Здравствуйте, уважаемые читатели!
Темой для сегодняшней статьи я избрал вопрос использования ручного стояночного тормоза на автомобиле с автоматической коробкой передач и порядок постановки машины в режим Parking.
Вокруг этого вопроса ломаются сотни копий, поэтому я не хотел бы претендовать на исключительность и правильность точки зрения (здесь каждый автомобилист поступает исходя из своих личных соображений и рекомендаций завода-изготовителя автомобиля). Я хочу рассказать о том, как действую при постановке автомобиля в режим Парковки, а также о порядке начала движения для автомобиля с автоматической коробкой передач на примере моего Volkswagen Polo Sedan.
Постановка автомобиля в режим Парковка
Традиционными схемами, как мне кажется, являются следующие:
- Схема №1 (встречается чаще всего): Доехал до места назначения, нажал педаль тормоза, перевел рычаг коробки передач в режим ‘Parking’, снял ногу с педали тормоза, выключил двигатель
- Схема №2: Доехал до места назначения, нажал педаль тормоза, перевел рычаг коробки передач в режим ‘Parking’, снял ногу с педали тормоза, затянул ручной стояночный тормоз, выключил двигатель
- Схема №3: Доехал до места назначения, нажал педаль тормоза, затянул ручной стояночный тормоз, перевел рычаг коробки передач в режим ‘Parking’, снял ногу с педали тормоза и выключил двигатель
Автомобилисты, которые придерживаются схемы №1, приводят следующие доводы в пользу такой последовательности выполнения действий:
- В автоматической коробке при постановке в режим Parking есть специальный фиксирующий стержень, который надежно защищает автомобиль от непроизвольного движения в отсутствии водителя
- Конструкция запорного стержня достаточно надежна, чтобы не ломаться при постановке автомобиля на стоянку без использования ручного стояночного тормоза
- При постановке машины на стояночный тормоз зимой за ночь примерзают колодки
В качестве контраргументов я вижу следующие:
- Масса автомобиля Volkswagen Polo Sedan с двигателем 1.6 MPI CWVA EA211 и автоматической коробкой передач составляет чуть более 1,2 тонны и при наличии уклона поверхности, на которой запаркован автомобиль, на запорный механизм АКПП в режиме Parking приходится весь этот вес. Добавляем сюда вероятность порывистого ветра и надеяться на какой-то там штырь – это достаточно беспечно, учитывая примерную стоимость ремонта коробок АКПП
- В руководстве по эксплуатации сказано достаточно четко – при постановке автомобиля в режим Parking при уклоне обязательно задействовать ручной стояночный тормоз. И если летом ситуация с ровными участками для парковки более или менее нормальная для крупных городов, то зимой и в провинции почти любое место стоянки автомобиля во дворе дома – это площадка с уклоном.
За три зимы, что находится Volkswagen Polo Sedan у нас в эксплуатации, колобки примерзли всего один раз – когда супруга на ночь запарковала автомобиль в только что выпавший пухлый снег. Утром мне взволнованно сообщила: «Машина не едет», я побрызгал колодки незамерзайкой и на этом проблема исчезла. Поэтому примерзающие колодки при использовании стояночного тормоза зимой – это в большей степени миф, чем реальная проблема. Если уж так сильно хочется подстраховаться – перед остановкой автомобиля несколько раз притормозите, чтобы убрать влагу из области соприкосновения колодок и диска и не паркуйтесь в глубокий снег
Как Вы поняли, завод-изготовитель схему парковки №1 не одобряет. А схема №2? Она, с моей точки зрения, тоже имеет тонкое место. Рассмотрим вариант, когда мы зимой пытаемся парковать автомобиль и из-за снежных неровностей положение автомобиля не зафиксировано и он может прокатиться немного вперед (или назад) до очередной снежной кочки. Кстати, этот эксперимент можете повторить зимой, чтобы убедиться в правоте моих дальнейших слов. Так вот, после того, как мы, уже поставив в режим Parking АКПП, убираем ногу с педали тормоза, автомобиль немного прокатывается вперед (или назад). И запорный механизм АКПП испытывает рывковую нагрузку на детали соединения.
А вот схема №3 как раз и прописана в руководстве по эксплуатации автомобиля (во всяком случае, у Volkswagen Polo это именно так). Если действовать именно в такой последовательности, то мы избегаем проблем, описанных в схеме №2.
Начало движения в случае наличия автоматической коробки передач
Кратно эту процедуру можно описать так – схему №3 надо реализовать наоборот. Завели двигатель, нажали на педаль тормоза, перевели коробку в режим Drive, сняли автомобиль с ручного стояночного тормоза, отпустили педаль тормоза. Кстати, об особенностях переключения режимов коробки я снял демонстрационный ролик.
Почему именно так? Именно этап начала движения с парковки (около дома, магазина и т.п.) является наиболее опасным с точки зрения наступления ДТП. Представим, что коробку мы уже перевели в режим Drive и машину удерживаем лишь педалью тормоза. Если в автомобиле находится маленький ребенок, то мы можем отвлечься и убрать ногу с педали тормоза и машина начнет свое движение. Да, скорость будет небольшой, однако этого вполне хватит на заполненной парковки для организации ДТП. В случае, когда мы снимаем машину с ручного ручника, уже находясь в режиме Drive, является для нас триггером того, что мы точно готовы начать движение и даже если нас что-то отвлечет до этого, ручной стояночный тормоз в любом случае будет удерживать машину на месте, даже если мы уберем ногу с педали тормоза.
Другие мои статьи
О ненужности режима Sport в АКПП Aisin автомобиля Volkswagen Polo Sedan
С уважением, Юрий (kua1102)