Найти тему
Живопись

Четыре шедевра живописи: найдите художника на картине

Художник волен двигаться в направлении фотореалистичных портретов, копируя действительность как беспристрастная цифровая камера. Художник может прятать собственное «я» на просторах пленэрных пейзажей, «ретушировать» стремительностью импрессии или шифровать его модернистскими абстракциями. Но чем больше произведений на его счету, тем очевиднее авторский почерк, тем рельефнее проступает темперамент, прочнее увязывается общность посылов, выстраиваясь в линию идеологии его творчества.

В определённой степени любая картина — автопортрет. Даже если некий отрезок жизни художник проводит в роли копииста. Но и эти копии чужих работ в конце концов станут частью истории о становлении его индивидуальности. Истории известно и обратное явление. Порою желание мастеров искусства увековечить собственный образ нарушало границы законов и общественной морали. Бедняга Фидий — яркий тому пример. Если верить рассказу старика Плутарха, этот блестящий античный скульптор несколько «увлёкся», и поместил на щит священной статуи богини Афины (которую реставрировал по заказу жителей одноимённого полиса) свой гордый греческий профиль. Дело обернулось судом по обвинению в святотатстве и долгим тюремным заключением, которое Фидий не пережил.

К чему мы рассказали Вам всё это, дорогой читатель? Дело в том, что сегодня мы хотим пригласить Вас в короткое путешествие по великим полотнам прошлого, на которых живописцы изобразили самих себя. И угадать, кого из представленных на полотне героев авторы решили наделить собственной внешностью.

1. Карл Павлович Брюллов «Последний день Помпеи», 1833

Признанная русская и мировая классика, принадлежащая кисти великого художника. Мастер трудился над её созданием целых шесть лет. Небольшая подсказка: чтобы отыскать на полотне самого Карла Павловича, нужно вспомнить о том, что дорого сердцу каждого художника, и что он, спасаясь от надвигающейся катастрофы, непременно забрал бы с собою.

Брюллов Карл, «Последний день Помпеи», 1833, холст, масло, 456,5 × 651, ГРМ, Санкт-Петербург
Брюллов Карл, «Последний день Помпеи», 1833, холст, масло, 456,5 × 651, ГРМ, Санкт-Петербург

2. Василий Владимирович Пукирев «Неравный брак», 1863

«Неравный брак» — своеобразная «визитная карточка» Василия Владимировича Пукирева. Невероятно сильная, прочувствованная, выразительная работа, наполненная тончайшим символизмом и психологизмом. Своим появлением шедевр обязан драме несостоявшегося брака живописца. Несчастная девушка, являющаяся центральной героиней произведения — имеет портретное сходство с его бывшей невестой. Вам, уважаемый читатель, мы предлагаем угадать, кто из присутствующих на композиции мужчин имеет внешность самого Пукирева. Подсказка: своего отношения к мезальянсу мастер не стал скрывать ни в действительности, ни на этой картине.

Пукирев Василий, «Неравный брак», 1862, холст, масло, 173 × 136,5, ГТГ, Москва
Пукирев Василий, «Неравный брак», 1862, холст, масло, 173 × 136,5, ГТГ, Москва

3. Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1898

Легендарные «Богатыри» Васнецова. Полагаем, эта работа не нуждается в особом представлении. Исходно предназначавшийся в дар старому другу — Василию Дмитриевичу Поленову — и имевший вид предварительного наброска, за двенадцать лет работы (1876-1898 гг.) эскиз превратился в одну из самых масштабных и глубоких картин маэстро, став настоящим символом русской школы живописи. Вам, уважаемый читатель, мы предлагаем угадать, кого из трёх былинных героев Виктор Михайлович Васнецов наделил собственными чертами лица.

Васнецов Виктор, «Богатыри», 1881—1898, холст, масло, 295,3 × 446, ГТГ, Москва
Васнецов Виктор, «Богатыри», 1881—1898, холст, масло, 295,3 × 446, ГТГ, Москва

4. Микеланджело Меризи да Караваджо «Давид с головой Голиафа», 1610

Работа, появившаяся на свет как следствие глубокой моральной и — как следствие — творческой рефлексии великого Караваджо. На клинке, что сжимает в руке юный Давид, зашифровано послание: «смирение уничтожает гордыню». Это одна из последних работ маэстро, и потому глубокая и явно искренняя проработка мотивов христианского смирения и его сложная взаимосвязь с темой борьбы добра и зла; гармоничность и вместе с тем противоречивость библейского мифа, который Караваджо трактует как глубоко личную историю двух персонажей-антиподов, при этом явно вводя в живописное повествование новые смыслы. Например: тему жалости к поверженному врагу. Вам, уважаемый читатель, остаётся лишь угадать: жертвой острого клинка или жертвой угрызений совести видит себя автор сего произведения?

Микеланджело Меризи да Караваджо, «Давид с головой Голиафа», 1610, холст, масло, 125 × 101, Галерея Боргезе, Рим
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Давид с головой Голиафа», 1610, холст, масло, 125 × 101, Галерея Боргезе, Рим

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться

Викторины канала «Живопись»

ВИКТОРИНЫ | Живопись | Дзен

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц