Найти в Дзене
24/7, 365 дней в году

Как установить контакт с ребёнком-аутистом.

Тема была предложена одной девушкой из комментариев здесь.)

Эти простые советы могут быть полезны всем друзьям семей, родственникам, непрофильным специалистам и прочим людям, искренне желающим наладить контакт с ребёнком, у которого расстройство аутистического спектра, но при этом опасающимся, что они что-то сделают неправильно.

1. Помните, что если вы знакомы с одним ребёнком с аутизмом, то вы знакомы только с одним ребёнком с аутизмом. Постарайтесь не выстраивать заранее какие-либо конкретные ожидания и не проецировать на нового знакомого ребёнка ваш опыт с другим или же то, что вы прочитали в интернете или увидели в фильме/передаче/т.д.. Возможно, у этих детей окажется совсем мало общих черт. Возможно, они эти дети будут наоборот очень похожими. Так или иначе, готовьтесь узнать нового человека, который может не вписываться в известные вам шаблоны даже об аутистах.

Женя (3,4г.) и Оля (3,10г.).
Женя (3,4г.) и Оля (3,10г.).

2. Станьте инициатором общения, но не навязывайте его чрезмерно. При этом имеет смысл находиться с ним на одном уровне (если он играет на полу, тоже сесть на пол) и быть в поле его зрения.

3. Просто придерживайтесь здравого смысла. Это работает вообще с любыми детьми. Например, не стоит навязывать ту деятельность, которая вызывает у ребёнка отторжение.

4. Спросите у родителя. Возможно, родители ребёнка сами развеют ваши страхи. В любом случае, если что-то категорически нежелательно делать, они вам об этом скажут (например, есть дети, не переносящие резкие звуки, лично я знаю мальчика, который очень тяжело воспринимает исключительно песни из современных детских мультиков).

Женя (5,4г.) и Саша (5,3г.) в океанариуме, Краснодар.
Женя (5,4г.) и Саша (5,3г.) в океанариуме, Краснодар.

5. Говорите разборчиво и не слишком быстро. Если нужно, повторите один или несколько раз (даже дети с полностью сохранным интеллектом могут быть дезориентированы - например, в новой обстановке).

6. Попробуйте установить контакт с ребёнком через его любимые стимулы и поощрения. Если он любит мыльные пузыри, повыдувайте пузыри или предложите дуть вместе. Если он любит прыгать (многие аутичные дети любят прыгать в тот или иной период своего взросления), то попрыгайте, держась за руки. Угостите ребёнка его любимым печеньем, передавая из рук в руки. Если он любит рисовать, возьмите большой лист бумаги и порисуйте вместе с ним.

Фото с фестиваля "Подсвети синим" 2 апреля 2017г., в международный день распространения инеформации об аутизме.
Фото с фестиваля "Подсвети синим" 2 апреля 2017г., в международный день распространения инеформации об аутизме.