вредно, отнюдь, культура может быть и должна быть полезной, особенно, если это культура честная и опирающаяся на моральные основы христианства. Как вы понимаете, такой культуры почти нет, или, практически, нет. Так называемые «культурные люди» считают гордость – основой своего существования, а свободу творчества – полигоном активных действий.
Именно поэтому деятели культуры так часто уходят из жизни очень рано, трагично, внезапно, а нередко – скандально. Потому что человеку, который мыслит себя вне Бога и церкви, трудно сохранить своё лицо в минуту опасности. Так что всё не так уж и просто с культурой-то… Это опасная среда, где погибло много хороших и талантливых людей.
В каждом из нас есть философ
Постижение истины исключительно с помощью рационального подхода породило много химер, которые привели в 20 веке к ужасающим войнам и невиданному доселе проявлению насилия и бесчеловечности, которая корнями своими уходит к таким мудрецам как Ницше, например, который закончил свою жизнь весьма трагично. Однако, почему-то это никого не пугает и все с большой радостью бросаются в цепкие лапы его мировоззрения, насквозь пропитанного ненавистью к человечеству, презрением к самым лучшим людям Земли и провозглашением своего мнения выше всего, он, как и всякий философ, бросает вызов Богу, полемизирует со всеми сразу, используя один только разум.
Философия, как и всякая наука вообще (кроме богословия), ставит человеческий разум над этим миром, утверждая, что человек с помощью разумных поисков, логических построений может ответить на все вопросы и всё постигнуть и понять. И даже сейчас ещё есть такие учёные, которые верят в то, что они могут отвечать на любой вопрос с помощью своего разума.
Сколько философов, столько и философских систем, столько и истин… А что это значит? Разве может быть прав очередной философ, опровергающий предыдущих его коллег и представляющий новую философскую систему? К чему это всё может привести. К тому, что происходит сегодня со всеми нами.
Богословие – защита нашего века
Да-да! Именно защита. Поскольку только эта наука обладает главной действующей силой, которой лишена научная мысль! Какая эта сила? Молитва.
Только богословие, являясь, с одной стороны, наукой, с другой, – связано с таинствами церкви и защищено молитвенным опытом каждого верующего человека. К сожалению, философия не имеет такой привилегии, она беззащитна и слаба, да и всякая наука, опирающаяся только на мысль, никогда не сможет вести справедливую полемику с богословием, так как равенства нет и не может быть –
...богословие всегда на шаг впереди, поскольку:
- Только богословие всегда говорит о конце мира.
- Богословие изучает уже существующую истину, а не пытается её найти и доказать.
- Изучение богословия отрезвляет человека, показывает ему реальную картину мира и Христа, который спасает от вечной смерти и ада.
- Богословие учит самодисциплине, терпению и – главное – исходит от веры и приводит к вере в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого – в Троицу.
- Это начало всякого действительно хорошего дела, его твёрдое основание.
Вот и подумайте сами теперь о том, как сильно отличаются друг от друга «философия» и «богословие». Причём, это не просто какие-то интересы, это – момент истины: если ты философ, то ты обречён попасть в ад и служишь ты дьяволу, а если становишься на путь постижения Закона Божия, то появляется слабая надежда, что, может быть, тебя после физической смерти будет ждать иной светлый мир, дорогая, ведущая в Царствие Небесное.
В комментариях ты можешь оставить своё мнение по этому вопросу, только у меня просьба: пиши уважительно и не поддавайся эмоциям. Хорошо?
И, кстати говоря, если вам интересно читать статьи о богословии и изучать богословские дисциплины, Закон Божий, читать святых отцов церкви, то не забудьте подписаться на блог.
Автор: Андрей Кабилов