Причин перевода ребенка на семейное обучение может быть множество. Одной из наиболее распространенных является то, что ребенок не успевает за школьной программой. Другими словами, плохо учится.
Семейное образование в этом случае – ключ к решению проблемы. По большей части потому, что подразумевает индивидуальный подход. На самом деле, детей, которые реально не успевают за программой очень мало. В основном, причины здесь кроются в другом. Я обучаю свою дочку сама, без репетиторов и постороннего вмешательства. В школе она училась плохо, постоянно нервничала, оценки были плохие почти по всем предметам. Она не успевала переписывать с доски, вовремя сдавать контрольные и тесты, боялась учителей, не могла толком отдохнуть на переменах из-за шума вокруг.
Предлагаю рассмотреть каждую проблему более подробно и найти решение в рамках семейного обучения.
1. Высокая тревожность, боязнь «всемогущих» учителей.
В те моменты, когда ребенок испытывает страх, его мозг перекрывает все другие сигналы, и он становится совершенно неспособным воспринимать новую информацию. А если ученик постоянно находится в состоянии страха, то ни о каких успехах в учебе не может быть и речи. Дети не хотят учиться и познавать, потому что мозг занят другим, он находится в постоянном напряжении. Это одна из причин неуспеваемости, мозгу попросту не до учебы! Семейное образование убирает эти страхи, ведь учитель – мама, а класс – любимая уютная комната. Ребенок становится способен воспринимать информацию, улучшается память, мышление выходит на новый уровень.
2. Рассеянное внимание.
Существует множество причин низкой концентрации внимания школьников. Это и переутомление, и гиперактивность, и переизбыток информации (так называемая техногенная перегрузка). В рамках семейного обучения можно решить и эту проблему. В школе в день по шесть-семь уроков и далеко не все могут быстро переключаться. Дома мы с дочкой изучаем один, максимум два предмета в день. Делаем длинные перерывы, когда посчитаем нужным, меняем виды активности. Все это очень благотворно сказывается на усвоении информации.
3. Низкая самооценка.
Кто такой неуспевающий ребенок? Тот, кто не может показать такой уровень знаний и умений, который демонстрируют дети, обучающиеся с ним в одном классе. А ведь это вовсе не означает, что он хуже других. Но самооценка от этого страдает. Семейное образование убирает соревновательный момент из жизни детей, ведь далеко не всем он необходим для достижения целей. Ребенку больше не нужно себя ни с кем сравнивать, он спокойно учится в своем темпе, что дает гораздо лучшие результаты.
4. Построение программы обучения без учета канала восприятия.
Каждый человек по-разному воспринимает информацию. Обычно выделяются три типа личности – аудиалы, визуалы и кинестетики. Домашнее обучение дает возможность учесть этот момент и приноровиться к личностным особенностям ребенка, а дети-школьники лишены такой роскоши. Аудиал хорошо запоминает услышанное, ему важен тембр и интонация голоса. Визуал отлично усваивает увиденную информацию, ему всегда нужно записать или зарисовать изученное. Кинестетику важны жесты и прикосновения, а также частые перерывы в учебе, чтобы подвигаться и сменить обстановку.
5. Низкая мотивация.
Школьная система рассчитана на среднестатистического ученика, который одинаково хорошо усваивает информацию по всем предметам. Таких учеников в любом классе не более 17%. У остальных наблюдается крайне низкая мотивация к учебе. Наша непосредственная задача как родителей - помочь ребенку осознать свои сильные стороны и направить энергию именно туда. На семейном образовании это сделать гораздо проще. Дочке плохо дается математика. Мы углубляемся в предмет ровно настолько, чтобы успешно сдать промежуточную аттестацию. Зато ей очень нравится ИЗО, биология, литература и история. В рамках этих предметов есть смысл развернуться – выделить больше времени на их изучение, купить дополнительную литературу, пройти углубленный курс. Ведь на это есть время и желание, а значит и большая вероятность того, что успеха она добьется именно в этих областях.
Я хотела бы привести несколько примеров. Известнейшего изобретателя Томаса Эдисона мама обучала на дому, потому что в школе он был круглым двоечником. О школьной неуспеваемости великого поэта Владимира Маяковского ходят легенды, он был отчаянным двоечником, а после пятого класса и вовсе бросил школу. Одному из известнейших ученых Альберту Эйнштейну с трудом давались такие науки как русский язык и литература. Обучаясь в Царскосельском лицее, величайший поэт Александр Сергеевич Пушкин был одним из последних по успехам в учении, он категорически не мог разобраться в математике. У Антона Павловича Чехова по гуманитарным предметам были тройки. Американский мультимиллионер, президент США Дональд Трамп также неважно учился в школе, зато пылал безудержной страстью к деньгам и сумел создать крупнейшую финансовую корпорацию. Соитиро Хонда окончил всего восемь классов. Плохо разбираясь в маркетинге и финансах, он стал крупнейшим производителем автомобилей и мотоциклов в мире, потому что его подход был признан революционным. Все эти примеры говорят об одном. Не бывает неуспевающих детей! Найдите то, в чем ваш ребенок хорошо разбирается и пустите его энергию в данное русло. Вот увидите, он свернет горы!
Автор: Елена Лачина
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Также читайте статьи автора:
Где сдают аттестации на семейном образовании?
Что дал год на семейном образовании.
7 принципов образовательного процесса на СО (семейное образование).
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.
Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.