Правда ли, что строительство Московского метро началось именно здесь? Почему работы по возведению станции превратились в кошмар? Чем знаменит один из архитекторов "Сокольников"? А также - кто был первым пассажиром в 1935 году? И правда ли, что раньше здесь были автоматы по продаже еды? Об этом и не только расскажу сегодня.
Здесь начиналось Московское метро
Станция "Сокольники" открылась в составе первой очереди Московского метро в 1935 году. Несмотря на то, что окраиной эту местность назвать трудно, платформа надолго стала конечной для Сокольнической линии. "Преображенскую площадь" открыли только в 1965 году.
Именно недалеко от станции "Сокольники" началось строительство столичного метрополитена. Работы стартовали на будущем перегоне "Сокольники" - "Красносельская" в конце 1932 года, около современного дома №13 по Русаковской улице. Там даже имеется памятная табличка по этому поводу.
Почти сразу же строителям "Сокольников" пришлось столкнуться с большими трудностями. Их можно разделить на три группы. Во-первых, неопытность кадрового состава. Метро в те годы строили все, кого удавалось привлечь. В подавляющем большинстве случаев, эти люди не были связаны со строительством. Многие до этого работали на разных фабриках, вплоть до кондитерских.
Во-вторых, мешала запутанная система подземных коммуникаций. Большинство объектов даже не нанесли на карту, поэтому рабочих подстерегали разные сюрпризы. В-третьих, гидрологические условия в районе будущей станции были чрезвычайно сложными. Подземные реки и не очень устойчивые грунты стали "головной болью" для строителей.
Почему строить "Сокольники" было так сложно?
Именно последнее обстоятельство доставило больше всего хлопот. Рядом с тоннелем протекала река Рыбинка. Она к тому времени уже находилась в коллекторе диаметром целых два метра. Строителям приходилось работать в непосредственной близости к трубе. Кроме того, в неё впадали несколько водостоков. Стоило начаться дождю, как они сразу переполнялись. Поэтому каждый ливень обычно заканчивался сильными подтоплениями.
Помимо Рыбинки, препятствия создавали плывуны. Это, грубо говоря, песок вперемешку с водой. Хотя станция "Сокольники" была мелкого заложения - всего 12,5 метров, плывуны на такой глубине уже были и сильно осложняли работы. Однажды очередная авария могла закончиться очень плохо. В феврале 1934 года на Сокольнической площади лопнула водопроводная труба.
Всё затопило, а грунт и строительные крепления стало размывать. Из-за этого жилой дом, который находился рядом с котлованом, начал сползать вниз. За час здание осело на 40 сантиметров и покрылось трещинами. К счастью, людей успели эвакуировать вовремя, дом сохранили, а последствия аварии устранили.
Изобретатель буквы "М"
Поскольку станцию построили неглубокой, то её конструкция была довольно простой - трёхпролётная платформа с двумя рядами квадратных колонн. Она станет основной для будущих станций мелкого заложения. Проект создали архитектор Надежда Быкова, а также её муж Иван Таранов. Он, кстати, придумал логотип московского метро (букву "М").
Колонны облицованы серым мрамором. Чтобы визуально сделать станцию более просторной, внизу базы (нижняя часть колонны) отделали чёрным цветом, а капители (квадрат, на котором стоит колонна) - белым. Потолок украсили кессонами. Это рельефные квадратные углубления в сводах. Изначально в них располагались небольшие светильники. Над самой платформой висели люстры-шары. Но в 1960-х годах всё это заменили на люминесцентные лампы.
Путевые стены облицованы глазурованной плиткой. Исследователи считают, что это бледно-зелёный оттенок. Хотя мне кажется, что больше похоже на жёлтый или кремовый. Пол станции на момент открытия был покрыт асфальтом. Позже его заменили на гранит.
В центре зала расположили мостик, который ведёт к выходу. Изначально конструкцию планировали украсить майоликовыми панно, которые изображали бы отдых людей в парке "Сокольники". Ведь именно в честь него станция получила название. Но задумку не реализовали.
Первый пассажир и автоматы с едой
Интересно, что "Сокольники" - первая станция московского метро, где попытались разделить потоки пассажиров. Коридоры запроектированы так, чтобы люди, которые входят на станцию и выходят из неё, не пересекались.
Также платформа знаменита тем, что именно отсюда отправился первый пассажир Московского метро - мастер завода "Красный пролетарий" Л.П. Латышев. Кроме того, с момента открытия, в 1935 году, здесь работали автоматы по продаже бутербродов, шоколада и папирос. Но, к сожалению, столичная публика новинку не оценила, и автоматы довольно быстро убрали.
Сейчас станция выглядит не так, как в 1935. Некоторые детали изменили не в лучшую сторону (освещение). Поэтому многие считают станцию некрасивой. Куда же ей до дворцов на Кольцевой линии? Однако важно понимать, что для тех времён это был шикарный проект. В Москве никогда до этого не строили ничего подобного под землёй. Люди воспринимали станции первой очереди, как дворцы.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!