Сегодня можно только позавидовать свободе, предоставленной советским самодельщикам 1960-1980х годов.
Комиссии ДОАМ (Добросольное общество автомотолюбителей) одобряли революционные, особенно для советского автопрома, конструкции. Самодельщику, надо было представлять документы на законную покупку агрегатов и материалов, которые, должны быть «сэкономленными» на производстве.
Но получить вышеуказанные справки было не очень сложно.
Создателям спортивных авто захотелось иметь уже анатомические сиденья. Создавались и самопальные рули, модные и удобные, чем серийные: маленького диаметра, из медной трубы, обтянутый кожей.
Игорь Губарев из города Тбилиси соорудил внешне совсем не выдающийся седан по имени Варико, умелец сделал гидропневматическую подвеску – по типу ситроеновской!
А у машины Весна Владимира Миронова с мотором ВАЗ‑2101 с простым дизайном задние колеса приводились через самодельный двухременный вариатор! Но, такие работы были исключением. Но тяга к «гран-туризмо» очень широко росла.
ГТЩ, Сатана, ЮНА
В 1969 году братья Анатолий и Владимир Щербинины с конструировали спорткупе, которое позднее стали называть ГТЩ. В этой машине стоял двигатель ГАЗ-21. Стеклопластиковый кузов на пространственной раме смотрелся вполне профессиональным. При его создании умельцы предусматривали как классическую, так и среднемоторную компоновку.
Братья Щербинины на этом не остановились. Найдя единомышленников, тоже братьев, Станислава и Юрия Алгебраистовых. В 1980 году создали новое спорткупе с клиновидным кузовом и фарами, закрытыми щитками с электроприводом. Таких машин под именами Сатана (версия Щербининых) и ЮНА (автомобили Алгебраистовых), сделали не меньше четырёх. На улицах автомобили принимали за импортные. У купе даже не было стандартных дверных ручек, вместо них – кнопки, да и колесные диски стояли импортные – красивые.
В 1980 году в законах для советских самодельщиков появился пункт о допустимом объеме двигателя 1,2 л., предельная мощность возросла до 45 л.с. на тонну, а длина автомобиля – с 3500 до 4200 мм. Но делали машины и с волговскими двигателями. Хотя важно, что самодельщики упорно и всё смелее внедряли на своих автомобилях новшества, на которые официальный советский автопром, по сути, не обращал внимания.
Именно на самоделках появились электростеклоподъемники и гидроусилители руля (в СССР стоящие лишь на правительственных Чайках и ЗИЛах), дистанционная регулировка наружных зеркал и даже вклеенное ветровое стекло. Помимо всего этого на спорткупе Орор (по-армянски Чайка) Генриха Матевосяна были открывающиеся вверх двери с газовыми упорами, убирающиеся фары с электроприводом, кондиционер. Чтобы не загромождать небольшой багажник, запаску самодеятельный конструктор пристроил под машину, снабдив ее крепление электроприводом!
Последние советские технические требования к самоделкам ввели в 1987 году. Согласно им, мощность не должна была превышать 50 л.с. на тонну. Что делало некоторые машины очень динамичными. Ведь каркас строили иногда не из стали, а алюминия, да и иные элементы автомобиля старательно просчитывали для снижения массы.