Найти в Дзене
Zames Media

Тачкам включили тормоз

Оглавление

В ближайшие годы россиянам предстоит ездить на старых автомобилях. Новые машины становятся не по карману большинству жителей регионов. Доходы российских автокомпаний в минувшем апреле упали сразу на 60 процентов по сравнению с апрелем прошлого года – такие данные приводит аналитическая компания «Автостат Инфо». На Урале ситуация не лучше – представители автомобильных дилеров признают: рассчитывать на улучшение ситуации к лучшему в обозримой перспективе не приходится.

По заявлению председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, в апреле российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю. Минувший месяц, пояснил он, нанес сильнейший удар по ликвидности и даже устойчивости дилеров в среднесрочной перспективе.

В апреле 2020 года подразделения МРЭО ГИБДД России зарегистрировали 217,5 тысячи подержанных автомобилей со сменой собственника, что на 49 процентов меньше по сравнению с аналогичным месяцем годом ранее. На рынке новых машин отмечается более серьезный спад: в апреле российскими дилерами было продано всего 53,3 тысячи автомобилей — на 64,4 процента ниже, чем в апреле прошлого года.

Эксперты утверждают: сейчас россияне начнут активно пересаживаться на подержанные машины, о новых можно уже не мечтать.

Спрос на старье

Представители сразу нескольких сервисов trade in в уральских регионах сообщили Zamesу, что в последний месяц столкнулись с повышенным спросом на автомобили с пробегом. Один из собеседников признался, что новые машины сейчас мало кого интересуют: «Нет на них спроса. Ситуация понятна: на фоне очередного кризиса у людей нет денег на новые машины, потому люди переориентируются на машины попроще. Банки перестали с прежней легкостью выдавать кредиты. В итоге многие покупают на свои – наберут 300-400 тысяч и идут покупать, что найдут».

Крупнейшие сайты по продаже автомобилей с пробегом сейчас также фиксируют значительный интерес пользователей. По данным проекта «Авто.ру», рост начался после майских праздников и составил 22 процента во вторичном сегменте.

Похожая картина наблюдается на «Авито»: в мае просмотр автомобильных объявлений на сайте вырос на 42 процента по сравнению с началом апреля — периодом значительного снижения активности на рынке.

Самый значительный скачок наблюдается в российской столице — сразу плюс 235 процентов. В Санкт-Петербурге продажи увеличились на 79 процентов. При этом в регионах рост продаж составил 73 процента.

«Это небывалые цифры, — утверждает автомобильный эксперт Михаил Пальмов. – Вторичный рынок, пожалуй, никогда так не рост. Однако это очень тревожный симптом: фактически люди перестали покупать новые автомобили». По его словам, ключевая опасность этой тенденции в том, что уже скоро российские дороги заполонят развалюхи.

Ездить десятилетиями

Экономисты полагают, что у многих россиян вопрос покупки какого бы то ни было автомобиля ушел надолго на задний план. В частности, существуют прогнозы, что приблизительно около одного миллиона компаний в этом году могут обанкротиться.

Очевидно, что многим в нынешних экономических условиях попросту не до покупки таких дорогостоящих товаров, как автомобиль. В итоге вполне возможно, что и рынок подержанных автомобилей сократится в нынешнем году не менее чем на треть.

Важно и другое: по состоянию на начало 2020 года средний возраст легковых автомобилей в России составлял 13,4 года. В то же время в 2014 году, до начала спада, средний возраст российского легкового автопарка равнялся 12 годам. Для примера, в российской столице этот показатель в 2014 году составлял 6 лет, в 2019 году — 10 лет. Более половины автомобилей на дорогах России имеют возраст 10 лет и выше.

Топ-менеджер одного из салонов по продаже новых и подержанных автомобилей на Урале признался Zamesу, что рынок в ближайшие несколько месяцев не просто просядет, а заметно рухнет: «На это есть целый ряд причин, но главная из них – экономическая. Люди не успели еще толком оправиться от предыдущего кризиса, как тут – новый удар. Даже трудно представить, что будет дальше. Даже покупку подержанных машин могут сегодня позволить себе не очень многие. Этот сегмент тоже будет стремительно сокращаться».

Еще в конце прошлого года аналитики провели опрос среди россиян и выяснили, сколько респондентов сможет приобрести новый автомобиль в наступающем году. Согласно исследованию, проведенному агентством «Автостат», 66,9% респондентов не сможет приобрести новую машину в 2020 году. Более половины опрошенных хочет и дальше ездить на уже имеющейся машине (54,4%), а 12,5% не просто не смогут купить новый автомобиль, но, вероятно, еще и будут вынуждены продать старый.

При этом каждый третий опрошенный, тем не менее, выразил готовность купить новую машину (33,1%). 8,2% респондентов смогут позволить себе лишь «Ладу» или иномарку стоимостью до 1 млн рублей. Однако теперь понятно, что прежние прогнозы были чересчур оптимистичными.

Авто
5,66 млн интересуются