Бар «Ровесник» открылся только в мае прошлого года, но уже завоевал любовь сотен московских тусовщиков. Для гостей «Ровесник» – место, где все свои. Мы поговорили с одним из основателей бара – Сашей Мартыновым – и узнали, почему Москве нужно было такое место, что означает неоновый крот на стене, и зачем в баре устраивать выставки и паблик-токи.
С Сашей поговорила: Елизавета Папазова
О создании «Ровесника»
Идея была примерно такая — создать место, где люди будут чувствовать себя, как дома, как у друга, чтобы они приходили и не воспринимали это как ресторан или бар, который создавался какими-то дядечками, чтобы заработать денег, а видели в этом просто большую модную квартиру в центре Москвы, где тусят все друзья, где не чувствуется никакого стресса и дискомфорта.
Нам нравится дарить положительные эмоции людям: любовь, доброта, открытость — нам это все близко. Именно это мы пытались привнести в создании «Ровесника». Еще один момент: мы не про деньги, мы никогда это не ставили во главу угла. Наша основная идея — донести какую-то философию, создать некое комьюнити, объединяющее людей на одной волне.
Я создавал «Ровесник» с двумя людьми: Викой и Колей. В то время нам самим некуда было пойти потусить. Все началось в прошлом году, когда на новогодние праздники я с друзьями и девушкой запланировал поехать покататься на сноуборде в очень крутое место во Франции. И так получилось, что в конце декабря я расстался с девушкой, а кто-то из ребят не смог поехать. И вот сижу я 1 января и понимаю, что либо я еду один в этот крутой отель, либо не еду. Я решил поехать: все дни кататься, а по вечерам отдыхать. Так и было — неделю я катался до вечера, потом ходил по отелю, наблюдал за людьми, пил вино и ел сыр. И тогда я сидел и думал о жизни, думал, что что-то надо менять.
10 января, когда я вернулся, я написал Вике, с которой мы дружим уже лет 8, и Коле, коллеге по работе из отдела маркетинга. Я тогда работал в IT: мы делали свои проекты, не связанные с таким бизнесом. Сейчас тоже продолжаю там работать, но только раз в квартал: посещаю встречи и мероприятия. Основные силы направлены в «Ровесник» и новые проекты. С Колей было всегда легко, мы на одной волне — раньше устраивали корпоративы, дни рождения, пускали салюты. Но это было не очень удобно делать внутри определенной организации.
Я написал: «Слушайте, давайте попробуем открыть бар. У меня есть немного накоплений. Сделаем, не получится — хотя бы весело, будет, что вспомнить. Может, что-то получится».
Мы как-то даже не предполагали, что откроемся. Думали, потусим месяца три и все. Много угорали, веселились, вообще ничего не знали об этом бизнесе. Мы боялись, что нас кто-то обманет, а сейчас все легко идет при планировании дальнейших проектов.
Мы стали искать помещение – это самая сложная штука, наверное. Большинство помещений в центре Москвы не подходят: где-то жилой дом — соседи будут жаловаться; где-то перепланировки были — ты не сможешь зарегистрироваться, не дадут лицензию на алкоголь; где-то очень дорого — например, мы нашли крутой особняк на Покровке, но он был очень дорогой, мы тогда даже искали второго арендатора, чтобы он снял первый этаж, а мы второй.
Все клевые помещения сдаются посуточно — нам это не подходило.
Мы каждый день в 10 утра просыпались, скролили ссылки, объявления, звонили почти по всем, которые могли хоть как-то подойти. Так мы и вышли на наше помещение. Но тогда мы думали, что оно нам совсем не подойдет, потому что оно было максимально раздолбанное. До бара здесь год ничего не было, а ещё раньше была турфирма или стоматология. Кирпич здесь начала 20 века, он просто разваливался. В итоге мы встретились с собственником, нам с ним очень повезло — адекватный человек, молодой, прогрессивный, со всем нам помогал.
Об интерьере бара и неоновом кротенке
С января по апрель мы делали жесткий маркет-ресерч — ходили во все бары, рестораны, клубы, кофейни. Пытались понять, что нам самим нравится и не нравится. И поняли, что нам везде дико не нравится. Например, тогда открылся «Дом Культур», они выстрелили, мы туда ходили довольно часто. Но нам было некомфортно, казалось, что мы туда не вписываемся, там была определенная модная тусовка. В какой-то момент мы поняли, что любим иронию, мы хотели высмеять это снобство, социальные пласты. Еще заметили, что во всех барах есть неон, и договорились, что мы будем первым баром без неонки.
А потом подумали, что ещё более прикольным будет сделать неонку, которая просто перекроет все шаблоны, и люди будут приходить и думать: «Блин, что это вообще такое, что это тут делают?». Мы выбрали крота из чешского мультика. Чем он нам близок? Нравится, что он крот и зовут его Крот — просто и прикольно. И у него выражение лица такое, как будто он спрашивает: «Что здесь вообще происходит?». Это и есть концепт нашего заведения. Крот олицетворяет кучу вопросов, которые возникают в голове у посетителей.
Почему здесь такое зонирование? Для нашего дизайнера Наташи это тоже первый проект. Когда мы делали отбор команды, то смотрели, чтобы человек был заряжен и его привлекал процесс и удача, а не только деньги. Человек горит, разделяет нашу идею, ему это интересно. Наташа, кстати, после «Ровесника» получила много других предложений. Так вот, мы решили оставить кирпич 20 века. Штукатурку делали сами — это окисленная медь, мы наносили розовую краску на нее, а потом распыляли специальный химический раствор, эффект зависел от количества раствора. Другую комнату, «розовую» с кубом, мы решили сделать минималистичной, она выбивается из остального интерьера.
О тех, кто ходит в «Ровесник»
На самом деле, мы ориентировались, как говорит Коля, «на тех людей, у которых есть интернет». Если серьезно, то на людей 18-35 лет.
Но мы открыты для всех и считаем, что к нам могут ходить люди любого возраста (18+), ориентации, любых политических взглядов. Так сложилось, что к нам ходят чаще молодые люди от 18 до 25 лет. Изначально мы больше ориентировались на 23-27 летних людей, которые уже закончили учебу и работают. В Москве желание тусить все-таки больше есть у студентов, к тому же у нас демократичные цены.
Аудитория разнится в зависимости от дня. Например, по будням вечером более взрослая аудитория, которая приходит пить коктейли. Днем часто у нас сидят студенты, фрилансеры, пьют кофе, работают по 8 часов с ноутом. Пятница — не попса, иногда странная музыка. Недавно, например, был Петар Мартич из Пасош, который включал техно, а такую музыку понимают не все. По субботам у нас проходят попсовые вечеринки, на которых агония молодежи, угорающей по Меладзе, пьющая настойки и т.д. Воскресенье — живые концерты, на них, как правило, приходит довольно зрелая аудитория, акустические концерты привлекают людей постарше.
Бывает так, что человек впервые попадает к нам именно на концерт, из-за чего не понимает общей концепции заведения, идет и пишет гневные комментарии — но мы не обижаемся.У нас камерное место, все эти мероприятия проводятся бесплатно — как для посетителей, так и для организаторов. Мы делаем это не для того, чтобы денег заработать, а для того, чтобы дарить возможность любым людям бесплатно стать ближе к искусству. Ведь не у всех есть возможность за 2-5 тысяч рублей купить билет на концерт. Да, нужно отстоять большую очередь, если ты не пришел заранее, будет тесновато, но это стоит того.
О жалобах (на фейсконтроль и гардероб)
Многие жалуются на 2 вещи: гардероб и фейсконтроль. Когда мы открывались летом, гардероба у нас не было — это логично.
Потом мы, конечно, работали над ним, но не предполагали, что к нам будет приходить такое количество людей.
Например, в ночь пятницы, с 10 вечера до 5 утра, проходит около 1000 человек. А гардероб рассчитан максимум на 100 курток.
Мы думали, как можно его расширить, но в скором времени решили, что приделаем 50 крючков вдоль стены. Это, конечно, не решит окончательно проблему. Большой минус еще в том, что некоторые люди просто воруют ценные вещи или по ошибке уезжают не в своей куртке — мы ведь не можем все контролировать, даже несмотря на то, что у нас ведется видеонаблюдение. Людей много и темно, поэтому видно плохо.
Что касается фейсконтроля, то людям не нравится, что есть некий человек, который, как им кажется, без причины может не впустить их внутрь. Они должны понимать, что мы не пускаем пьяных людей, потому что нам важна безопасность других посетителей. Если гости начинают буянить, вызывать дискомфорт у окружающих — их тоже выводят. Мы пытаемся сохранить дружескую атмосферу внутри заведения.
Первые месяцы мы работали достаточно хаотично, даже посетители замечали, что к нам стали заходить какие-то странные гости, вести себя неприлично, завязывались драки. Тогда поняли, что нужно как-то структурироваться, и придумали ряд правил для фейсконтроля.
В каких случаях мы не пускаем в «Ровесник»?
- Если гость приходит и не улыбается, не здоровается с позитивным фейсером — это плохой знак. Если человек хмурится — не проходит;
- Людей, находящихся в алкогольном и наркотическом опьянении;
- Тех, кто уже нарушал вышеперечисленные правила. У «Ровесника» есть блэк-лист;
- Несовершеннолетних или тех, кто не предъявил оригинал паспорта.
О концепции бара-«небара»
Нам очень нравится то, что мы не бар, не кофейня, не ресторан и не клуб – мы что-то общее, мультиформатное. У нас можно не только выпить коктейль, но и прийти целенаправленно посмотреть на выставку, послушать чье-то выступление, речь.
Выставка меняется каждую неделю. Она бесплатная. В Москве не очень много мест, где независимые ребята могут продемонстрировать свое творчество. Это же касается и музыки. По воскресеньям у нас бывают не только достаточно известные музыканты, но и ноунеймы, с творчеством которых люди впервые знакомятся в стенах «Ровесника». Для нас нет материальной выгоды, мы лишь даем площадку для людей, которые хотят донести свой месседж в массы.
Мы – некий трансформер. Мы постоянно изменяемся: разрабатываем новое меню раз в три месяца, приглашаем абсолютно разных творческих деятелей (был даже тату-мастер и гадалка на картах таро), меняем интерьер под выставки, проводим мероприятия разных форматов, тематические вечеринки.
Мы даем нашим гостям свободу в потреблении искусства. Бывает, что чья-то выставка в «Ровеснике» – первая в жизни.
Приходят человек 20 друзей этого художника или фотографа, также знакомятся с нашим заведением, заценивают меню, потом приходят на вечеринку – оказываются в петле. Микро-аудитории перерастают в большое комьюнити.
В какой-то момент, когда о нашем формате узнало больше людей, нам стали писать многие ребята с предложениями провести мероприятие, принять участие в выставке, устроить тусу или выступить. Сделать это можно бесплатно, мы только моделируем и корректируем. Определенной рубрикации мероприятий нет. В последнее время у нас проходит много психологических бесед на темы принятия, любви – это запрос современной молодежи.
У нас изначально была идея сделать программу на неделю, в пятницу и субботу тусовки, а в воскресенье – концерт. По четвергам раз в 2 недели есть «Караоке запой». Через проектор мы выводим на экран караоке в ютубе, и любой желающий может выбрать песню и исполнить. Обычно поет весь зал хором.
О том, как родилось название бара
Наш девиз: «Мы ровесники не по возрасту, а по духу». Это правда. Мы очень разные, и люди, приходящие к нам, тоже – они представители разных поколений.
Мы долго выбирали название, не могли решить, хотели, чтобы оно было не очень длинным, не очень сложным, немного со снобизмом, не на латинице и без английских слов. У нас было 2-3 варианта, одно что-то вроде «Кафедра легитимной провокации», хотели, чтобы была аббревиатура смешная.
Опрашивали друзей, кому какое из них нравится. И один парень на вопрос «Что нравится: а или б?» ответил, что ему нравится «Ровесник». И мы как-то задумались, идея нам понравилась. Мы хотели такое название, которое бы не теряло свою актуальность и через 10, и через 20 лет. Мы ориентировались на название мотокафе «Энтузиаст», которое и в будущем будет звучать так же.
Наш логотип — скрепки, аллюзия на знак равенства из-за их расположения. А скрепки означают скрепление людей в некое комьюнити. Слово «Ровесник» можно разместить на этих скрепках по-разному: как на шоппере, на вывеске, на мерче — везде разные вариации — опять-таки история о нашей непрекрощающейся трансформации.
О меню и путине
Популярное блюдо «путИн» – на самом деле, канадское блюдо. Я жил и учился несколько лет в Канаде, тогда и попробовал его. Оно супер-национальное — картошка с сыром и соусом — и максимально питательное. Это идеальное похмельное блюдо: после вечеринки ты съешь путин и через 30 минут тебе уже хорошо.
Все, что есть в меню, – это олицетворение событий в жизни каждого из нас.
Путин был в моей. Те же Бобы эдамаме с копченой паприкой любят в Канаде, особенно в районах, где живут китайцы. Это китайский снек, они едят его вместо попкорна. Бургер с рваной свининой – Колина история. Свинина в нем замачивается в пепси-коле — Коля всегда хотел такой бургер, и он реально вкусный. А Паштел-де-ната – это португальское блюдо. Мы ездили с Викой в Португалию на фестиваль, там попробовали этот десерт и поняли, что он должен быть здесь. Очень популярна сейчас жареная кукуруза с авокадо. Наше меню – история.
О планах на будущее
Мы пытаемся сделать более масштабную историю с благотворительностью. Сейчас по желанию можно сделать небольшое пожертвование в размере 30 рублей в фонд «Единение», для этого нужно заказать любое блюдо. Когда-то совместно с этим фондом в «розовой комнате» у нас проводилась выставка работ людей с разными ментальными особенностями. Мы запартнерились с этим «Единением» и хотим в будущем скидывать не 30 рублей с заказа, а вообще делиться доходами. В России, к сожалению, нет культуры просто скинуть деньги на благотворительность. Мы подумали, что было бы классно около 10% выручки ежемесячно отправлять на счет фондов. Сейчас договариваемся с детским хосписом, фондом поддержки политически репрессированных людей и фондом поддержки экологии. Мы планируем на баре повесить табло с цифрами, сколько денег направлено на поддержку фондов, чтобы и посетители ощущали свой вклад в благое дело с напитков и еды. Ведь большинству лень заниматься благотворительностью или они не знают, как это сделать, а здесь вклад хоть и маленький, но есть.
Нам не нравятся моноформаты или похожие заведения, например, несколько рюмочных, построенных рядом друг с другом. Мы хотим создать некий холдинг проектов. Есть бар «Ровесник», который закрывает нашу потребность в вечеринках, хорошем алкоголе, концертах. Теперь мы разрабатываем новый проект — заведение, которое будет совершенно другим: спокойным, ламповым, с другим меню и концептом. Но история так же мультиформатная.
К нашему Дню Рождения в мае мы планируем провести в сумме 52 концерта. Хотим собрать лучшие выступления и организовать музыкальный фестиваль, снять локацию человек на 500 и сделать масштабный Ровесник-live.
Хочется делать что-то для общества, нести какую-то душевную философию. Отзывы разные: есть хейтеры, которым не подходит наш формат. Но глобально мы увидели, что многим не хватало такого места, они пишут, что раньше никуда не ходили, а теперь ходят к нам и любят «Ровесник».
Если у вас еще нет планов на новогоднюю ночь, самое время определиться с ними. Ребята из «Ровесника» уже работают над записью новогоднего поздравления в стиле Путина, которое они пустят на экран под бой курантов на их новогодней вечеринке 31 декабря.