Найти в Дзене

Исследование рынка целлюлозно-бумажной продукции: предприятия ждут ухудшения в третьем квартале 2020 года

Оглавление

По данным опроса российских производителей ЦБП, проведенного в мае 2020 года, экономический кризис пока влияния на рынок практически не оказывает. Ограничения, связанные с распространением коронавируса, на предприятия отрасли не распространяются, т. к. они участвуют в производстве товаров первой необходимости. Ослабление рубля им также скорее на руку и увеличивает их конкурентоспособность на внешних рынках. Однако некоторые участники рынка ожидают ухудшения ситуации во втором и особенно в третьем квартале из-за снижения спроса на их продукцию. По оценке аналитиков, в 2020 году рынок в целом может потерять не более 5% своего объема, при этом некоторые его сегменты, например рынок целлюлозы, возможно, даже останутся в плюсе.

Как производители ЦБП проходили предыдущие кризисы

Российский рынок целлюлозно-бумажной продукции имеет значительную экспортную составляющую, поэтому падение внутреннего спроса производители могут скомпенсировать увеличением поставок за рубеж, тем более что спрос на ЦБП в мире стабилен, а потребности в упаковке растут на 12–15% в год. Возможность такого маневра позволила крупнейшим отечественным компаниям пройти предыдущие кризисные периоды относительно спокойно:

  • В 2008-2009 гг. дополнительную поддержку рынку оказало государственное регулирование: были повышены пошлины на вывоз круглого леса, из-за чего иностранные предприятия стали более активно закупать российскую целлюлозу. Например, группа «Илим» в этот период существенно нарастила экспорт в Китай и значительно увеличила свою выручку.
  • В 2015 г. все 5 крупнейших российских производителей увеличили выручку в среднем на 40%. Такому росту в том числе способствовало увеличение привлекательности отечественной продукции на мировых рынках из-за снизившейся цены в валюте.
-2

Текущая ситуация в отрасли и ожидания участников рынка

Участники опроса снижения объемов производства не отмечают и продолжают реализовать проекты по расширению своих мощностей. Ограничения, введенные в большинстве регионов страны в связи с распространением вируса COVID-19, их не коснулись, т. к. производители бумажной упаковки, производители бумаги и картона, производители целлюлозы, заготовители и перевозчики макулатуры встроены в единую цепочку изготовления товаров первой необходимости:

  • представители Segezha Group отмечают, что 2019 год был для компании довольно тяжелым, а в 2020 г. началось восстановление. В первом квартале объем выпуска бумаги увеличился на 3,4%. Влияние коронавируса было незначительным, в основном оно было связано с логистикой — из-за введенных в ряде стран карантинных мер увеличилось время ожидания при прохождении таможенного контроля;
  • в Группе «Илим» ожидают ухудшения показателей во втором и третьем квартале текущего года из-за снижения цен и сокращения спроса в связи с пандемией. Однако представители Группы считают возможным восстановление цен на целлюлозу к концу текущего года;
  • Сясьский ЦБК продолжает работу в штатном режиме, снижения объемов производства или выручки на данный момент нет.
-3

Анализируя структуру рынка, участники опроса отметили, что в сегменте упаковки спрос пока стабилен, за исключением некоторых ее видов (строительные мешки, упаковка для автомобильной промышленности). По-прежнему активно выкупается бумага тиссью. Спрос на другие виды бумаги — писчую, газетную, специальную — продолжает снижаться. Необходимо отметить, что Россия — крупнейший экспортер газетной бумаги. Доля РФ в мировом экспорте составляет 15,3%, причем почти половина его идет в Индию и Китай.

Прогноз развития рынка на 2020–2022 гг.

подробнее на MegaResearch.ru