Найти тему
АвтоДвиж

КАМАЗ ШАТЛ против Renault EZ-PRO и Mercedes Urbanetic: кто круче?

Друзья, фильм «Приключения Электроника» помните? В 1980 году состоялась его премьера, и вся страна на одном дыхании подхватила песню: «До чего дошел прогресс! До невиданных чудес… Вкалывают роботы, а не человек…». Тогда эти слова относились к научной фантастике, а сегодня – это уже реалии. Беспилотные автобусы и грузовики теперь строят и Mercedes, и Renault, и Volkswagen. Ну и мы не отстаем – свой ШАТЛ, как-никак, сконструировали. Все это похоже на «гонку вооружений». Но кто же пока круче? Давайте разбираться!

Участники сравнительного обзора:

ШАТЛ, совместная разработка института НАМИ и НТЦ КАМАЗ
ШАТЛ, совместная разработка института НАМИ и НТЦ КАМАЗ
Немецкий беспилотный Mercedes-Benz Vision Urbanetic
Немецкий беспилотный Mercedes-Benz Vision Urbanetic
Французский беспилотный Renault EZ-PRO
Французский беспилотный Renault EZ-PRO

Про инновационный проект ШАТЛ, созданный совместными усилиями НАМИ и КАМАЗа, написали уже все, кому не лень. Остается только добавить, что ШАТЛ вряд ли куда-то полетит, но уже совершенно точно может ездить, причем уверенно: доводилось наблюдать это лично. Это здорово, что в родном отечестве ведутся высокотехнологичные разработки. Но хотелось бы, чтобы у этих разработок было будущее, хоть и отдаленное. Пока ШАТЛы успели поработать только на тестовых маршрутах на закрытых площадках (например, на обслуживании гостей Чемпионата мира по футболу в Казани), но вводу таких беспилотников в реальную коммерческую эксплуатацию пока мешает как минимум отсутствие законодательной базы. Так что вопрос, когда ШАТЛы можно будет увидеть на улице, пока открытый.

По сравнению с иностранными концептами, которые будто бы из мультиков выехали, наш ШАТЛ имеет почти классический дизайн! Но это и хорошо, на самом деле
По сравнению с иностранными концептами, которые будто бы из мультиков выехали, наш ШАТЛ имеет почти классический дизайн! Но это и хорошо, на самом деле

Почему ШАТЛ? Казалось бы, знакомое космическое слово – ан, нет, не все так просто. Оказывается, это аббревиатура концепции, которая мудрено расшифровывается как «Широко Адаптивная Транспортная Логистика». Смысл этой логистики такой: на своем смартфоне через мобильное приложение пользователем вносится требуемый маршрут и количество пассажиров (в ШАТЛе предусмотрено 12 мест, из которых 6 – сидячих). Далее все делает робот: выбирает путь следования согласно дорожного трафика, с помощью видеокамер, радаров и датчиков распознает дорожные знаки, разметку и сигналы светофора.

ШАТЛ в городе
ШАТЛ в городе

Технически максимальная скорость движения может составлять 110 км/ч, но в городе, конечно, до таких цифр дело не дойдет. Правда сильно далеко на ШАТЛе не уедешь – аккумуляторная батарея энергоемкостью 35,5 кВт⋅ч обеспечивает 120 км хода. Время полной перезарядки – 90 минут.

Кстати, как и положено настоящему летательному аппарату, под которого маскируется своим названием российский беспилотник, в ШАТЛе предусмотрен свой «черный ящик» для фиксирования всей считываемой датчиками информации.

Теперь переходим к «буржуйской» технике. Футуристического вида концепт Renault EZ-PRO представляет собой эдакий «паровозик» из нескольких съемных модулей на беспилотных шасси, которые могут двигаться как друг за другом, связавшись через Интернет, так и автономно по своим собственным маршрутам. Только если наш ШАТЛ рассчитан исключительно на пассажирские перевозки, то французский концепт ориентирован в первую очередь на грузовые. И даже приблизительный год использования указывается очень далекий – 2030-й.

-8

Для EZ-PRO предусмотрено два принципиально различающихся типа грузовых модулей. Один из них - с местом экспедитора, то бишь с 1-местной кабиной. При желании такой модуль можно перевести на ручное управление джойстиком, расположенным возле сиденья. Посадка в кабину осуществляется через переднюю дверь, откидывающуюся назад и вверх: советский дизайнер Юрий Аронович Долматовский со своей вагонной «Белкой» точно бы такое оценил! Позади кабины расположен грузовой отсек с запираемыми ячейками для посылок и мелких отсортированных грузов. А попасть в этот отсек можно по опускающемуся трапу в левой стенке кузова. Но тут возникают вопросы: а что, прямо на проезжую часть предлагается разгружаться? Или к 2030 году все страны перейдут на левостороннее движение? :-) Концепт, что с него взять...

Теперь перехожу к полностью беспилотному грузовому модулю Renault EZ-PRO. В отличие от экспедиторского, выделить у него лицевую или тыльную часть не удастся: грузовой модуль выполнен симметричным и может двигаться в любом направлении. Двери только боковые – панели кузова могут целиком подниматься вверх, открывая большое пространство для погрузки. Внутреннее убранство модуля может формироваться в соответствии с пожеланием заказчика. Так, на выставке IAA’2018 был представлен образец, оборудованный с одной стороны мобильной кофейней, а с другой – ячейками для хранения посылок, открывающихся через мобильное приложение получателями.

Немецкий беспилотный концепт Mercedes-Benz Vision Urbanetic имеет схожую концепцию с «реношным» беспилотником, но с той разницей, что сменные кузова на беспилотном шасси рассчитаны не только на грузоперевозки, но и для транспортировки пассажиров. Внешность у «Мерседеса» более приземленная, и в облике все же можно угадать обычный автомобиль. А вот время практической реализации подобного проекта тоже относят к 2030 году.

Посадка в округлую пассажирскую капсулу с необычным остеклением осуществляется через сдвижную правую дверь. Сиденья в задней части кузова выполнены в два яруса со ступенькой в проходе. Высота потолка позволяет пассажирам ходить по салону в полный рост.

Urbanetic сзади похож на яйцо ))
Urbanetic сзади похож на яйцо ))

Грузовую капсулу от пассажирской можно отличить по кубической форме. Вызывать хоть грузовой Urbanetic, хоть пассажирский, можно через мобильное приложение.

Ну, а вам какой беспилотник больше по душе? ))

Авто
5,66 млн интересуются